МААМ-картинки

Конспект занятия «Калейдоскоп профессий»

Чубанова Джейран
Конспект занятия «Калейдоскоп профессий»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия «Калейдоскоп профессий»

Форма проведения: Круглый стол

Цель: актуализировать процесс профессионального самоопределения воспитанников за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире труда и профессий, подготовить воспитанников к сознательному выбору профессии.

Задачи:

• сформировать у воспитанников активную позицию по отношению к выбору будущей профессии;

Публикация «Конспект занятия „Калейдоскоп профессий“» размещена в разделах

• сформировать у воспитанников знания о мире труда и профессий, требованиях профессии к личности;

• научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

• научить анализировать свои возможности и способности формирование общественно значимых мотивов выбора профессии;

• подготовить к профессиональному самоопределению.

Оборудование: проектор, компьютер, магнитная доска.

Участники: воспитанники детского дома в возрасте от 15-18 лет

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, мы начинаем сегодняшнюю встречу. Совсем немного осталось до того момента, когда мы с вами будем расставаться. Каждый из вас пойдёт своей дорогой. Жизнь человека похожа на дорогу, а по дороге жизни встречается череда многочисленных выборов. Серьезных, от которых зависит будущее (например - выбор спутника жизни, и повседневных, бытовых (что приготовить на ужин, или что одеть в гости). Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самому сложному выбору. Ведь это и выбор того, какое место займет профессия в жизни человека, что он сможет получить от своей будущей работы. Выбор профессии, с одной стороны - взгляд в будущее: чем я хочу заниматься, какие сложности могут встретиться на пути в профессию? А с другой - взгляд внутрь себя: насколько я готов преодолевать препятствия для достижения цели.

Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог – именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия?

На экране вы видите 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?»

(Дети дают ответы.)

Подведем итоги. Перед вами краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине.

(Профессия – это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития).

Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация – это уровень профессионального мастерства.

Должность – это место, занимаемое человеком в организации.

Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека. Профессия, специальность, квалификация – это то, что продает человек на рынке труда. Сегодня мы поговорим о различных профессиях и о выборе профессии. А также вы должны выполнять различные задания.

Задание 1. «УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ»

А теперь давайте немного поиграем. Игра «Разминка-юморинка»

Переставьте буквы в словах так, чтобы получились названия профессий.

РВАЧ—В (медицинский работник) – врач.

СОПЛО—П (дипломатический представитель) – посол.

МАРЛЯ—М( «разноцветный» рабочий) – маляр.

ВОДОСТОК—С (животноводческая профессия) – скотовод.

ТЕРКА—А (театральная и кинематографическая профессия) – актер.

КРЕДИТОР—Д (руководитель предприятия) – директор.

АВДОТКА –А (юридическая профессия) – адвокат.

ТРАВИНКА—А (продавец старины) – антиквар.

СТАРИНА-С (младший медицинский рабочий) – санитар.

ФИАКР-Ф (волшебная цирковая профессия) – факир.

Воспитатель: Ребята, каждая профессия, как и всякое живое явление, имеет свойства стареть, исчезать, получать новое содержание. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Сейчас пришло время для нового задания.

Задание 2: Вы получите карточки с названиями профессий, которые вы должны разбить на группы.

Первая группа профессий «Самые модные профессии».

Вторая группа – «Профессии, которые почти или совсем исчезли» (забытые).

Третья группа – «Профессии, которые всегда нужны».

Четвертая группа – «Самые отважные профессии».

Пятая «Появились только в XX веке»

(Включается музыка, дети обсуждают, составляют списки.)

Посмотрим, так ли у вас получилось.

На слайде и проверяем примерные списки профессий :

Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтяник, пластический хирург, президент, спикер, эколог

Профессии, которые почти или совсем исчезли: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик, кучер, фонарщик, пряха, прачка, белошвейка, стряпчий, трубочист, почтмейстер, городовой, купец.

Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель, парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик.

Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.

«Появились только в XX веке» программист, оператор ЭВМ, менеджер, секретарь – референт, оператор станков с числовым программным управлением (ЧПУ, тракторист – машинист широкого профиля, лётчик, крановщик, космонавт, эмбриолог, электромонтёр.

Воспитатель: Мы увидели старые профессии без которых невозможна жизнь человека.

Жизнь меняется, становится более модернизированной, современной, что приводит к возникновению новых профессий.

Какие современные профессии вы ещё знаете?

