Наталия Филатова
Конспект занятия по ФЭМП «В математическом царстве» для детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития «В математическом царстве»
Цель: развитие математических представлений у детей с ЗПР.
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП „В математическом царстве“ для детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
• продолжать учить детей решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
• закреплять знания детей о геометрических фигурах.
Коррекционные задачи:
• развивать слуховое внимание и координацию движений;
• развивать логическое мышление детей;
• развивать понимание по часам (часовая стрелка);
Воспитательные задачи:
• воспитывать любовь к математике;
• чувство товарищества, желание прийти на помощь.
Оборудование:
• цветная бумага с цифрами от 1 до 10;
• геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
• карточки с примерами;
• игрушки (котенок, собачка);
• круги Эйлера.
• Карточки «Путь к домику», «Мосты»
• Часы.
• Презентация.
Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, кинезиологические упражнения, подвижные игры.
Предварительная работа:
• научить детей решать примеры на сложение и вычитание.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, кто к вам пришел.
Воспитатель инсценирует диалог котенка и собачки.
- Привет, дети, это я ваш котенок Гав.
- А я щенок, меня зовут Шарик.
- А почему тебя зовут Шарик? Ты что круглый?
- И ничего я не круглый. Просто меня так назвали.
- А меня зовут Гав. Смотри, Шарик, что я нашел.
- Что?
- Здесь какое-то письмо.
- Давай, посмотрим, что в конверте?
- Какое-то письмо. Но мы не можем его прочесть. Помогите нам.
Воспитатель: Давайте, я помогу вам прочитать.
«Приглашаем вас в путешествие на математическом поезде в страну Геометрия. Поезд отправляется в 10 часов. Вам необходимо приобрести билеты в кассе. Не опоздайте».
Воспитатель продолжает инсценировку диалога котенка и собачки:
- Ой, как здорово, мы на поезде поедем. А вы ребята поедете с нами?
Дети: Да.
Воспитатель (за щенка) : Да, они, наверное, еще не проснулись, не взбодрились.
Воспитатель (за кошечку) : Тогда надо их скорее взбодрить. Я вот когда просыпаюсь, всегда ушки свои растираю. Вот так. Дети, давайте сделаем наше упражнение «Ушки».
Дети массируют ушки.
- Тогда надо собираться. Что там сказано? Надо приобрести билеты в кассе. Отправляемся на поиски кассы.
Дети встают и идут к столику, на котором окошечко с надписью «Касса».
Воспитатель (за кассира) : Всем в очередь.
Кому нужен билет, получайте,
Пример быстро решайте.
Воспитатель (за котенка) : Дайте мне один билет. Здесь написано два плюс один. Сколько же будет?
Дети: Три.
Воспитатель (за котенка) : Спасибо, вот мой билетик.
Воспитатель (за кассира) : Кто следующий?
Все дети по очереди получают билет и выполняют арифметическое действие.
Воспитатель:
Вы примеры все решили.
Все билеты получили.
Тогда пора нам на вокзал.
Воспитатель с детьми проходят к столику, на котором табличка «Вокзал» и стоят часы.
Воспитатель (за котенка Гава) : Шарик, ты где? Кажется здесь вокзал.
Воспитатель (за Шарика) : А немного поиграл с друзьями в мяч, я не опоздал?
Воспитатель (за котенка Гава) : А я не знаю. Может еще рано, А может поезд уже ушел.
Воспитатель: Дети, давайте поможем котенку Гаву и Шарику разобраться, ушел поезд или нет?. Кто из вас помнит, во сколько будет поезд?
Дети отвечают: В 10 часов.
Воспитатель: А сколько сейчас время? (На часах 9 часов).
Дети отвечают: 9 часов.
Воспитатель: Ушел наш поезд или нет?
Дети: Нет, еще не пришел.
Воспитатель, а кто знает, скоро придет наш поезд? Через сколько часов?
Дети отвечают: через один час.
Воспитатель (за Шарика) : Значит у нас еще есть время поиграть?
Дети: Да.
