Антонова Светлана
Конспект занятия для учащихся 2 класса «Мир звуков. Мотивация правильности письма»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. Мир звуков. Мотивация правильности письма
Цель: развести в понимании уч-ся неречевые и речевые звуки, развивать слуховое внимание, фонематический слух и восприятие; воспитывать языковое чутьё, интерес к звучащему слову и логопедическим занятиям
Оборудование: презентация Microsoft PowerPoint, карточки, листочки в клетку, рабочие тетради, ручки
Ход ЗАНЯТИЯ
I. Орг. момент.
* Вы на занятие пришли,
Спокойно встали возле парт.
Садится только тот из вас,
Кто назовёт мне день недели
II. Вводная часть
Публикация «Конспект занятия для учащихся 2 класса „Мир звуков, Мотивация правильности письма“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1. Осмысление звуковых сигналов.
- Для чего нужен свисток футбольному судье? (Слайд 1)
- Зачем бьют часы? (выясняется значение слова бьют.) (слайд 2)
- Какой звук сообщает нам, что кто-то пришел?»
( Звенит звонок: «Дззз.»). (Слайд 3)
2. Знакомство с правилами использования звуковых сигналов, культура их применения:
- Стоит ли приходить на стадион, чтобы поболеть за любимую команду, с трубами, барабанами, свистками?
- Представьте, что вы приехали в гости и вас уложили спать в комнате, где старинные часы бьют через каждый час. Сможете ли вы спать спокойно в такой обстановке?
- Следует ли звонить в дверь незнакомым людям просто так, ради шутки?
III. Основная часть
1. Постановка проблемного вопроса.
- А какими звуками природа сообщает о себе и может рассказать о приближении грозы? (слайды 4-5) (Передача учащимися звуков грозы может иметь театрализованную форму: дети изображают ветер и его вой (ууу., качаются, как деревья, и передают шелест листьев (шшш.).
- По каким признакам можно установить, кончилась гроза или нет? (слайд 6)
- Какими звуками наполнился лес после дождя?
* Изображается жужжание насекомых (жжж., зудение комара (ззз., стрекотание кузнечика (ццц) (слайд 7)
* Воспроизводится стук последних дождевых капель (кап-кап, голоса птиц: «ку-ку», «кар-кар», «чик-чирик» (слайд 8)
2.- Послушайте необычное стихотворение. Попробуйте догадаться, о чём оно? (Калмыкова И. Р. Таинственный мир звуков. Ярославль, 1998) (слайды 9-11)
* Назовите звукоподражательные слова в этом стихотворении (бац, бум, дзинь, топ, шлёп, шмяк) Кто мог их производить? (Это действия неуклюжего бегемота, который пытаясь прихлопнуть муху, разбил много посуды) А звук [Ж]? (жужжание назойливой мухи).
* Графический диктант «Путь неуклюжего бегемота»
11 клеток – высота, 25 клеток – ширина (слайд 12)
3 клетки вверх, 1вправо, 1 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх,1 вправо, 1 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо,1 вниз, 3 вправо, 1 вверх, 10 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 6 вниз, 1 влево, 2 вниз, 3 влево, 2 вверх, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 5 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 2 вниз, 3 влево, 3 вверх, 1 влево, 1 вверх, 3 влево, 1 вниз,4 влево. Дорисуем глаз и хвостик.
3. Уточнение и расширение полученных представлений о «мире звуков».
Создание учебной мотивации.
- Бывали ли вы летом за городом: на даче, в деревне? Какими звуками наполнена загородная жизнь в отличие от городского шума? (Нет такого, как в городе, шума машин, а слышится щебетание птиц, крики домашних животных, всплески воды на речке, стук лопат и т. п.)
4. Упражнения в звукоподражании (слайды 13-28) (Кто это? как подает голос? Что делает)
5. Закрепление материала. Работа по карточкам (2 варианта)
1 вариант
* Допиши подходящие слова-действия к словам-предметам:
Свинья ___ Лягушка ___
Собака ___ Воробей ___
Утка ___ Змея ___
Слова-помощники:
чирикает, лает, хрюкает, квакает, шипит, крякает
* Допиши подходящие слова-предметы к словам-действиям:
Мычит ___ Мяукает ___
Кукарекает ___ Гогочет ___
Кукует ___ Кудахчет ___
Слова-помощники:
гусь, кукушка, петух, курица, кошка, корова
2 вариант
* Допиши подходящие слова-действия к словам-предметам:
Корова ___ Кошка ___
Петух ___ Кукушка ___
Гусь ___ Курица ___
Слова-помощники:
кукует, гогочет, кудахчет, мычит, кукарекает, мяукает
* Допиши подходящие слова-предметы к словам-действиям:
Хрюкает ___ Чирикает ___
Квакает ___ Лает ___
Крякает ___ Шипит ___
Слова-помощники:
собака, лягушка, воробей, змея, свинья, утка
ФИЗМИНУТКА (слайд 29)
Вот окошко распахнулось, Развести руки в стороны
Кошка вышла на карниз. Имитация походки кошки
Посмотрела кошка вверх, Откинуть голову назад
Посмотрела кошка вниз. Опустить голову вниз
Вот налево посмотрела, Посмотреть влево
Промяукала она Сказать: «Мяу!»
Глаза вправо отвела, Посмотреть вправо
Посмотрела на кота. Посмотреть прямо
Потянулась, улыбнулась Имитация движений
И уселась на карниз. Присесть
Поморгала чуть глазам Поморгать глазами
И закрыла их руками. Закрыть глаза руками
6. - Можно ли среди всех этих звуков услышать человеческие голоса и какие?
(Смех детей, разговоры дачников, песни и т. д.)
- Поэтому все звуки можно разделить на 2 группы:
неречевые и речевые
7. Для того чтобы разговаривать, человеку нужна речь. А еще лучше правильная речь, грамотная речь, потому что неправильная речь, речь с ошибками затрудняет понимание одного человека другим.
* Вот посмотрите, какую записку оставил своим друзьям Кристофер Робин из повести А. Милн «Приключения Винни-Пуха и его друзей!» (Сова, ослик ИА-Иа, крошка РУ, Тигра, Пятачок) (слайды 30-31)
* Кролик нашёл записку, в которой говорилось (слайд 32) и попросил Сову прочитать ее. Сова взяла у Кролика записку Кристофера Робина и посмотрела на нее в некотором замешательстве (слайд 33)
- По-моему, дорогой мой Кролик, довольно ясно, что произошло, - сказала она.
- Кристофер Робин куда-то ушел с Щасвирнусом. Он и этот. Щасвирнус сейчас чем-то заняты. Ты за последнее время встречал у нас в лесу каких-нибудь Щасвирнусов?
- М-м-м, - сказал Кролик, - я как раз хотел у тебя узнать. Как они выглядят?
- Ну, - сказала Сова, - пятнистый или травоядный Щасвирнус - это просто. По крайней мере, - сказала она, - он больше всего похож на. Но, конечно, - продолжала она, - это сильно зависит от. Ну. - сказала Сова. - Словом, я плохо представляю себе их внешний вид, - закончила она чистосердечно.
* Итак, как вы думаете, поняли Сова и Кролик, о чём идёт речь в записке?
* Исправление ошибок и запись правильного текста записки (слайд 34)
IV.Итог занятие. Рефлексия
- Какие бывают звуки? Для чего нужна грамотная правильная речь?
- Покажите мимикой лица ваше настроение после сегодняшнего занятия (слайд 35)