Маржана Гаджиева
Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе «Части суток, дни недели, времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Части суток, дни недели, времена года»
Материал: д/и «Когда это бывает» (времена года, «собери часы», «расставь по порядку» (дни недели, «Какого цвета время суток» глобус, лампа (фонарь)
Метод. Пр. – Организационный момент
- Сюрпризный момент
Публикация «Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе „Части суток, дни недели, времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Времена года. Проекты, планы, тематические недели
- Дни недели. Знакомство с днями недели
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сутки. Знакомим детей с частями суток: утро, день, вечер, ночь
- Темочки
- задания по временам года
- задания по дням недели
- задания по времени суток
Ход занятия
- Раз, два, три, четыре, пять. Будем мы сейчас опять: смотреть, слушать, размышлять и друг другу не мешать. Внятно, чётко говорить, не вертеться, не шалить.
- Ребята, отгадайте загадку:
Есть у радости подруга,
В виде полукруга.
На лице она живёт,
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится.
Грусть тоска её боится.
Что это? (улыбка)
- Подарим, друг другу улыбку и с хорошим настроением начнём занятие.
-Сегодня с нами на видео связь вышел Незнайка. У него к нам есть просьба, давайте выслушаем его.
Давайте расскажем Незнайке, почему так происходит?
- Наша Земля вращается вокруг Солнца непрерывно и Солнечные лучи освещают ее. Но со всех ли сторон одинаково? Предлагаю проверить. Давайте проведем небольшой эксперимент. Вот глобус и фонарик. Скажите, пожалуйста, что такое глобус? Правильно, это модель Земного шара. А солнышком сегодня у нас будет – фонарик.
Сейчас мы посветим нашим «солнышком» с этой стороны глобуса и увидим, что солнечные лучи ее освещают. Разглядеть можно и моря, и горы, реки. А что же происходит с обратной стороны?
Здесь темно. На той части нашей планеты, которая не освещена солнечными лучами, царит ночь, а на освещенной части Земли сияет светлый день. Земля находится в постоянном движении, поэтому день и ночь сменяют друг друга.
- Какое сейчас время суток? Правильно, сейчас утро. А как вы догадались, что сейчас утро? А какие еще части суток вы знаете? Утро, день, вечер и ночь. Давайте немного подробнее расскажем Незнайке обо всем
Задание 1. Ребята, назовите времена года (зима, весна, лето, осень).
- Какое время года сейчас? (весна). Какое время года между летом и зимой? Весной и осенью? Осенью и весной? - Сколько месяцев в году? (12). Назовите их по порядку, начиная с первого-января. (Дети по очереди называют последующие месяцы).-Отгадайте загадки о временах года?
Солнце печёт,
Липа цветёт,
Рожь колосится,
Золотится пшеница,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (лето). (Воспитатель вызывает одного ребёнка, он размещает картину летнего пейзажа на доске.)
- Назовите летние месяцы? (июнь, июль, август).
- Давайте вспомним, а какое лето?
(теплое, ясное, жаркое, красное).
- Что хорошего несет с собой лето?
(веселье, цветы, ягоды, зелёная трава и ясная, солнечная погода и т. п.)
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает,
Когда это бывает? (осенью). (Воспитатель вызывает одного ребёнка, он размещает картину осеннего пейзажа.)
- Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь).
- Чем вам осень нравится?
(красивый осенний пейзаж, листопад, сбор богатого урожая фруктов и овощей)
- Чем осень может огорчить? (пасмурной, дождливой погодой).
- Как живут дикие животные и птицы в лесу? (гуси, утки, жаворонки, лебеди улетают в тёплые края, ёж, белка, бурундук, хомяк делают запасы на зиму) и т. д.
Физминутка:
Мы пришли в осенний лес.
Сколько тут вокруг чудес!
Справа берёзка от нас стоит.
Слева – ёлка на нас глядит.
Руки подняли и помахали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В сторону руки
Плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут,
Тоже покажем
Крылья отводим назад
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет –
Когда это бывает? (Зимой). (Воспитатель вызывает одного ребёнка, он размещает картину зимнего пейзажа.)
- Назовите зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль).
- Давайте вспомним, а какая зима бывает? (снежная, морозная, долгая, белая, и т. д.)
- Какие ваши любимые развлечения зимой?
(катание на горке, санках, коньках, игры с друзьями в снежки)
- Как живут дикие животные в лесу? (медведь, ёж, барсук, хомяк спит, заяц поменял шубку с серой на белую и т. д.)
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей – пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает.
Когда это бывает? (Весна.) (Воспитатель вызывает одного ребёнка, он размещает картину весеннего пейзажа.)
- Какая весна в нашем городе?
(холодная и теплая, пасмурная и солнечная, дождливая, зеленая и т. д.) .
- Что хорошего вы знаете о весне? (природа оживает, появляются подснежники – первые цветы, набухают почки на деревьях и появляются листья и т. п.)
- Назовите весенние месяцы? (март, апрель, май)
- Кто весну на крыльях приносит? (птицы)
- Как называются эти птицы? (перелетные)
- Как ведут себя животные в лесу? (просыпаются от зимней спячки, у них появляются детёныши, птицы высиживают птенцов).
Задание 2. Д/И «Когда это бывает» сколько всего месяцев году
Задание 3. Сейчас я загадаю вам загадку.
