Елена Спартак
Конспект занятия «Добро и зло»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Добро и зло, страдание и сострадание»
Цель:
Показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, сострадание к окружающим.
Задачи:
1. Познакомить детей с понятиями «добро» и «зло».
2. Воспитывать у учащихся доброжелательность, отзывчивость, доброту и толерантность.
3. Прививать основы нравственного поведения.
Ход занятия.
Приветствие.
Публикация «Конспект занятия „Добро и зло“» размещена в разделах
- Добро и зло. Конспекты занятий, бесед
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Добрый день. Наше занятие я начну стихотворением.
Быть легче добрым или злым?
Наверно легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Свое тепло другим.
Быть добрым – значит понимать
И близких, и чужих,
И радости порой не знать Заботясь о других
Конечно доброму трудней
Но все же посмотри:
Как много у него друзей,
А злой всегда один.
Как вы думаете, о чем пойдет разговор? Предлагаю написать цель нашего занятия. Сегодня мы обсудим извечную тему «Добро и зло», поговорим о таких известных всем понятиях, как «добро» и «зло» о том, как они проявляются в личности человека и в окружающей жизни.
Добро и зло - это два нравственных понятия сопровождающие человека на протяжении всей его жизни.
-Как Вы понимаете понятия: Добро и Зло? Ассоциаграмма.
Добро – это все, что помогает человеку и природе, идет им на пользу.
А все, что вредит этому - называют зло.
Где и как они проявляются? Высшее проявление добра - мир и любовь (к Родине, к матери, другим близким и далеким людям, к живым и мертвым, к делу, природе и т. д.) Высшее проявление зла - война, убийство.
Как вы понимаете слово «сострадание». «Сострадание»- это чуткость и внимательность к окружающим, уважение к их интересам и их переживаниям.
Страдание- физическая или нравственная боль.
Доброта - признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках.
В народе бытует мнение «За добро платят злом».
Послушайте притчу «Как иногда за добро платят злом»
Однажды змея ползла через лес. Вдруг прямо на неё упало дерево. Змея изворачивалась и крутилась, изворачивалась и крутилась, но как бы она не старалась, всё было бесполезно. Тем временем дровосек, который жил неподалёку, решил нарубить дров. Он взял свой топор и отправился в лес, где и увидел змею, придавленную деревом. Змея ему и говорит:
- Добрый человек, пожалуйста, освободи меня! Откати это дерево, которое придавило меня к земле!
Человек отвечает ей:
Как вы думаете, что ответил ей человек?
- Нет, я не сделаю этого, потому что тогда ты меня съешь!
Змея опять:
- Поверь мне, я не съем тебя!
А человек своё : - Я тебе не верю.
Но змея так долго упрашивала его, что человек пожалел её и откатил дерево прочь. Змея выползла и, так как весь день ничего не ела и была очень голодна, сказала человеку:
Что сказала змея человеку?
- Добрый человек, я умираю с голода и поэтому сейчас съем тебя!
- Что? Ты хочешь съесть меня, но я же освободил тебя?
- Да. Разве ты не знаешь, что за добро платят злом?
- Вот так дела! - сказал человек сердито.
А змея опять:
- Ты думаешь, я не права?
- Конечно, не права!
- Ну, хорошо, - сказала змея. - Тогда позови сюда каких-нибудь животных, и мы их спросим. Ты увидишь, что они ответят.
Человек пошёл искать животных и привёл оленя, лошадь, пуму и волка. Змея стала спрашивать их одного за другим:
- Скажи-ка, пума, правда, что за добро платят злом?
Что ответила пума?
- Да, - ответила пума.
- А ты, лошадь, не думаешь ли, что за добро платят злом?
- Да, - ответила лошадь.
- Братец олень, платят ли за добро злом?
- Да, - ответил олень.
Когда человек услышал, что сказали все эти животные, он и вправду испугался. Оставался только волк, и змея повернулась к нему:
- Братец волк, платят ли за добро злом?
Что ответил волк?
И волк отвечает:
- Я не знаю, как всё произошло и говоришь ли ты правду. А потому не могу сказать, должна ли ты съесть этого человека. Ложись туда, где ты была, и тогда увидим.
Все животные согласились с волком. Змея легла, а человек накатил поверх неё дерево. И волк сказал:
- А теперь, змея, оставайся там!
Человек поблагодарил волка и говорит:
- Теперь, братец волк, пойдём со мной домой, я отплачу тебе, дам пару цыплят.
- Нет, не пойду к тебе. Принеси цыплят мне завтра сюда, в лес.
Человек вернулся домой, рассказал всё жене, что обещал волку цыплят.
Что сказала жена? Но его жена сильно рассердилась и велела, чтобы он вместо цыплят положил в мешок собак, которые кусают за уши. И так как человек не хотел спорить с женой, он сделал так, как она сказала. На следующий день он положил в мешок собак и отправился в лес.
Волк уже ждал его.
- Братец волк, я принёс тебе цыплят!
- Спасибо! - ответил волк.
Тогда человек развязал мешок, и оттуда выпрыгнули собаки - те, что кусают за уши. Собаки вцепились в волка и отгрызли ему оба уха. Наконец, волку удалось вырваться. И он убежал в чащу леса, ворча:
- Змея была права: за добро надо платить злом.
- Правильно поступили змея и человек?
- Как должны поступать люди в таких ситуациях?
Сейчас часто можно услышать, что зло одолело добро, что каждый живет сам по себе, не вникая в проблемы других перестали замечать страдания людей обездоленных. Утратили былую отзывчивость и то тепло души. Так ли это? Делать добро - это душевная потребность для русских людей, которая сохранилась в нас еще от далеких предков. В нашей нынешней жизни так много зла, недоверия, жестокости, что некоторые теряют веру в доброту, благородство и бескорыстие людей.
Предлагаю вам игру «Услышь меня»
Выберите одного игрока и попросите его выйти из комнаты. С другими подберите пословицу (например, «Добро творить – себя веселить» «Не хвались серебром, а добром»). Затем поручите разным участникам произнести по одному слову из пословицы одновременно. Отрепетируйте, произнесите пословицу как минимум три раза. Затем пригласите вышедшего игрока и попросите его в произнесенном вами словесном хаосе узнать известную пословицу.
Какие качества характера желательно иметь человеку. Давайте составим портрет идеального человека.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА: Добросовестный, трудолюбивый, самоотверженный, сердечный, душевный, внимательный, добрый, чуткий, преданный, доброжелательный, великодушный, деликатный, отзывчивый, тактичный, аккуратный, мужественный, правдивый, выдержанный, стойкий,
надежный, искренний, благородный, справедливый, честный.
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА: Лежебока, бездельник, лентяй, недоброжелательный