Светлана Ульянова
Конспект занятия «Мальчики и девочки» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовили: воспитатели А. В. Тарабрина, С. О. Ульянова
Тема: «Мальчики и девочки»
Образовательные области: Социально-коммуникативная; познание; речевое развитие; художественное творчество.
Предварительная работа:
• Беседа с мальчиками «Мальчики защитники слабых»
Публикация «Конспект занятия „Мальчики и девочки“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мальчики и девочки. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
• Беседа с девочками «Девочки — хозяйки и помощницы»
• Беседа с детьми об интересах детей;
• Рассматривание картин с изображением женщин и мужчин;
• Рассматривание одежды мальчиков и девочек;
• Чтение художественной литературы;
• Укрепление у детей чувства взаимной симпатии и дружбы.
Цель: Освоение первоначальных представлений социального харатера и включение детей в систему социальных отношений через формирование гендерной, семейной принадлежности.
Задачи:
1. Учить детей быть внимательными друг к другу. Воспитывать доброжелательные отношения между мальчиками и девочками.
2. Развивать классификационные умения на примере предметов одежды и предметах трудовой деятельности мужчин и женщин.
3. Воспитывать у детей культуру взаимоотношений полов, адекватную полу модель поведения, понимания роли мужчины и женщины в семье.
Методы и приё мы: беседа, дидактическая игра, проблемная ситуация, подвижная игра.
Оборудование:
• Предметы для мальчиков и девочек для игры «Кому что подарить»;
• Картинки для игры «Кто кем будет?» (возрастные последовательность);
• Игра «Весёлые фанты»
• Музыкальный центр;
• Обручи;
• Мяч
• Коробочка с именами.
• Корзинки с конфетами;
• Конфеты.
Ход деятельности
Вводная часть. (Создание проблемной ситуации)
Ребята входят, звучит песня о дружбе. Поставлены стулья только для девочек.
Воспитатель: Дети, посмотрите, как мало стульчиков. Как же нам быть, кому предложить присесть на них?
Выслушиваются предложения детей, после чего мальчики предлагают присесть девочкам и сами приносят для себя стульчики. Воспитатель оценивает поступок мальчиков.
Входят девочка София и мальчик Стёпа.
Воспитатель: Возле дома спор идет
Что сбежался весь народ
Загибая пальчики
Спорят девочка и мальчик.
Мальчик (Стёпа) : Быть мальчиком хорошо
Можешь лётчиком ты стать
Можешь штангу поднимать
Можешь бегать мяч гонять
Или космонавтом стать!
Девочка (София) : Хорошо девчонкой быть!
В куклы я люблю играть
Куклам косы заплетать
Перед зеркалом кривляться
Или просто танцевать!
Воспитатель: Подождите, не спорьте. Сейчас мы с вами разберемся. Но сначала давайте поздороваемся с нашими гостями. А здороваться мы будем движением.
Девочка (пружинка) – Здравствуйте!
Мальчик (кивок головой) – Здравствуйте!
Воспитатель: А сейчас мальчик возьмёт девчонку за руку и проводит её к стульчику. Ребята, а почему именно мальчик проводил и посадил девочку на стул, а не наоборот?
( Ответы детей: мальчик сильный, он должен защищать девочку, помогать ей и т. д.)
Воспитатель: Ребята посмотрите вокруг и скажите, кого вы видите в этом зале? (Люди, дети.) Правильно, природа разделила всех людей на мужчин и женщин, на мальчиков и девочек и у каждого есть своё имя. Давайте, представимся нашим гостям, а представляться мы будем в игре.
Посмотрите, какая у меня красивая коробочка. Она не обычная, можно сказать волшебная, потому что помогает мне совершать превращения и делать сюрпризы для детей.
Где у нас Родион? Возьми своё имя, Родион. (Отдавая, говорит: «Очень приятно с тобой познакомиться, Родион!») и т. д.
Вот и познакомились: у нас здесь собрались замечательные ребята мальчики и девочки — дружные и приветливые». Приглашаю вас взяться за руки и сделать большой круг.
Проводиться пальчиковая гимнастика «Дружба»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики
Мы с тобой подружим маленькие пальчики
Раз, два, три, четыре, пять, Начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать. (пальцы рук соединяются ритмично в «замок»). (ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук). (поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинца). (руки вниз, встряхнуть кистями).
Воспитатель: А каким должен быть мальчик. Я думаю, что таким. Послушайте отрывок из песни «Из чего же сделаны наш мальчики».
Из чего только сделаны мальчики?
Из колючек, ракушек,
Из зелёных лягушек –
Вот из этого сделаны мальчики!
Воспитатель: Вы согласны? Предлагаю поиграть в игру с мячом, «Каким должен быть настоящий мальчик?» (Ребёнок ловит мяч и называет личностные качества и возвращает мяч воспитателю и так повторяется со всеми детьми).
Воспитатель обобщает ответы детей: мальчик должен быть сильным, ловким, смелым, уметь постоять за себя и за девочку, не обманывать. Мальчики не должны обижать девочек, они должны защищать, помогать, уступать девочкам игрушки или место. Мальчик не может быть слабым, неловким, трусливым, ленивым.
Воспитатель: А какой должна быть девочка? Я думаю, что такой. Послушайте отрывок из песни «Из чего же сделаны наши девочки?»
Из чего только сделаны девочки?
Из конфет и пирожных,
Из сластей всевозможных –
Вот из этого сделаны девочки!
