Чубанова Джейран
Конспект занятия «Калейдоскоп профессий»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Калейдоскоп профессий»
Форма проведения: Круглый стол
Цель: актуализировать процесс профессионального самоопределения воспитанников за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире труда и профессий, подготовить воспитанников к сознательному выбору профессии.
Задачи:
• сформировать у воспитанников активную позицию по отношению к выбору будущей профессии;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Темочки
• сформировать у воспитанников знания о мире труда и профессий, требованиях профессии к личности;
• научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
• научить анализировать свои возможности и способности формирование общественно значимых мотивов выбора профессии;
• подготовить к профессиональному самоопределению.
Оборудование: проектор, компьютер, магнитная доска.
Участники: воспитанники детского дома в возрасте от 15-18 лет
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, мы начинаем сегодняшнюю встречу. Совсем немного осталось до того момента, когда мы с вами будем расставаться. Каждый из вас пойдёт своей дорогой. Жизнь человека похожа на дорогу, а по дороге жизни встречается череда многочисленных выборов. Серьезных, от которых зависит будущее (например - выбор спутника жизни, и повседневных, бытовых (что приготовить на ужин, или что одеть в гости). Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самому сложному выбору. Ведь это и выбор того, какое место займет профессия в жизни человека, что он сможет получить от своей будущей работы. Выбор профессии, с одной стороны - взгляд в будущее: чем я хочу заниматься, какие сложности могут встретиться на пути в профессию? А с другой - взгляд внутрь себя: насколько я готов преодолевать препятствия для достижения цели.
Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог – именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия?
На экране вы видите 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?»
(Дети дают ответы.)
Подведем итоги. Перед вами краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине.
(Профессия – это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития).
Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.
Квалификация – это уровень профессионального мастерства.
Должность – это место, занимаемое человеком в организации.
Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека. Профессия, специальность, квалификация – это то, что продает человек на рынке труда. Сегодня мы поговорим о различных профессиях и о выборе профессии. А также вы должны выполнять различные задания.
Задание 1. «УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ»
А теперь давайте немного поиграем. Игра «Разминка-юморинка»
Переставьте буквы в словах так, чтобы получились названия профессий.
РВАЧ—В (медицинский работник) – врач.
СОПЛО—П (дипломатический представитель) – посол.
МАРЛЯ—М( «разноцветный» рабочий) – маляр.
ВОДОСТОК—С (животноводческая профессия) – скотовод.
ТЕРКА—А (театральная и кинематографическая профессия) – актер.
КРЕДИТОР—Д (руководитель предприятия) – директор.
АВДОТКА –А (юридическая профессия) – адвокат.
ТРАВИНКА—А (продавец старины) – антиквар.
СТАРИНА-С (младший медицинский рабочий) – санитар.
ФИАКР-Ф (волшебная цирковая профессия) – факир.
Воспитатель: Ребята, каждая профессия, как и всякое живое явление, имеет свойства стареть, исчезать, получать новое содержание. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Сейчас пришло время для нового задания.
Задание 2: Вы получите карточки с названиями профессий, которые вы должны разбить на группы.
Первая группа профессий «Самые модные профессии».
Вторая группа – «Профессии, которые почти или совсем исчезли» (забытые).
Третья группа – «Профессии, которые всегда нужны».
Четвертая группа – «Самые отважные профессии».
Пятая «Появились только в XX веке»
(Включается музыка, дети обсуждают, составляют списки.)
Посмотрим, так ли у вас получилось.
На слайде и проверяем примерные списки профессий :
Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтяник, пластический хирург, президент, спикер, эколог
Профессии, которые почти или совсем исчезли: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик, кучер, фонарщик, пряха, прачка, белошвейка, стряпчий, трубочист, почтмейстер, городовой, купец.
Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель, парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик.
Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.
«Появились только в XX веке» программист, оператор ЭВМ, менеджер, секретарь – референт, оператор станков с числовым программным управлением (ЧПУ, тракторист – машинист широкого профиля, лётчик, крановщик, космонавт, эмбриолог, электромонтёр.