«Братьев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Братья ходят друг за другом.
Попрощается последний,
Появляется передний».
(Дни недели).
Вы догадались, о чем мы сейчас будем говорить?
Педагог задает вопросы.
-Какой день недели сегодня?
-Какой день недели был вчера?
-Какой день недели будет завтра?
- Какой день недели наступит после среды?
-Вот это дни недели.
Неделя начинается с понедельника. Это первый день недели.
Повторите название этого дня.
-Что мы слышим?
-Какое слово угадывается в этом названии? (По-недель-ник)
Слышите? Как это может объяснить?
Понедельник - это день после недели. По- «сле»-пропадает=по-недельник.
(поставить на мольберт цифру1)
-Какой следующий день недели?
-Что слышится в этом названии (повторите медленно вторник)
-Слышится «втор», второй день недели называется вторник, в названии указывается на место по счету. (цифра 2 на мольберте)
-Следующий день недели «Среда» вслушайтесь в его название: среда- середа (старинное слово) середина недели. (цифра 3)
-«Четверг»- четвертый день недели, (цифра 4)
-«Пятница»- пятый день недели, (цифра 5)
-«Суббота»- в названии не угадывается, какой день недели по порядку
-«Воскресенье» - седьмой день. День отдыха от труда, учебы. Человек отдыхает, набирается сил, он воскресает, становиться готов трудиться снова.
-Как еще можно назвать субботу и воскресенье одним словом? (выходные)
-Итак, суббота и воскресенье – выходные дни. В эти дни многие люди отдыхают.
-А кто в эти дни трудится? (Обсудить с детьми, кто трудиться в выходные: врачи скорой помощи, хлебопекарни, телефонные станции, магазины, водители автобусов, машинисты поездов, летчики и т. д.)
-Итак, дети, с какого дня начинается неделя?
- А каким днем заканчивается неделя?
- Сколько рабочих дней в недели?
-. А сколько выходных?
-Назовите рабочие дни недели.
- Назовите выходные дни.
Задание 4. Отгадайте загадку:
Петушок зарю встречает,
Мама деток умывает,
Иней на траве, как пудра.
Что за время суток?
- Правильно утро. С наступлением рассвета, когда солнышко поднимается над горизонтом и освещает все вокруг, начинается утро. Просыпаются растения, просыпаются животные и птицы, просыпаются люди. Расскажите, что мы делаем утром? Молодцы!
Вот вам следующая загадка:
Солнце в небе высоко,
И до ночи далеко,
Коротка деревьев тень.
Что за время суток?
- Молодцы. Днем люди бодрствуют. Дети играют, школьники учатся. Расскажите Незнайке, что еще мы делаем днем.
День прошел. Садится солнце.
Сумрак медленно крадется.
Зажигайте лампы, свечи —
Наступает темный.
- Правильно. Вечером все дети идут из садика домой, взрослые возвращаются с работы. Вечером мы можем наблюдать закат. Солнышко опускается все ниже и ниже и садится за горизонт. Расскажите, чем вы любите заниматься вечером?
И последняя загадка: Солнце село. Свет погас.
Спать пора всем. Поздний час.
Улетел уж вечер прочь,
А за ним крадется.
- Да, это ночь. Все люди, животные и растения ночью отдыхают, спят, чтобы набраться сил на следующий день.
Давайте еще раз повторим все части суток. Утро, день, вечер, ночь.
- Сейчас я вам открою один секрет: чтобы весь день у вас было хорошее настроение, утро надо начинать с улыбки.
Пальчиковая гимнастика
Как живёшь? - Вот так! (Показать большой палец)
- А идешь? - Вот так»! («Шагать» пальчиками по столу)
- А плывешь? - Вот так! (имитация плавания)
- Как бежишь? - Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)
- Вдаль глядишь? - Вот так! («бинокль»)
-Как даешь? - Вот так! (Протягивать открытую ладонь)
- Ждешь обед? - Вот так! (Подпереть щеку кулачком)
- Машешь вслед? - Вот так! (помахать кистью руки)
-Утром спишь? - Вот так! (2 ладошки под щекой)
- А шалишь? - Вот так! (Щёки надули и руками лопнули)
Задание 5,6 Дети, Незнайка принес с собой конвертики, а в них посмотрите - часы, с, но часы сломаны, каждые на 4 части. Давайте отремонтируем их. Надо сложить части часов так, чтобы части суток были в правильном порядке друг за другом.
- Молодцы! Так же времени суток.
Задание 7 Перед вами листки с изображением утро, день, вечер, ночь на против которых расположены квадратики. Эти квадратики нужно закрасить под каждое время суток.
Как вы думаете, в какие цвета эти квадратики можно раскрасить?
Вам необходимо закрасить их по порядку: квадрат обозначающий утро,-желтым, день-голубым, вечер – красным, ночь –черным или темно синим.
Педагог формирует обобщение: утро, день, вечер, ночь – составляют 1сутки.
Ребята, скажите, вам понравилось сегодняшнее занятие. На какие части можно разделить сутки, сколько таких частей. Какое время суток самое светлое? А какое время суток самое темное?
Как вы думаете Незнайка все запомнил, а ему понравилось сегодняшнее занятие?
- Молодцы ребята, спасибо вам!