Воспитатель: Вы согласны? Тогда давайте поиграем в игру с мячом, «Какой должна быть настоящая девочка?» (Ребёнок ловит мяч и называет качества и возвращает мяч воспитателю и так повторяется со всеми детьми)
Воспитатель обобщает ответы детей: девочка должна быть доброй, аккуратной, терпеливой. Мальчики не хотят дружить со злой, ленивой, болтливой, неряшливой девочкой, а также плаксой.
Воспитатель: А о своей любимой игрушке и игре девочки сейчас расскажут :
Этой куклы кто не знает?
Лучше куклы не найдешь.
Сразу глазки открывает,
Только на руки берёшь.
И хоть слёз у куклы нету,
Плачет девочка моя :
- Мама, мама! Где ты, где ты?
Ну, а мама – это я.
Воспитатель: А о своей любимой игрушке и любимой игре, мальчики тоже расскажут и покажут.
Едем, едем на машине
Нажимаем на педаль,
Газ включаем, выключаем
Смотрим пристально мы вдаль.
Дворники счищают капли
Вправо влево – чистота!
Волосы ерошит ветер
Мы шофёры – хоть куда!
Воспитатель: Мы поговорили об отличиях, но есть у нас что-то, что есть и у мальчиков и у девочек, что же это?
Дети: Части тела.
Воспитатель: Давайте покажем гостям, что у нас есть у всех:
Физкультминутка:
Нос, рот, голова,
Уши, щёки, нос, глаза.
Плечи, плечи, шея, грудь,
Не забыть бы что-нибудь,
Мы руками хлопаем,
Мы ногами топаем,
Шаг вперёд, шаг назад
Вот так!
(Дети выполняют соответствующие движения.)
Воспитатель: Ребята, а вы любите получать подарки? А когда люди дарят друг другу подарки?
Дети: На праздники, на день рождения.
Воспитатель: А давайте, представим, что мы идём на день рождение!
Проводится игра «Подарки» ( Дети делятся на две команды: мальчики и девочки. Дети берут из корзины по одной игрушке и раскладывают в обручи: в красный обруч – подарки для девочки, в синий обруч подарки для мальчика
Воспитатель: Стёпа, София – вы бы хотели, чтобы вам подарили именно эти подарки?
Дети: Да!
Воспитатель: Молодцы! Угодили нашим поссорившимся ребятам.
(Слышен плач ребенка)
Воспитатель: Кто- то плачет. Выносит два конверта, они обвязаны голубой и розовой лентами. Это новорожденные дети. Ребята, а когда новорожденный подрастет, он кем станет?
Дети: Малышом!
Воспитатель: А новорожденная?
Дети: Малышкой!
Воспитатель: Я вам сейчас раздам картинки, на которых сфотографированы люди в разных возрастах, мальчики построятся от «новорожденного» до «дедушки», а девочки от «новорожденной» до «бабушки».
Проводится игра «Кто кем будет?» (Картинки расставляются по возрастам.)
Воспитатель: Молодцы! Построились правильно! Все мальчики и девочки любят танцевать. А вы любите танцевать?
Дети: Да!
Воспитатель: Предлагаю вам станцевать танец с куклами.
Исполняется «Танец с куклами»
Воспитатель: По-моему Стёпа что-то хочет сказать Софии.
Стё па: София, ты меня извини, девочкой тоже быть хорошо.
София: И ты Стёпа меня извини, мальчиком тоже хорошо быть.
Воспитатель: Ну, вот и прекрасно наши герои помирились. Вставайте дети в кружок, мы расскажем нашим гостям, как нужно уметь прощать и мириться.
Игра «Жили-были».
«Жили-были я ли ты ли (идут по кругу,
Между нами вышел спор (идут в круг грозят пальцем топают,
Кто затеял – позабыли (из круга – пожимают плечами,
И не дружим до сих пор (отворачиваются спиной в круг,
Вдруг игра на этот раз (кружатся на месте,
Помирить сумела нас! (Повернуться в круг – взяться за руки.)
Воспитатель: Ой, смотрите, я нашла корзинку с конфетами, только они не настоящие, а чтобы они стали настоящими нужно отгадать загадки-обманки:
1. Весной венки из одуванчиков
Плетут, конечно, только….
2. Болты, шурупы, шестеренки
Найдешь в кармане у …
3. Болтали час без передышки
В цветастых платьицах….
4. При встрече всех, померяться силенкой,
Конечно, любят, лишь….
5. Бояться темноты трусишки,
Все как один они….
Воспитатель: Мальчики и девочки - все у нас равны,
Только помнить мальчики об одном должны
Девочки слабее их, могут и пищать,
И должны их мальчики храбро защищать.
Молодцы! А вот и настоящие конфеты! Но прежде чем мы их попробуем, как вы думаете, что нужно сделать?
Дети: Угостить гостей!
Дети угощают гостей. Воспитатель хвалит детей, прощаемся с гостями.
Девочки – пружинка, мальчики – кивок головой.
Рефлексия: Ребята, в какие игры мы играли, назовите их. А какие вам понравились больше всего?
Литература
1. А. Адлер Воспитание детей; взаимодействие полов. Ростов-на-Дону, 1998г.
2. Т. Н. Доронова Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений –М. :Линка-Пресс. 2009г.
3. О. В. Дыбина Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. -М. : Мозаика-Синтез, 2006г.
4. В. Д. Еремеева., Т. П. Хризма Мальчики и девочки- два разных мира. -СПб. :Тускарора,2000г.
5. Я. И. Михайленко, Н. А. Короткова Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду. НОУ «Учебный центр» им. Л. А Венгера «Развитие».-М. ,2000г.