Воспитатель: Мы увидели старые профессии без которых невозможна жизнь человека.
Жизнь меняется, становится более модернизированной, современной, что приводит к возникновению новых профессий.
Какие современные профессии вы ещё знаете?
(ответы детей)
Воспитатель: Статисты по результатам социологического опроса выделили десятку самых востребованных профессий будущего.
Что это за профессия?
Воспитатель: За последнее время появилось много новых и модных профессий. Знаете ли вы их? Вот сейчас мы это и проверим.
Только один ответ (из трех предложенных) является правильным.
1. Логист -.
а) занимается логикой;
б) специалист по управлению транспортировкой продукции;
в) организует конференции и научные саммиты.
Комментарий. Логист - специалист по организации транспортировки продукции. Профессия приобретает все больший спрос, для ее получения необходимы экономическое образование и курсы специализации.
2. Веб-мастер -.
а) работает на компьютере;
б) разрабатывает программы;
в) разрабатывает проекты сайтов.
Комментарий. Веб-мастер - разрабатывает проекты сайтов.
В настоящее время наблюдается пик востребованности профессии. Спрос со временем упадет, но веб-мастер может легко переквалифицироваться в специалиста по информационным технологиям. Для этого важно иметь фундаментальное техническое образование.
3. Маркетолог -.
а) работает на рынке ценных бумаг;
б) тот, кто изучает рынок;
в) тот, кто изучает товарные марки и бренды.
Комментарий. Маркетолог - тот, кто изучает рынок. Спрос на профессию постоянно высокий. Приоритет имеют те, кто обладает способностью к анализу и письменному изложению его результатов. Наиболее желательно иметь одновременно экономическое и инженерно-техническое образование.
4. Фандрайзер -.
а) ищет деньги и возможности для организации;
б) фанат, которого занимает звезда;
в) изучает пути развития предприятий.
Комментарий. Фандрайзер - ищет деньги и возможности для организации. Спрос на профессию постоянно высок. Необходим целый комплекс способностей: умение общаться, уверенность в себе, аналитические склонности, интуиция. Сейчас существует много курсов по фандрайзенгу. Часто работают при крупных научных центрах.
5. PR-агент -.
а) связан с политикой;
б) специалист по связям с общественностью;
в) выполняет посреднические услуги между организациями и людьми.
Комментарий. PR-агент - специалист по связям с общественностью. Необходимо гуманитарное образование. В России эта профессия часто называется «пресс-секретарь» и пользуется неизменным спросом как на предприятиях, так и в различных общественно-политических объединениях.
6. Имиджмейкер -.
а) философ;
б) парикмахер;
в) имидж-консультант.
Комментарий. Имиджмейкер - специалист по созданию имиджа образа личности. Человеку, заботящемуся о своем имидже, важно помнить, что эффект приятного впечатления создают не только модная прическа и дорогая одежда, но и внутреннее содержание личности, которое внешне незаметно, но хорошо улавливается другими людьми. Имидж - вся совокупность данных, по которым фиксируются главные личностные и профессиональные характеристики человека. Имиджмейкер умеет увидеть в человеке положительные качества и создать вокруг него ауру внимания, научить искусству самопрезентации.
Воспитатель: Сегодня мы с вами говорили о старых, современных, самых востребованных профессиях, а также профессиях будущего.
Предлагаем вам игру, в которой речь пойдёт о различных профессиях.
Игра «Самая-самая»
Мы предлагаем вам некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать профессию, которая по-вашему, в наибольшей степени соответствует данной характеристике.
Например, самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми денежными? Банкир.
*самая зелёная профессия (садовник, лесник)
*самая сладкая профессия (пчеловод, кондитер, дегустатор, повар)
*самая детская профессия (воспитатель, помощник воспитателя, учитель)
*самая смешная профессия (клоун)
*самая общительная (учитель, журналист)
* самая серьёзная (атомщик)
* самая умная (учёный, профессор)
* самая белая (врач)
* самая зубастая (стоматолог)
* самая красивая (фотомодель, модель, манекенщица)
* самая творческая профессия (музыкант, художник)
* самая новаторско-ремонтная (дизайнер)
*самая скандальная (пиарщик, папарацци)
А теперь несколько вопросов о профессиях, которые помогут понять вам, насколько широк ваш кругозор в этой области
Задание 3. «Вопросы»
Назовите орудие труда, используемое в работе музыканта, сталевара, врача.
