Приложение МААМ

Конспект занятия психолога «Театр в Древней Руси»

Елена Томозова
Конспект занятия психолога «Театр в Древней Руси»
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие 3. «Театр в Древний Руси»

Цель: Учить считывать эмоции по лицевой экспрессии, познакомить с театром Древней Руси.

Ход занятия

1. Приветствие «Здравствуйте!».

Психолог протягивает каждому участнику руки ладонями вверх и здоровается с ними по имени. Ребенок кладет свои ладони на ладони взрослого и в ответ приветствует психолога. Сегодня мы с вами будем цветами.

2. Основная часть.

Публикация «Конспект занятия психолога „Театр в Древней Руси“» размещена в разделах

Психолог: Ах, какой красивый, ну просто фантастический сад! А что же дальше? Вы помните, что наш волшебный сундучок хранится у нас в театральной студии. Он таит в себе очень интересные вещи. Но чтобы наш сундучок открылся что нужно сделать? (Выполнить какое-нибудь упражнение из театральной разминки).

Да, это обязательное условие, без этого наш сундучок не откроется. Я предлагаю вам выполнить гимнастику для наших цветочков. Не забывайте, пожалуйста, не только выполнять упражнение для пальчиков, но и показать настроение и чувства цветов. (Выполняется разминка «Наши алые цветки»).

Психолог: В нашем саду я увидела и горделивые розы, и простые ромашки, и добрые колокольчики, и счастливые нарциссы. Я даже увидела удивленный тюльпан и заинтересованный чем-то георгин. А догадалась я по выражению ваших лиц. Ну а сейчас пора открывать наш волшебный сундучок. Дети, а вы помните, что мы с вами рассматривали на прошлом занятии? (Театральные маски). Сегодня мы с вами вновь увидим нашу книгу театральной истории, встречи с которой мы с нетерпением ждали. На прошлом занятии книга истории рассказала нам о людях, которые придумали театр. Как их звали, помните? (Древние Греки).У вас было домашнее задание: нарисовать маски Древних Греков, давайте рассмотрим ваши рисунки. Я вижу, вы постарались, молодцы!

А сегодня волшебная книга истории расскажет нам об истории театра России. Итак, слушайте и смотрите.

Наша Россия, так же как и Греция была когда-то очень-очень древней. Мы называем ту Россию – Древнерусское государства или Древняя Русь. Люди Древней Руси очень боялись грозных и загадочных явлений природы, таких как буря, гроза, ураган. А еще они боялись различных диких животных. И вот, во время праздничных гуляний возник такой обычай – рядиться животными. Люди хотели таким образом подчинить животных своей воле, добиться от них послушания, смирения.

Народные праздники всегда были связаны с природой: растительным и животным миром. Через ряженье, игры, песни, хороводы народ проявлял свое отношение к природе. Это все еще не было театром, но его корни уходят именно туда, в Древнюю Русь. А называлось это таинство обрядом. И в настоящее время существуют обряды. Какие обряды знаете вы? (Свадьба, венчание, крестины, выкуп невесты, проводы зимы, масленица и т. д.).

Постепенно, с течением времени, обряды превратились в представления, даваемые на улицах. Люди устраивали их уже не для того, чтобы воздействовать на поведение животных или явления природы, выражая свое к ним отношение, а просто для веселья и развлечения. Эти увеселительные представления стали называть игрищами, от слова игра, а еще позже – гуляниями. Представления эти давались на площади или просто на улице, среди толпы народа, а в середине толпы веселились артисты. Они веселились сами и развлекали публику: показывали разные смешные сценки, потешали народ шутками, прибаутками, плясками, скороговорками. А вы знаете скороговорки?

1. Говорит попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!»

Отвечает ему попугай: «Попугай ты меня, попугай!»

2. Кумыс в Китай привез киргиз,

Китайцам нравится кумыс.

Психолог: Ну а Книга Истории продолжает дальше свой занимательный рассказ. Еще такое гуляние называли ярмаркой. На ярмарке кроме развлечений можно было купить все что хочется: разные сладости, игрушки, наряды. Обычно в игрищах всегда был заводила или затейник, и эта роль была очень трудной и ответственной. Нужно быть веселым, умным, уметь легко понимать настроение толпы и общаться с ней, находя нужные слова. Такому человеку для того, чтобы развеселить толпу и самому нужно быть веселым и комичным, и тогда толпа легко отзовется на его настроение. Тех людей, которые брали на себя эту роль стали называть скоморохами. А сейчас их называют клоунами. А вы хотите посмотреть на живых скоморохов? Тогда нам нужны зазывалы. Зазывалы – это тоже веселые, звонкоголосые люди, которые приглашали всех на праздник. (Выбираются два ярмарочных Зазывалы). Не забывайте, что привлекать толпу надо громко, весело, чтобы люди захотели прийти на ярмарку.

Дети: 1. Красны девицы!

2. Добры молодцы!

1. Слушайте и смотрите! И не говорите потом что слыхом не слыхивали и видом не видывали!

2. Приглашаем всех на поляну зеленую да на ярмарку веселую!

1. И начнется на ярмарке веселое представление с играми-потехами, с хороводами да с песнями!

