Надежда Вирт
Конспект занятия «Хлеб всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Хлеб всему голова»
Цель: Воспитывать уважение и бережное отношение к хлебу.
Задачи: Способствовать развитию связной речи детей.
Формировать умения в употреблении относительных прилагательных, образованных от существительных зерно, пшеница, рожь.
Закреплять умения в словообразовании родственных слов от слова хлеб.
Предварительная работа
Публикация «Конспект занятия „Хлеб всему голова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
Рассматривание иллюстраций. Заучивание пословиц и поговорок о хлебе. Отгадывание загадок о хлебе. Чтение рассказов А. Митяева «Мешок овсянки», М. Глинской «Хлеб
В: Здравствуйте ребята, сегодня мы отправимся в чудесный магазин «Колос».
Усаживайтесь по удобнее в автобусе.
Звучит музыка.
Вот мы и приехали.
Посмотрите, как много хлебобулочных изделий! Давайте, назовём их. (Хлеб, батон, булка, бублики, пирожки, сушки, печенье, сухари, рогалики, слойки, торт и т. д.
-Ребята, такое разнообразие хлебобулочных изделий было не всегда. Когда-то человек попробовал жевать зёрна, они показались ему очень вкусными. Затем люди научились растирать зёрна камнями и получать муку, из муки месить тесто.
Без хлеба не обходилось ни одно застолье. Он всегда и везде пользовался почётом и уважением. Даже пословицы сложили. Всем нам знакомые слова : «Хлеб- всему голова!», «Худой обед, коли хлеба нет», «Будет хлеб, будет и обед», «Хлеб на столе, как и стол- престол, а хлеба ни куска, то и стол- доска».
-На бескрайних полях хлеборобы выращивают много зерна, с помощью которого можно накормить хлебом всю страну. Каждый день в детском саду, школах, магазинах пахнет душистым свежим хлебом.
- Давайте вспомним, люди каких профессий трудятся над созданием хлеба. И какой путь проделывает хлеб, чтоб попасть к нам на стол.
Показ слайдов.
Ребята, как вы думаете легко ли вырастить хлеб? (Ответы детей).
- Где выращивают хлеб?
- На поле!
Что сначала необходимо сделать с полем?
- Дети: Поле необходимо вспахать.
В: Самые первые на поле выезжают, какие машины? /Показ иллюстрации/.
Д: Первыми на поле выезжают трактора.
В: Что тащат трактора за собой?
Д: Трактора тащат за собой плуг.
В: Какую работу выполняет трактор с плугом?
Д: Трактора пашут землю.
Повтори Костя, что делает, трактор с плугом? /Ребёнок повторяет предыдущей ответ/.
В: Раздаётся в поле шум. Это трактора плугами пашут мягкий чернозём. Поле вспахано, взборонено-трактора уже тащат по нему что?
Д: сеялки.
В: Из сеялки ровными рядами сыплется в землю отборное зерно. Это сеют нежную пшеницу. Показ иллюстрации «Посев яровых».
Пройдёт немного время, покажутся колоски пшеницы. / Показ иллюстрации: «Пшеница».
В: Ребята, посмотрите у меня в руках сухие колосья пшеницы. Что у меня в руках?
Д: колосья пшеницы.
В: Какие усатые. Здесь домики, а в домиках живут зерна. Из одного зернышка вырастут домики зёрнышек. Посмотрите, в каждом домике зерно, а здесь их много. Хлебное зёрнышко-это чудо. В нём маленьком, слились тут силы: Солнца, Земли и человеческого труда.
В: Пшеничные колоски созрели теперь их надо убрать с поля. Ни днём ни ночью не уходят с полей хлеборобы во время сева и в дни уборки урожая. Есть у нас чудесные машины. Как они называются?
Д: Комбайны. / Показ иллюстрации «Комбайнёры».
В: Комбайны помогают хлеборобам. Только сама машина ничего не сделает, пока не поведёт её по хлебному полю, как корабль по морю, умелая и неутомимая рука комбайнёра.
- Ребята, кто управляет комбайном?
Д: комбайном управляет комбайнёр.
В: Ездит по полю комбайн, скашивает спелые колосья и тут же обмолачивает-отделяет от колосьев зерно. Рядом с комбайном ползёт грузовик с открытым кузовом. Наполнится кузов зерном, отъедет машина, а на её место уже следующая подъезжает. Всё зерно на грузовых машинах везут на мельницу.
В: Да. На мельницу. А кто работает на мельнице?
Дети: Мельник.
А сейчас говорят, что зерно везут на элеватор. Давайте все вместе повторим это слово.
