Сучкова Лилия
Конспект занятия «Друзья мышки Шуши»
▼ Скачать + Заказать документы
Подгрупповое (открытое) логопедическое занятие :
«Друзья мышки Шуши».
Средняя группа
(Занятие промежуточное на этапе автоматизации звука «ш» у детей).
Тема: Автоматизация звука «ш» в слогах, словах, предложениях, скороговорке.
Цели:
Коррекционно-образовательные: Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука «ш». Продолжать учить правильно, произносить звук «ш» в слогах, словах, предложениях, скороговорке. Продолжать учить определять наличие звука в начале слова. Учить употреблять в речи существительные с прилагательными, существительные уменьшительно-ласкательной формы. Обогащение словаря: плюш.
Публикация «Конспект занятия „Друзья мышки Шуши“» размещена в разделах
Коррекционно-развивающие: Развивать дыхание, мелкую моторику рук, тактильные ощущения, артикуляционную моторику. Развивать навыки словообразования. Развивать память, мышление, внимание, пространственное мышление. Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа, связную речь.
Коррекционно-воспитательная: Воспитывать самоконтроль за речью.
Ожидаемый результат: научить правильно произносить звук в слогах, в словах, в предложениях, скороговорке.
Оборудование: игрушки: мышка, медвежонок, котёнок, лисёнок, гномик; три коробки, поделка «сугроб», бумажная звуковая улитка, мешок с сосновыми шишками, предметные картинки со звуком «Ш», прищепки, схема слова (без деления на слоги).
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед: Ребята, сегодня на наше занятие пришли гости – воспитатели нашего детского сада. Поздороваемся с ними, улыбнёмся друг другу и гостям.
2. Тема занятия.
Логопед: Я приглашаю вас к первому столу. Скажите, что вы здесь видите? (Ответы детей). Потрогайте, это действительно, сугроб снега?
Дети: Да. Он белый и холодный.
Логопед: Правда, очень холодный! Давайте, скорее, погреем наши ладошки!
(Дыхательное упражнение «Погреем ладошки»).
Логопед: Ой, ребята, смотрите, кто-то шевелиться и пищит в сугробе. Кто же это может быть?
Дети: Мышка.
Логопед: Почему вы думаете, что это мышка? (Ответы детей).
Логопед: Да, вы правы. Это мышка Шуша. Поздороваемся с ней?
Дети: Здравствуй, мышка Шуша.
Логопед: Шуша, мы тебя разбудили. Прости нас. Мы выполним все твои пожелания. Правда, ребята.
Дети: Да.
(Логопед подставляет мышку к уху, как будто она о чём-то его просит).
Логопед: Ребята, Шуша давно не видела своих друзей и скучает по ним. Она просит сходить вместе с ней к ним в гости. Вы согласны?
Дети: Да.
3. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Я предлагаю сначала вместе с Шушей сделать зарядку для наших язычков, чтобы мы говорили правильно и красиво и все окружающие нас легко понимали. Согласны?
Подходим к зеркалу. Начинаем.
- Ротик шире открываем, подержали, закрываем.
- Улыбнулись, удивились. Так 3 раза повторили.
- Любим пить мы чай из чашки. (Упражнение «Чашечка»).
- Очень вкусный чай с вареньем. (Удерживаем язык в форме чашечки).
-Ну, а капельку варенья, с губки слижем мы мгновенно. (Упражнение «Вкусное варенье»).
- Весёлой песней язычка мы закончим пя-пя-пя. (Упражнение «Непослушный язычок»).
- Молодцы! Теперь Шуша мы готовы в гости к твоим друзьям!
4. Автоматизация звука «ш» в скороговорке.
(На столе сидит игрушечный медвежонок. У него в лапах мешок с сосновыми шишками).
Логопед: А вот и первый друг мышки Шуши. Ребята, кто это? (Ответы детей).