2. С плясунами да скоморохами! Ждем всех вас на нашей веселой ярмарке!

Психолог: Ну что, друзья, справились зазывалы со своей задачей? Захотелось вам пойти на ярмарку? Лично мне очень захотелось – таких веселых зазывал я еще никогда не встречала. А вы? (Они были веселые, смешные, у них были комичные лица). Да, их веселое, игривое настроение можно было прочитать у них на лице.

А теперь зазывалам нужна толпа, чтобы скоморохам было перед кем выступать. Давайте устроим скоморохам толпу. (Прикасается волшебной палочкой к театральному сундучку). Ну вот, теперь в сундучке есть все, что нам нужно для создания образа толпы. (Дети достают из сундучка русские народные костюмы, кокошники, корзинки). Отправляемся на ярмарку! Но, кажется мы что-то забыли? Ах да, давайте возьмем с собой музыкальные инструменты и хорошее настроение – будем подыгрывть скоморохам, и с нашим оркестром на ярмарке станет еще веселее и интереснее (Берут из сундучка музыкальные инструменты). Ну вот, кажется, все готово. Можно начинать (Снова взмахивает волшебной палочкой – посредине толпы появляются два взрослых скомороха)

Фома: Здорово, брат Ерема!

Ерема: Здорово, брат Фома!

Фома: Куда путь держишь?

Ерема: На ярмарку иду.

Фома: А кто тебе про ярмарку сказал?

Ерема: Кума сказала.

Фома: А она откуда знает?

Ерема: Кума все знает, что на свете делается. Другой раз дело еще не сделалось, а кума куме уж о том на ухо шепчет, а нашепчутся две кумы – весь мир узнает. А ты бывал ли, брат Фома на ярмарке?

Фома: Бывал.

Ерема: Велика?

Фома: Не мерил.

Ерема: Сильна?

Фома: Не боролся.

Ерема: А кого ты, брат, на ярмарке видал?

Фома: Видел, как на цепи водили бесхвостую, безрогую корову, глаза у нее узенькие, а лоб – широкий.

Ерема: Это ведь медведь был!

Фома: Какой там медведь! Я прежде медведя знавал, он не такой: медведь серый, хвост длинный, рот большой.

Ерема: Да это волк!

Фома: Все ты брат, говоришь не в толк! Я прежде и волка знавал: волк маленький, глазки косые, ушки длинненькие, с горки на горку попрыгивает, да от собак убегает…

Ерема: Да это заяц!

Фома: Какой там заяц! Я прежде и зайца знавал: заяц беленький, ъвостик черненький, с елки на елку перелетывает да почирикивает.

Ерема: Да ведь это горностай! И байки, брат Фома, сказывать-то перестань! Давай-ка лучше веселую песню споем! А зрители нам на инструментах подыграют.

Ах, вы, сени мои сени, комары в щелях засели,

А за печкой таракан бьет-играет в барабан:

Бух-бух-бух-бух! Захватило, братцы дух!

Фома: Хорошо лентяю жить, совсем не о чем тужить.

Лентяй пашенку не пашет, сеть шелковую не вяжет.

Он избу не прибирает, как испечь калач не знает,

С зарей рано не встает, с косой в поле не идет.

А уж как за стол идти – ложку знает где найти!

Ерема: Это ты, брат Фома, про меня? Вот я тебе сейчас задам (Убегают).

Психолог: Посмотрите, ну разве они не смешные? Чем же они развеселили вас? (Смешными раскрашенными лицами, яркими нарядами). Вот и ваши лица сейчас светятся радостью, посмотрите на себя в зеркало – вам весело, вы улыбаетесь. А каким бывает веселое лицо? (Уголки рта смотрят вверх, глаза узенькие).

Давайте снова обратимся к Книге Истории и посмотрим как скоморохи выступали с настоящими дрессированными медведями или сами наряжались в медвежью шкуру, устраивая смешные медвежьи представления и распевая веселые скоморошины или по-нашему – частушки. Я хочу предложить вам подготовиться к нашей следующей встрече, где мы разыграем сценку «Скоморох и медведь». Участвовать могут все желающие. Подумайте, как вы будете выступать, чтобы толпа отозвалась на ваши действия и развеселилась. Какими будут ваши медведи и скоморохи, у кого будут веселые и складные частушки, а у кого смешные и неуклюжие по-медвежьи движения. Мы узнаем об этом на нашей следующей встрече.

Итак, мы с вами побывали на веселой ярмарке или гулянии. А гуляние на Руси – это начало, зарождение театра в России. Какие гуляния происходят в наши дни? (Новогодние, масленичные, День города и т. д.)

Смотрим нашу Книгу Истории дальше? Немного позднее добавился еще один вид театра – кукольный. Это повод для обращения к нашему волшебному сундучку. Здесь мы, обязательно найдем что-нибудь интересное. (Достает Петрушку). И как вы думаете, что это за маленький, веселый человечек? (Петрушка). Это самый настоящий герой веселой комедии, лукавый и насмешливый озорник – Петрушка. (Надевает Петрушку на руку). Вот послушайте, какое стихотворение придумал про него народ очень-очень давно, почти 500 лет назад.