Воспитатель (за Шарика) : А я вот, Гав, совсем не понимаю по часам.
Воспитатель (за котенка Гава) : А я понимаю. Длинная стрелка должна быть вверху, а короткая показывает на цифру. Куда короткая покажет, столько и часов.
Воспитатель (за Шарика) : Я почти понял.
Воспитатель (за котенка Гава) : Это легко, я с тобой сыграю сейчас в игру. Сколько я покажу часов, столько раз ты назови мое имя. Вот сколько сейчас часов? (воспитатель показывает 1 час). Сколько раз нужно сказать Гав?
Воспитатель (за Шарика) : Гав.
- Правильно.
- А сейчас? (воспитатель показывает три часа.
Воспитатель (за Шарика) : Гав, Гав, Гав.
- Правильно
Воспитатель (за Шарика) : Пусть дети тоже попробуют.
Воспитатель показывает детям 2 часа, 4 часа, 3 часа.
Дети отвечают.
Воспитатель (за котенка Гава) : Ой, Шарик, пока мы с тобой играли, мы на поезд не опоздали? Посмотри, на часах, сколько время уже?
Дети: Уже 10 часов.
Воспитатель (за Шарика) : Значит, пора и поезду прийти.
Воспитатель включает звук стука колес и свисток.
Воспитатель: А вот и поезд (воспитатель показывает картонный поезд, на веревочке приклеены вагоны – листы цветной бумаги с цифрами).
Воспитатель: Дети, вы свои билеты не потеряли?
Дети проверяют, показывают.
Воспитатель (за котенка Гава) : Ой, смотри, Шарик, здесь какие-то цифры. Как нам разобраться, в каком вы вагоне поедем?
Воспитатель (за Шарика) : Я не знаю. А вы дети не догадываетесь?
Дать подумать.
Воспитатель (за котенка Гава) : У меня на билете написано 1 плюс два. Что бы это значило?
Если дети затрудняются, воспитатель:
- А на полу есть вагон с цифрой три?
Дети отыскивают.
Воспитатель: Верно, есть, значит котенок Гав будет ехать в вагоне номер три.
Воспитатель: По очереди, проходите в вагоны, я проводник, проверяю ваши билеты.
Дети считают пример, находят ответ и встают на свой вагончик.
Воспитатель:
Итак, наш поезд отправляется.
Слайд 1.
А чтобы нам весело было ехать, поиграем в «Лучики»
(Лучики. Согнуть руки в локтях, сжимать и разжимать пальцы обеих рук постепенно ускоряя темп до максимальной усталости. Затем расслабить руки).
Звучит музыка.
(звучит песня из мультфильма «Паровозик из Ромашково»)
Слайд 2. Шум колес.
- Давайте посмотрим в окно, кажется, наш поезд тронулся.
Слайд 3
- Посмотрите, какие интересные домики за окном.
- Подберите окошко к домикам?
- Какое окно подходит для красного домика? (круг голубой) Почему вы так думаете? Какой формы нужно окно для красного домика? (круглой)
- Какое окно подходит зеленому домику? (прямоугольник желтый)
- Какое окно подходит голубому домику? (красный треугольник)
-Какое окно подходит желтому домику? (зеленый квадрат).
- Молодцы, кажется за коном появились новые домики
Слайд 4 Шум колес.
Слайд 5.
- А тут снова домики стоят по порядку.
- С какой крышей стоит домик в верхнем левом углу? (с красной треугольной крышей)
- Какие домики стоят в верхнем ряду? (с красной крышей, с желтой голубой)
- Одинаковой формы крыши у этих домиков? (нет)
- Какой формы желтая крыша? (прямоугольной)
- Какой формы голубая груша? (четырехугольной)
- Но кажется последний домик еще не достроен.
- Какой домик стоит в нижнем левом углу (с голубой крышей)
- Какой домик должен быть в нижнем правом углу? (с красной треугольной крышей)
- Молодцы
Слайд 6. Шум колес
- Едем дальше.