Д: Элеватор.
В: Значит, куда везут машины зерно?
Д: Машины зерно везут на элеватор.
В: На элеваторе, что происходит с зерном?
Д: Тут зерно превращается в муку.
В: Ну и это ещё не всё, хлеба ведь ещё нет. Только получилась мука. Муку везут на хлебозавод, где идёт работа дальше.
И опять на помощь людям приходят машины.
- Не гром грохочет, не пальба,
Идёт, грохочет молотьба.
Чу-чу-чу – я зерно молочу Дети стучат кулаками друг о друга.
Чу-чу-чу – жернова кручу. Потирают ладони друг о друга вращательными движениями.
Чу-чу-чу – муку получу. Щёлкают пальчиками
Ач-ач-ач – испеку калач. «Пекут пирожки» (то одна рука сверху, то другая).
Чо-чо-чо – в печке горячо. То вытягивают руки вперёд, развернуть ладони от себя, то прижымают их к груди.
Ачики – ачики – вкусные калачики. Хлопают в ладоши.
Воспитатель: Правильно, а муку куда отправляют?
Дети: в пекарню и в магазин.
Воспитатель: Правильно. Пекарь замесит тесто, и что он испечёт?
Дети: хлеб, булочки, батоны, баранки, пироги, сушки, крендельки и т. д.
В: -Сейчас у нас выпекается очень много различных хлебобулочных изделий и руками месить тесто очень тяжело, ведь его надо очень много. Поэтому месить тесто и выпекать хлеб людям помогают специальные машины. А раньше люди тесто месили руками и распределяли тесто в специальные формы в которых пекли хлеб.
Игра «Скажи иначе» — упражнение в подборе синонимов.
Хлеб по запаху — пахучий, душистый, ароматный, благоухающий;
на вкус — аппетитный, вкусный, лакомый, сладкий;
на ощупь — свежий, мягкий, пышный;
хлебопек — пекарь, булочник, кондитер, стряпуха
выпекать хлеб — печь, готовить, стряпать.
Игра проводиться на ковре, дети должны прохлопать слоги и сосчитать количество.
Хлеб из ржи - ржаной.
Хлеб из пшеницы - пшеничный.
Каша из пшена - пшенная.
Каша из овса - овсяная.
Каша из ячменя - ячневая.
Каша из кукурузы - кукурузная.
Каша из гречихи - гречневая.
Поле с рожью - ржаное.
Поле с пшеницей - пшеничное.
Поле с овсом - овсяное.
Поле с ячменем - ячменное.
Вот он, хлебушек душистый
С хрупкой корочкой витой.
Вот он, тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
И в каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье, наша сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, сберегло.
(С. Погореловский.)
-Назовите хлеб ласково (Хлебушек)
- Назовите крошки хлеба (Хлебные крошки) -Назовите вкусный и полезный квас из хлеба (Хлебный квас) - Назовите посуду для хлеба (Хлебница)
-Назовите человека, который выращивает хлеб (Хлебороб)
-Назовите человека, который печёт хлеб (Пекарь, хлебопёк)
-Прибор для резания хлеба (Хлеборезка)
- Назовите завод, где выпекают хлеб (Хлебозавод)
- Дети скажите хлеб по запаху какой? (Пахучий, душистый, ароматный)
- Хлеб на вкус какой (Аппетитный, вкусный, сладкий)
- Хлеб на ощупь какой (Свежий, мягкий, пышный, твердый)
Игра проводится с мячом, дети стоят кругом, воспитатель-в середине круга.
Пшеница – нет пшеницы.
Овёс - нет овса.
Сеялка – нет сеялки.
Каравай – нет каравая.
Зерно – нет зерна.
Колос – нет колоса.
Колосья – нет колосьев.
Комбайн – нет комбайнов.
Хлеб – нет хлеба.
Батон – нет батона.
Машина – нет машины.
Рожь – нет ржи.
Мука – нет муки.
Булочка – нет булочки
Баранка –нет баранки
Трактор- нет трактора
Плуг – нет плуга
К сожалению нам пора возвращаться обратно. Занимаем свои места.
Звучит музыка.
- Ребята, вы хотите ненадолго превратиться в пекарей?
- Да!
- Тогда надевайте колпаки и фартуки! Сейчас мы приготовим тесто по рецепту:
Рецепт соленого теста:
2 стакана муки,
1/2 стакана воды,
1 столовая ложка соли.
(Замешивают тесто, раскатывают 2 рулета, один делят на 8 частей, а другой на 6).
(Сравнивают части).
Дети лепят различные изделия из теста.