Эй, мальчишка из первого ряда!

Ты не узнал меня с первого взгляда?

Думаешь, что это за игрушка?

А я – Петрушка! Петрушка! Петрушка!

Остер колпачок, еще острей язычок!

Ох, и посмеюсь я сейчас над вами.

Да так, что и вы расхохочетесь сами!

А что, по-вашему, означает острый колпачок? (Острая, высокая, похожая на конус шапочка с бубенчиком на конце). А острый язычок такой же длинный, а на конце у него кисточка или бубенчик? (Нет). Острый означает насмешливый. А еще острый, значит колкий. Он может уколоть словом, высмеять какой-то недостаток. А вы хотите поиграть с Петрушкой? Давайте посмотрим, как у вас получится оживить Петрушку – веселого человечка. Устраивайтесь поудобнее за ширмой. Только не все сразу, а по очереди, так как нам нужны еще и зрители – ведь театр без зрителя это и не театр вовсе. (Дети производят действия с Петрушкой за ширмой).

Мне понравилось, как вы оживили Петрушку. А как по-вашему, у кого Петрушка был самым озорным? А насмешливым? Добрым? Чей Петрушка лучше раскланивался? Какой Петрушка всех выразительней приветствовал вас? Куклами управлять трудно, так как у них одно готовое выражение лица и настроение куклы можно выразить только голосом: веселым, игривым или грустным, печальным. У вас здорово получилось!

Наш Петрушка был из кукольного театра. А еще существует много других видов театров. О них Книга Истории расскажет нам на следующей встрече. Сегодня она была интересной и содержательной: мы узнали много нового. Что по-вашему было наиболее захватывающим (Ярмарка, скоморохи, игра с Петрушкой).

А сейчас, мои друзья, еще один сюрприз для вас (Взмахивает палочкой, достает из сундучка петушков). На ярмарочных гуляниях были не только скоморохи, но и лотошники – люди, которые продавали разный товар. Лотошник покупателю рад – у него весь товар нарасхват. А особенно нарасхват были сладости, очень пользовались спросом сладкие петушки. Вот и я вас сегодня угощаю. Угощайтесь, не стесняйтесь! Отдаю со смехом, шуткой да потехой! (Угощает детей). Ну что ж, друзья до новой встречи, где мы узнаем много нового и интересного о театре.

Публикации по теме:

Физкультурное занятие сюжетного характера «Лесные истории» для детей средней группы [/b] Авторы: инструктор по физической культуре Кадикова Ирина Вячеславовна воспитатель Николахина Людмила Борисовна Цель: -содействовать.

«Спасибо вам, хранители истории!» Экскурсия в музей истории русского быта (фотоотчет)«Спасибо вам, хранители истории!» Экскурсия в музей истории русского быта (фотоотчет) "Экскурсия в музей истории русского быта. " 18 мая отмечается как Международный День музеев! Это очень молодой праздник - официально он был.

Занятие в старшей группе «Зимние истории» Дети приходят в зал с большим красивым конвертом. В конверте рисунки детей о зиме. Музыкальный руководитель: - Я вижу, что вы выполнили.

Конспект интеллектуальной игры по истории Москвы «Колесо истории» в подготовительной группе Программное содержание: Закрепить и обобщить знания детей о столице - городе Москве, знать ее достопримечательностях, об истории города;.

Мастер-класс «Театр на палочке» (изготовление кукол для настольного театра из бросового материала)Мастер-класс «Театр на палочке» (изготовление кукол для настольного театра из бросового материала) Театр – искусство прекрасное! Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, Всегда уносит из него запас.

Театр кукол на РусиТеатр кукол на Руси «Театр кукол на Руси» (5 лет) Развивающие задачи: развивать в ребенке способность эмоционально откликнуться на художественный вымысел.

Театрализованная игра с элементами кукольного театра: «Путешествие в сказку Теремок» в рамках недели театра.Театрализованная игра с элементами кукольного театра: «Путешествие в сказку Теремок» в рамках недели театра. еатрализованная игра с элементами кукольного театра: «Путешествие в сказку Теремок» в рамках недели театра. Для детей средней группы. Цель:.

Занятие по познавательному развитию «Владимир — креститель Руси» ВЛАДИМИР – КРЕСТИТЕЛЬ РУСИ Образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»,.

«За кулисами театра». Развлечение для детей старших и подготовительных групп ДОУ в рамках проекта  «Неделя театра»«За кулисами театра». Развлечение для детей старших и подготовительных групп ДОУ в рамках проекта  «Неделя театра» Какое чудо — оказаться в сказке С героями оживших вдруг легенд! Нас удивляют их костюмы, маски, Захватывает действия момент. Как хорошо,.

Занятие для детей подготовительной группы «Как жили люди на Руси» Занятие для детей подготовительной группы. Тема: «Как жили люди на Руси» Цель: Формирование уважения к русской народной культуре. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия психолога «Театр в Древней Руси»
Опубликовано: 5 октября 2015 в 23:13
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия психолога «Театр в Древней Руси»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Томозова (УИ 251596) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД