Наталья Ефимова
Конспект внеурочного занятия по театральному мастерству с учащимися начальных классов «Маска, я Вас знаю»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия- Мимика
Название- «Маска, я Вас знаю»
Цель занятия : научить перевоплощаться в художественный образ через элементы актерского мастерства.
Задачи занятия :
1. Познакомить ребят с понятием: мимика.
2. Научить демонстрировать разнообразие компонентов эмоциональной экспрессии.
Оснащение занятия : карточки с заданиями на упражнение «Мини-история»
Публикация «Конспект внеурочного занятия по театральному мастерству с учащимися начальных классов „Маска, я Вас знаю“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Костюмы и маски своими руками
- Маски, костюмированные развлечения, уголки ряжения
- Начальная школа. 1-4 классы
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Ход занятия:
Ребята, многие из вас были в театре, смотрели спектакли. Но, знаете ли вы, как и когда появился театр? Театр возник очень давно, в Древней Греции. Сейчас я вам об этом расскажу. Слово «театр» означает «место для зрелищ». Древние греки строили театры под открытым небом на склоне холма. В театре была сцена, на которой выступали актёры и высокие зрительные места (сравнение с современным театром).
В спектаклях принимали участие только мужчины. Все актёры обязательно выступали в масках. Когда актёры показывали грустный спектакль – трагедию – они надевали на лицо грустные хмурые маски. Если на сцене разыгрывался весёлый спектакль – комедия – актёры надевали весёлые, улыбающиеся маски.
С давних времен люди подметили, что быть кем-то, играть кого-то легче в маске. Потому что маска помогает скрыть лицо, превратиться в волшебного героя. Маска пришла к нам из глубокой древности.
Маска–предмет, накладка на лицо, который надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица. Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и (реже) рта и носа. Маски использовались с древности в церемониальных, эстетических, и практических целях.
Их делали из золота и серебра, украшали драгоценными камнями; выдалбливали из дерева, вырезали на них орнаменты и узоры, раскрашивали и украшали перьями.
Маски бывают самые разные, они могут изображать:
героев фильмов, зверей и героев сказок – весельчаков и чудищ, ведьм и красавиц
Маска выражает характер персонажа!
В театре артист, стремясь изменить своё лицо, часто наклеивает бороду или усы, использует парики. Искусство изменения внешности – грим возникло как продолжение искусства маски.
В современной жизни маски практически вышли из обихода, люди выражают свои эмоции непосредственно, то есть напрямую: выражением лица, речью, возгласами смехом, плачем и т. д. Так же и в театре, как в жизни, вместо масок – мимика (движения мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние).
Итак, тема нашего урока – мимика. Сегодня мы с вами будем учиться, так выразительно передавать свои эмоции лицом, чтобы любой человек мог сразу понять, в каком настроении и образе мы пребываем.
Для того чтобы, мимика далась нам легко и непринуждённо, нужно сделать артикуляционную гимнастику-то есть «размять» наше лицо, при помощи нескольких упражнений:
• Растянуть уголки рта ("улыбка") и расслабить
• покусали кончик языка, как мама шинкует капусту;
• покусали язык с кончика до середины и с боков;
• представили, что вы – собачка, перед вами мисочка с остатка-
ми вкусной еды, вылижите язычком воображаемую тарелку дочиста;
• начинаем играть в болтушечку – это быстрое болтание языка
между губами со звуком «ла-ла-ла», а потом начинаем болтушечку в
стороны, вправо и влево со звуком «ла-ла-ла»;
• чистим зубы язычком, как зубной щёткой;
• язычком, как шпагой «протыкаем» щёки;
• язычком дотянутся до носа и до подбородка;
• круговое вращение языком.
«Комарики» – массаж лицевых мышц. Воображаемый кома-
рик садится по очереди, то на лоб, то на щёки, то на подбородок. Про-
гонять его будем движением лицевых мышц. Прилетает стая надоед-
ливых комаров – шевелится всё лицо.
«Звукоподражатель» – медленно озвученный выдох. Вспом-
ним звуки природы и воспроизведё м их:
• свистит ветер – сссс….
• шумит лес – шшшшш….
• жужжит пчела – жжжж…
• звенит комар – зьзьзь…
• летит шмель – жьжьжь…
• заводится мотоцикл – рррр… и т. д.
А теперь давайте посмотрим, на что способно наше лицо. Представьте, что вы:
• «Съели кислый лимон» (дети морщатся).
• «Рассердились на драчуна» (сдвигают брови).
• «Встретили знакомую девочку» (улыбаются).
• «Испугались забияку» (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот).
• «Удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза).
• «Обиделись» (опускают уголки губ).
• «Умеем лукавить» (моргают то правым глазом, то левым).
«Разговор через стекло»
Детям предлагается поговорить на какую-либо тему, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Например, просьба принести стакан воды или сказать о том, что другой забыл надеть шапку. После игры надо обсудить, что чувствовали дети, легко ли им было. Эта игра развивает способность передавать чувства и мысли с помощью мимики.
«Мыльные пузыри» – ведущий имитирует выдувание мыль-
ных пузырей. А остальные дети изображают полёт этих пузырей. Дети
свободно двигаются. После команды ведущего: «Лопнули!» дети ло-
жатся на пол. Игра развивает выразительность движений и воображе-
ние.
«Живая иллюстрация» –прочитайте стихотворение А. Л. Барто «Идёт бычок, качается…» так, словно бы вы: оправдываетесь перед другом, обидели бабушку, хвастаетесь перед ребятами, рассердились на младшего брата, испугались собаки.
"Мини-истории для одного актера" Актеры по очереди должны изобразить мини-историю при помощи мимики. Остальные участники пусть угадают, что они видели. Мини истории следующие:
• Вы включили телевизор. Показывают какой-то «ужастик». Вам страшно. Вы закрываете глаза. Потом переключаете на другую программу. Там показывают что-то смешное. Переключаете снова. Там показывают футбол. Вот забили гол. Ура! Изображайте ваши эмоции. Переключаете опять. Здесь идет какой-то неприличный фильм, вам и смотреть-то стыдно. Еще один канал – здесь что-то скучное, вы засыпаете.
• Читаешь журнал
• Пишешь письмо
• Подслушиваешь под дверью
• Ешь то, что не хочешь.
• Рассматриваешь картины на выставке, пытаешься незаметно отколупнуть краску.
" Мини-истории для двух актеров"
Двое актеров разыгрывают без слов следующие ситуации:
Один читает газету, смеется, другой подглядывает
• Двое едут в общественном транспорте. Один сидит, другой стоит и хочет, чтоб сидящий уступил ему место, а сидящий делает вид, что не замечает его
• Двое сидят за столом и кушают. Одни угощает, а другой, не желает, есть какое-нибудь блюдо, он и выплюнуть его пытается, пока другой не видит, или ему в тарелку переложить и т. д.
Рефлексия
Педагог: Наше занятие подошло к концу и я прошу Вас повернуться ко мне лицом и показать, с помощью мимики с каким настроением, вы покидаете сегодняшнее занятие.