Ответ: ложка. Музыканты-ложечники; врач в домашних условиях проверяет зев больного обычной ложкой: сталевары берут пробу стали специальной ложкой.
Кто из царей знал 14 ремесел? Назовите имя царя и несколько ремесел, которыми он владел. ( ответ: Петр I – плотник, кораблестроитель, кузнец, токарь, оружейный мастер, моряк и др.)
Кто был профессионалом : в литературе и медицине? ( ответ: А. П. Чехов)
Кем бы могли работать в наши дни:
• Волк из сказки «Волк и семеро козлят» ( ответ: пародистом)
• Красная Шапочка ( ответ: социальным работником)
• Герой мультфильма «Каникулы в Простоквашино» кот Матроскин ( ответ: коммерсантом, животноводом, председателем колхоза).
Представители этой профессии говорят : «Работа у нас такая — доставлять людям радость». В одной пословице эта профессия сравнивается с профессией врача. Назовите эту профессию и пословицу.
( Ответ: профессия – повар. Пословица: «Добрый повар стоит доктора».)
Вопрос-шутка. Что общего у ЭВМ с коровой?
Ответ: профессия человека, их обслуживающего, называется оператор (оператор ЭВМ и оператор машинного доения).
«Моя профессия на ваш взгляд может показаться легкой, но от нее зависит работа целого коллектива. Эта профессия требует постоянного движения и крепких нервов. Не всегда меня знают в лицо, так как чаще встречаются с моей спиной. Назовите мою профессию». Ответ: дирижер.
Назовите профессию, содержание которой полностью меняется, как только она переходит из мужских рук в женские.
( Ответ: профессия машинист — машинистка.)
Задание 4. Сейчас каждый получит карточку с пятью предложениями, которые необходимо закончить. А потом мы посмотрим, что у вас получилось.
«Закончить предложения» :
1. Люди работают ради…
2. Настоящий труд – это…
3. При выборе профессии люди часто не учитывают…
4. В любом профессиональном труде самое важное…
5. Счастье – это…
Записали, зачитали.
Воспитатель: Вы написали всё правильно, а теперь давайте, сравним ваши высказывания с мыслями на эту же тему философов, экономистов, политиков. (На слайдах)
1. Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного «Я».
2. Настоящий труд – это самоотдача и творчество.
3. При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.
А. Хочу – своё желание.
Б. Могу – свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.
В. Надо – потребности рынка труда.
4. В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике.
5. Однажды на вопрос: «Что же такое счастье?» прозвучал такой ответ: «Счастье – это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой». Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком.
При встрече с молодыми людьми мы задаем вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получали ответ: примерно каждый третий) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе:
• «Давят» родители.
• Идут за модой.
• Ничего не знают о профессии, которую выбрали.
• Выбирают «за компанию».
• Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.
• Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.
• Подражают героям кино и телесериалов.
Здесь перечислены самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Но как же тогда правильно выбрать профессию?
Оказывается, что правильным может быть только осознанный выбор профессии. Осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу, и свои возможности (могу, и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).
• хочу – это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
• могу – это все, что мне по силам, по способностям;
• надо – это все, что нужно для общества, страны.
Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Соотношение между «хочу» и «могу» – в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.
Рефлексия
Сегодня вы узнали о разных профессиях, о том, как правильно выбирать свое дело в жизни. Задача эта нелегкая, к ней надо готовиться уже сейчас. А чтобы профессия радовала, приносила удовольствие, нужно, чтобы она соответствовала вашему складу характера, мышления, психики. Для этого надо узнавать себя, изучать себя, наблюдать за собой, знать свои сильные и слабые стороны. Только тогда вы не ошибетесь и сделаете правильный выбор. Выбор профессии – это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы, ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».