(ответы детей)

Воспитатель: Статисты по результатам социологического опроса выделили десятку самых востребованных профессий будущего.

Что это за профессия?

Воспитатель: За последнее время появилось много новых и модных профессий. Знаете ли вы их? Вот сейчас мы это и проверим.

Только один ответ (из трех предложенных) является правильным.

1. Логист -.

а) занимается логикой;

б) специалист по управлению транспортировкой продукции;

в) организует конференции и научные саммиты.

Комментарий. Логист - специалист по организации транспортировки продукции. Профессия приобретает все больший спрос, для ее получения необходимы экономическое образование и курсы специализации.

2. Веб-мастер -.

а) работает на компьютере;

б) разрабатывает программы;

в) разрабатывает проекты сайтов.

Комментарий. Веб-мастер - разрабатывает проекты сайтов.

В настоящее время наблюдается пик востребованности профессии. Спрос со временем упадет, но веб-мастер может легко переквалифицироваться в специалиста по информационным технологиям. Для этого важно иметь фундаментальное техническое образование.

3. Маркетолог -.

а) работает на рынке ценных бумаг;

б) тот, кто изучает рынок;

в) тот, кто изучает товарные марки и бренды.

Комментарий. Маркетолог - тот, кто изучает рынок. Спрос на профессию постоянно высокий. Приоритет имеют те, кто обладает способностью к анализу и письменному изложению его результатов. Наиболее желательно иметь одновременно экономическое и инженерно-техническое образование.

4. Фандрайзер -.

а) ищет деньги и возможности для организации;

б) фанат, которого занимает звезда;

в) изучает пути развития предприятий.

Комментарий. Фандрайзер - ищет деньги и возможности для организации. Спрос на профессию постоянно высок. Необходим целый комплекс способностей: умение общаться, уверенность в себе, аналитические склонности, интуиция. Сейчас существует много курсов по фандрайзенгу. Часто работают при крупных научных центрах.

5. PR-агент -.

а) связан с политикой;

б) специалист по связям с общественностью;

в) выполняет посреднические услуги между организациями и людьми.

Комментарий. PR-агент - специалист по связям с общественностью. Необходимо гуманитарное образование. В России эта профессия часто называется «пресс-секретарь» и пользуется неизменным спросом как на предприятиях, так и в различных общественно-политических объединениях.

6. Имиджмейкер -.

а) философ;

б) парикмахер;

в) имидж-консультант.

Комментарий. Имиджмейкер - специалист по созданию имиджа образа личности. Человеку, заботящемуся о своем имидже, важно помнить, что эффект приятного впечатления создают не только модная прическа и дорогая одежда, но и внутреннее содержание личности, которое внешне незаметно, но хорошо улавливается другими людьми. Имидж - вся совокупность данных, по которым фиксируются главные личностные и профессиональные характеристики человека. Имиджмейкер умеет увидеть в человеке положительные качества и создать вокруг него ауру внимания, научить искусству самопрезентации.

Воспитатель: Сегодня мы с вами говорили о старых, современных, самых востребованных профессиях, а также профессиях будущего.

Предлагаем вам игру, в которой речь пойдёт о различных профессиях.

Игра «Самая-самая»

Мы предлагаем вам некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать профессию, которая по-вашему, в наибольшей степени соответствует данной характеристике.

Например, самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми денежными? Банкир.

*самая зелёная профессия (садовник, лесник)

*самая сладкая профессия (пчеловод, кондитер, дегустатор, повар)

*самая детская профессия (воспитатель, помощник воспитателя, учитель)

*самая смешная профессия (клоун)

*самая общительная (учитель, журналист)

* самая серьёзная (атомщик)

* самая умная (учёный, профессор)

* самая белая (врач)

* самая зубастая (стоматолог)

* самая красивая (фотомодель, модель, манекенщица)

* самая творческая профессия (музыкант, художник)

* самая новаторско-ремонтная (дизайнер)

*самая скандальная (пиарщик, папарацци)

А теперь несколько вопросов о профессиях, которые помогут понять вам, насколько широк ваш кругозор в этой области

Задание 3. «Вопросы»

Назовите орудие труда, используемое в работе музыканта, сталевара, врача.

Ответ: ложка. Музыканты-ложечники; врач в домашних условиях проверяет зев больного обычной ложкой: сталевары берут пробу стали специальной ложкой.

Кто из царей знал 14 ремесел? Назовите имя царя и несколько ремесел, которыми он владел. ( ответ: Петр I – плотник, кораблестроитель, кузнец, токарь, оружейный мастер, моряк и др.)