Медвежонка зовут Мишей. Давайте, внимательно посмотрим, и скажем какой медвежонок Миша? ( Ответы детей : красивый, игрушечный, большой).
Логопед: Потрогайте его. Какой он ещё?
Дети: Мягкий, гладкий.
Логопед: Правильно. Ткань, из которой сшит медвежонок, называет плюш. Значит, его можно назвать плюшевым.
А что же у Миши в лапах? Да, это мешок. Что он мог туда положить? (Предположения детей). Не открывая, мешочек потрогайте. Кто из вас угадал?
Правильно. Это шишки сосны - сосновые шишки. Миша даст вам шишку если мы выполним одно условие. Каждый из нас скажет скороговорку: «У плюшевого мишки сосновые шишки». Сегодня мы её будем говорить медленно, но пообещаем медвежонку научиться говорить эту скороговорку быстро и правильно. Кто первый? (Каждый из детей говорит скороговорку и получает шишку).
Логопед: Молодцы. Вы все старались говорить правильно. Я предлагаю поиграть с шишками. (Упражнение с шишкой для развития мелкой моторики).
Шишку я в руке держу,
То сожму, то разожму.
Поиграю с нею –
Ладошки разогрею.
Буду шишку я сжимать,
Буду руки укреплять!
Логопед: Спасибо, Миша. Нам надо идти дальше.
5. Развитие навыка словообразования существительных уменьшительно- ласкательной формы.
Логопед: Шуша, а здесь никого нет! Где твой друг? Скажи, как его зовут, и мы вместе его позовём. (Логопед подставляет мышку к уху) Шуша сказала, что его зовут Паша. И предупредила, что надо его позвать тихо, чтобы не испугать.
Дети: Паша!
( Воспитатель: Я здесь! За коробкой)
Логопед: (показывает на котёнка, сидящего на коробке) Может это Паша?
( Ответы детей: Нет, котёнок не может быть другом мышки. Котёнок сидит на коробке).
Логопед: (показывает на лисёнка, сидящего перед коробкой) Может это Паша?
( Ответы детей: Нет, лисёнок сидит перед коробкой).
Логопед: Значит, у нас где-то есть ещё коробка в зале. Пойдёмте, искать Пашу. (Находят за третьей коробкой игрушечного гномика).
Логопед: Это Паша? (Ответы детей).
Логопед: Друг Шуши - гномик Паша. Внимательно посмотрите, и скажите, во что одет Паша, что у него на голове, что в руке. Не забывайте, что у гномика все предметы маленького размера и называем мы их уменьшительно-ласкательным словом. Кто попробует? ( Ответы детей: шапочка, шортики, шарфик и т. д.).
Логопед: Молодцы, ребята всё правильно назвали. Шуша, мы готовы идти дальше.
6. Закрепление умения определять наличие звука «ш» в начале слова.
(Стол, предметные картинки, прищепки, бумажная звуковая улитка, схема слова).
Логопед: Ребята, мы же знаем, как зовут этого друга Шуши. Правильно. Это улитка Шуня. Только Шуня всегда с собой разные картинки носит, а сейчас на ней нет ни одной. Что же делать?
Дети: Надо прикрепить Шуне картинки.
Логопед: Но все картинки Шуне не унести. Что же это за схема?
Дети: Это схема слова, где звук «Ш» стоит в начале слова.
Логопед: Вот нам и подсказка. Мы дадим Шуне картинки, где слово его обозначающее начинается на звук «Ш». Согласны? Начинаем.
(Дети по очереди берут картинки, выполняют задание).
Логопед: Молодцы. (Показывает на Шушу). Наша Шуша уснула. Давайте, отнесём её в норку под сугроб. А чтобы она не проснулась споём песенку ш-ш-ш-ш.
Логопед: Шуша спит. Ну, а нам пора в группу. Не забываем дома тренироваться говорить скороговорку «У плюшевого мишки сосновые шишки». До свидания, ребята.