Слайд 7. Город Эйлера
- А вот и первая остановка. Это город Эйлера.
Чтобы в город нам войти, надо разгадать, что должно находится в двух кругах.
- Что находится в левом круге? (кукла, мячик)
- Как это называется одним словом? (игрушки)
- Что находится в правом круге? (корабль, самолет)
- Как это можно назвать одним словом? (транспорт).
- Итак, что должно находиться в и левом и правом круге на их пересечении? (Это игрушка и транспорт)
- Что это может быть? (игрушечная машинка)
- Верно?
- А что еще могло бы быть? (игрушечная лодка).
- Молодцы.
Слайд 8.
- А вот еще одна загадка. Снова два круга. Какие фигуры находятся в левом кругу? Как их можно назвать одним словом? (зеленые)
- А какие фигуры находятся в правом круге? (круглые)
- Какими признаками должна обладать фигура, чтобы она подходила и к левому и к правому кругу? (она должна быть зеленой и круглой).
- Значит, какие фигуры лежат в области левого и правого круга? (зеленые фигуры)
- Верно.
- А теперь мы можем войти в город и немного прогуляться по улицам.
Дети подходят к столу. Садятся.
- А вот и наш город Эйлера.
Прежде чем начать пальчиками работать сделаем наше упражнение «колечко». (Поочерёдно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец с указательным, средним и т. д. ; в обратном порядке – от мизинца к указательному пальцу.)
А теперь выполним упражнение «Лягушка».
( Положить руки на стол: одна сжата в кулак, ладонь другой лежит на плоскости стола. Менять положение рук).
- На столах у каждой пары два круга: желтый и красный. И еще у вас есть набор геометрических фигур.
Расположите фигуры так, чтобы зеленые были в красном круге, а круглые в желтом. Какие фигуры нужно поместить в область красного и желтого круга?
- Молодцы справились.
- У вас у каждого на столах карта города (Воспитатель раздает листы каждому).
Необходимо найти путь к домику.
Дети выполняют.
Слайд 9.
А вы знаете, дети, что эти круги, с которыми мы с вами сегодня работали, придумал Великий математик Леонард Эйлер. Он жил очень давно, почти триста лет назад. Родился он в Швейцарии, но почти всю жизнь провел в России, в Санкт-Петербурге (слайд).
Леонарду Эйлеру принадлежит хитрая задача о семи мостах Кё нигсберга: можно ли пройти каждый мост по одному разу и вернуться в исходное место?
(слайд 10)
Вот вам схемы для решения этой задачи.
Вы тоже можете попробовать.
- Получилось у вас пройти по мостам?
- Нет. Пройти по семи мостам невозможно. Эйлер доказал, что эта задача не имеет решения. Но то, что вы думали над этой задачей – это уже замечательно.
Вы можете предложить эту задачу вашим родителям. Или придумать свою.
(Если остается время, дети могут придумать свои задачи).
- Кто хочет выполняет рисунок, а кто хочет поиграет с карандашами.
Кинезиологическое упражнение «Циркачи». Вращать карандаш между большим, указательным и средним пальцами одной и другой руки.
Воспитатель (за кошечку) : Мне так понравилось, в математическом поезде. А тебе, Шарик, понравилось?
- И мне понравилось.
- А вам дети, понравилось?
-Что нового вы узнали?
Ответы детей.
- Чему научились?
Дети отвечают.
Воспитатель (за Шарика) : А я вот научился понимать по часам.
- Дети, а мы не забыли про часы?
Шарик: Я уже хочу домой. Во сколько часов наш поезд поедет назад?
Котенок: Я помню, что в одиннадцать часов.
- Дети, а посмотрите на экран, сколько время?
Не пора ли нам возвращаться в детский сад?
Сколько время на часах? (11 слайд)
Дети: 11 часов. Пора.
12 слайд
Звучит песня из мультфильма «Паровозик Ромашково». Дети встают за воспитателем в паровозик и идут по кругу под веселую музыку.
Воспитатель: Вот мы и дома, в детском саду. Наш математический поезд привез нас обратно.