Кто был профессионалом : в литературе и медицине? ( ответ: А. П. Чехов)

Кем бы могли работать в наши дни:

• Волк из сказки «Волк и семеро козлят» ( ответ: пародистом)

• Красная Шапочка ( ответ: социальным работником)

• Герой мультфильма «Каникулы в Простоквашино» кот Матроскин ( ответ: коммерсантом, животноводом, председателем колхоза).

Представители этой профессии говорят : «Работа у нас такая — доставлять людям радость». В одной пословице эта профессия сравнивается с профессией врача. Назовите эту профессию и пословицу.

( Ответ: профессия – повар. Пословица: «Добрый повар стоит доктора».)

Вопрос-шутка. Что общего у ЭВМ с коровой?

Ответ: профессия человека, их обслуживающего, называется оператор (оператор ЭВМ и оператор машинного доения).

«Моя профессия на ваш взгляд может показаться легкой, но от нее зависит работа целого коллектива. Эта профессия требует постоянного движения и крепких нервов. Не всегда меня знают в лицо, так как чаще встречаются с моей спиной. Назовите мою профессию». Ответ: дирижер.

Назовите профессию, содержание которой полностью меняется, как только она переходит из мужских рук в женские.

( Ответ: профессия машинист — машинистка.)

Задание 4. Сейчас каждый получит карточку с пятью предложениями, которые необходимо закончить. А потом мы посмотрим, что у вас получилось.

«Закончить предложения» :

1. Люди работают ради…

2. Настоящий труд – это…

3. При выборе профессии люди часто не учитывают…

4. В любом профессиональном труде самое важное…

5. Счастье – это…

Записали, зачитали.

Воспитатель: Вы написали всё правильно, а теперь давайте, сравним ваши высказывания с мыслями на эту же тему философов, экономистов, политиков. (На слайдах)

1. Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного «Я».

2. Настоящий труд – это самоотдача и творчество.

3. При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.

А. Хочу – своё желание.

Б. Могу – свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.

В. Надо – потребности рынка труда.

4. В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике.

5. Однажды на вопрос: «Что же такое счастье?» прозвучал такой ответ: «Счастье – это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой». Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком.

При встрече с молодыми людьми мы задаем вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией И получали ответ: примерно каждый третий) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе:

«Давят» родители.

• Идут за модой.

• Ничего не знают о профессии, которую выбрали.

• Выбирают «за компанию».

• Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.

• Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.

• Подражают героям кино и телесериалов.

Здесь перечислены самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Но как же тогда правильно выбрать профессию?

Оказывается, что правильным может быть только осознанный выбор профессии. Осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу, и свои возможности (могу, и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).

• хочу – это все, что мне нравится, к чему лежит душа;

• могу – это все, что мне по силам, по способностям;

• надо – это все, что нужно для общества, страны.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Соотношение между «хочу» и «могу» – в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

Рефлексия

Сегодня вы узнали о разных профессиях, о том, как правильно выбирать свое дело в жизни. Задача эта нелегкая, к ней надо готовиться уже сейчас. А чтобы профессия радовала, приносила удовольствие, нужно, чтобы она соответствовала вашему складу характера, мышления, психики. Для этого надо узнавать себя, изучать себя, наблюдать за собой, знать свои сильные и слабые стороны. Только тогда вы не ошибетесь и сделаете правильный выбор. Выбор профессии – это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы, ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».

Публикации по теме:

Классный час для 4 класса коррекционной школы «Калейдоскоп профессий» Цель: - Расширить знания о мире профессий путём формирования реальных представлений о возможностях приложения своих профессиональных намерений.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Путешествие в мир профессий».Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Путешествие в мир профессий». Конспект интегрированного занятия по образовательным областям «Развитие речи и культура речевого общения», «Ребенок и общество», «Искусство».

Конспект познавательного занятия «Путешествие по морю профессий» Путешествие по морю профессий. Цель: 1 Познакомить детей с основными особенностями мужских и женских профессий (мужские и женские профессии.

Конспект занятия в средней группе «Путешествие на паровозике в мир профессий»Конспект занятия в средней группе «Путешествие на паровозике в мир профессий» Цели: - расширять и уточнять представления детей о труде людей разных профессий. - воспитывать уважение к людям труда, их деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Калейдоскоп профессий»
Опубликовано: 4 октября 2024 в 14:52
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Калейдоскоп профессий»» (включая файлы) размещена пользователем Чубанова Джейран в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД