Ирина Кунавина
Конспект занятия по исследовательской деятельности в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по исследовательской деятельности в старшей группе
Цель: Познакомить детей со свойствами света, создать условия для формирования интереса к исследовательской деятельности. Осуществлять интеллектуальное развитие детей, воспитание нравственных качеств.
Публикация «Конспект занятия по исследовательской деятельности в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Познакомить детей с понятием свет, с некоторыми свойствами света, выяснить причину смены частей суток, развивать умения устанавливать причинно - следственные связи, дать представления об учёных, людях, чья жизнь посвящена изучению окружающего мира. Помочь детям осознать нравственный смысл научно – исследовательской деятельности, понять, что целью познания мира должна быть в помощь людям. Вовлечь детей в решение проблемной ситуации, побуждать их к творческой интеллектуальной активности, учить наблюдать, делать выводы из наблюдений, искать способы применения полученных знаний на практике. Развивать мышление, память внимание, умение оперативно пользоваться имеющимся опытом, расширять словарь у детей, развивать познавательную активность.
Материал: портреты учёных, фонарь, глобус. Фольга, ткань, марля, картон. Блюдо с водой, трубочки, стаканы с водой, тряпочки, зеркало.
Ход занятия:
I часть:
Воспитатель: Сегодня в нашей группе появились портреты, которых мы раньше не видели. Как вы думаете, что это за люди? Это учёные. Свою жизнь они посвятили тому, чтобы. Как можно глубже изучить окружающий нас мир. Например; Александр Вольт и Андре Мари Ампер изучали электрический ток. Благодаря этим людям, мы сейчас можем освящать наши дома электрическим светом.
Александр Степанович Попов тоже изучал электричество, он смог придумать, как передавать сигналы на большие расстояния, и появилось радио.
Михаил Васильевич Ломоносов стремился узнать очень многие тайны природы. Он изучал, как устроены разные вещества. Благодаря его усилиям мы научились изготовлять металл, делать красивую тонкостенную посуду, разноцветные картины из цветных камешков-стекляшек и многому другому.
А как вы считаете, а зачем они стремились узнать тайны природы? Ответы детей
II часть. Раздаётся стук в дверь, передают письмо.
Воспитатель: Срочное письмо. А мы ещё не закончили наш разговор. Но срочное письмо, требует немедленного ответа. Как вы считаете?
Знаете, на многие сложные вопросы не получится ответить сразу. Надо подумать. Поэтому давайте запомним вопрос, который не успели решить: «Зачем учёные изучают наш мир, делают открытия?» Может, ответ мы сможем найти, занимаясь совсем другими делами. А теперь вскрываю письмо.
«Дорогие ребята! Пишет вам бабушка Вера. Мы с внучкой Машенькой живёт на краю деревни, у самого леса. Случилась беда, внучка моя заболела. Целый месяц врачи не разрешали ей вставать и выходить из комнаты. Сейчас ей стало лучше. Но доктор говорит, что для полного выздоровления её надо больше радоваться. А она плачет. Дело в том, что окно её комнаты расположено так, что солнышко в него совсем не заглядывает. И Машенька всё просит, чтобы в её окошко заглянул хоть один солнечный лучик. А ещё она стал болеть и чахнуть любимый цветок Маши. Машенька просит прислать ему радугу, пусть маленькую, но радугу. Надеюсь, что вы сможете нам помочь. Я не знаю, как ей помочь Поэтому решила вам написать. Надеюсь только на вас. Заранее благодарю за любую помощь. Бабушка Вера».
Вот так письмо. Что вы думаете? Надо помочь?
III часть:
Воспитатель: Почему же девочка болеет? Как вы думаете?
Дети: Потому что девочка находится во тьме.
- Что такое свет? Что даёт нам свет? (Лампа, свеча, фонарь, солнце и т. д.)
-Всё, что вы перечислили называется – источником света. Свет движется быстрее всего во Вселенной, поэтому источники света освещают предметы, находящиеся на расстоянии от него. Так и Солнце, которое находится очень далеко от Земли, освещает её. А всегда ли на нашей планете светло? (Нет, ночью наступает темнота) Давайте выясним причину. Ставлю глобус напротив лампы.
Какие материки освещены светом? Какие материки в темноте? Начинаем медленно вращать глобус. Что вы замечаете?
Воспитатель: Земля движется плавно и мы движемся вместе с ней. Земля - не прозрачный шар, Солнце освещает Землю лишь наполовину. Когда Солнце освещает часть планеты, то какое время суток у нас? (день) А на не освящённой? (Ночь) Полный оборот вокруг своей оси Земля делает за 24 часа. Это время называется сутками.
- А сейчас мы проверим, через какие предметы проходит свет. Для этого надо взять фольгу поднесём под лучи света, ткань, марлю, картон. Если предметы, которые не пропускают свет, мы их отложим в сторону. А предметы которые, не пропускают свет – в другую сторону. Дети проводят опыт.
Воспитатель: Предметы, которые задерживают свет, называются светонепроницаемыми. Предметы, которые пропускают свет, как называются?
- Мы говорим, что свет движется очень быстро, а по какой дорожке он движется? По прямой или по кривой дорожке, мы сейчас выясним.
Опыт: Закрыть конец фонарика фольгой, сделать дырочку. Повожу фонариком вокруг. Направляю луч на любой предмет.
-Почему легко направить свет? Потому что свет идёт по прямой линии. Эта линия, называется лучом.
Свет, оказывается, большой шутник. Он может играть нашим взглядом.
Предложить детям опустить трубочку в стакан с водой и посмотреть. Трубочка целая или поломанная?
-Через воду свет проходит медленнее, чем через воздух, поэтому предметы кажутся надломанными. Давайте опустим воду другие предметы, например: ручку, карандаш и т. д. Что произошло с опущенными предметами, он надломлены.
IV часть: Убрали всё на место и вспомним о больном цветке. Нет постойте. Я думаю, сначала надо вспомнить, а что же вообще нужно растению для жизни. Тепло, свет, вода.
И так Машенька, просит радугу, а это значит, что растению не хватает света.
Давайте, разбираться, когда появляется радуга на небе? (Когда идёт дождь).
-На что похожа радуга? (на разноцветный мостик)
-Сколько цветов в радуге? (7)
-Как они располагаются? (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый)
-Правильно. Вспомним стихотворение: «Каждый охотник, желает знать, где сидит фазан»
V часть: Физкультурная минутка «Радуга»
В небе дождь (постучали пальчиком)
Гроза, закрываем все глаза
Дождь прошёл, трава блестит (положить ручки на стол)
В небе радуга стоит (соединяем руки над головой, делаем дугу)
Поскорей, поскорей, выбегай из дверей. (пальчики обеих рук бегают по столу)
По траве босиком, прямо в небо прыжком (пальчики высоко подпрыгивают на поверхности стола)
VI часть:
Воспитатель: Перед вами ребята тазик с водой. На дне тазика лежит зеркало. Направляя на зеркало свет фонарика. Отражённый свет нужно поймать на бумагу, на которой и должна появиться радуга. Увидели радугу? Какие цвета вы видите?
-Объясняю: луч света состоит из нескольких цветов. При высокой скорости движения света, все цвета сливаются в один цвет и мы не видим остальные цвета, а только один примерно желто-белый. Когда луч света проходит сквозь воду, то раскладывается на остальные цвета – в виде радуги.
А теперь попробуйте вы сделать маленькую радугу. Встаньте парами, и я раздам мыльные пузыри. Один ребёнок дует, другой рассматривает пузырь, затем наоборот: тот кто дул в кольцо рассматривает мыльный пузырь, а другой дует. Все увидели радугу?
VII часть:
Воспитатель: Время нашего занятия подошло к концу.
Вспомним, о какой просьбе просила бабушка Вера? Чтобы в окно Маши заглянул хоть один солнечный лучик
- И что мы посоветуем (Направить луч света на зеркала и зеркало сможет отразить луч света туда, куда нам нужно).
Верно. А что мы посоветуем Машеньке по вопросу радуги? Радугу можно сделать с помощью мыльных пузырей. Зеркало и воды. Направляя на зеркало, которое лежит в воде, свет.
Воспитатель: На две просьбы мы смогли дать ответ, но у нас ещё один вопрос, который стоял в начале занятия. Зачем учёные изучают мир? Зачем мы сегодня изучали свойства света? (чтобы помочь бабушке Вере)
Я думаю, что задача настоящего учёного – помочь людям, жить лучше, ради этого он и работает.