Харитонова Светлана Андреевна
Конспект занятия по развитию сценического внимания для учащихся 1 класса ДШИ по программе «Искусство театра»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация.
В данной статье дается методическая разработка занятия «Развитие сценического внимания» для учащихся 1 класса дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального искусства «Искусство театра» предмет «Актерское мастерство» и приводит примеры упражнений на их развитие.
Ключевые слова.
Публикация «Конспект занятия по развитию сценического внимания для учащихся 1 класса ДШИ по программе „Искусство театра“» размещена в разделах
- ДШИ. Детская школа искусств
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театральное творчество, актерское мастерство, сценическое внимание, упражнения, навыки.
Содержание.
1. Введение.
2. Основная часть занятия.
3. Заключение.
4. Список использованной в работе литературы.
Введение.
В настоящее время у детей наблюдается большой интерес к театральному творчеству. Это объясняется несколькими факторами:
- желание детей самовыразиться, самореализоваться;
- стремление к коллективному творчеству, где ребенок может раскрыть себя;
- расширение круга общения;
- интерес ребенка подкрепляется желанием и возможностями родителей.
Дети с большим удовольствием приходят на обучения в детскую школу искусств.
С 2018 года в образовательном учреждении реализуется дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области театрального искусства «Искусство театра».
Учебный предмет «Основы актерского мастерства» является основным в комплексе предметов предметной области «Театральное исполнительское искусство», использует и координирует все практические навыки, приобретаемые учащимися в процессе освоения уроков по художественному слову, пластическим и музыкальным предметам; включает в работу и физический, и эмоциональный, и интеллектуальный аппарат ребенка.
Предмет формирует определенные актерские исполнительские знания, умения и навыки; знакомит с сущностью исполнительского театрального творчества, с выразительностью и содержательностью сценического действия; способствует выявлению творческого потенциала учащегося.
Главным направлением первого года обучения по предмету «Основы актерского мастерства» в 1 классе по 5-летней программе является приобщение детей к театральному искусству, что способствует воспитанию у ребенка личностных убеждений и духовных потребностей, формируя его художественный вкус. Учащиеся должны не только усвоить, выучить, запомнить ту или иную информацию, но и проработать, оценить, выразить свое отношение к ней.
Основная задача первого этапа – увлечь детей театральным искусством, привить зрительский этикет, научить правильному поведению и общению в коллективе.
Ведущая деятельность данной возрастной группы детей, а это возраст 10 – 12 лет – игровая. Поэтому на первых занятиях преобладают игровые формы актерского тренинга и упражнений, которые дают возможность ребенку «рассказать» о себе, познакомиться, адаптироваться в коллективе, приступить к новым видам деятельности для приобретения навыков сценических действий.
Создание нравственного, дружелюбного климата и радостной, творческой атмосферы, получение детьми удовольствия от занятий являются основными задачами для преподавателя.
В перечень тем 1 года обучения входит работа учащихся над сценическим вниманием.
Основная часть занятия.
В жизни внимание – непроизвольно и инстинктивно. Движут им различные безусловные рефлексы: ориентировочный («что это такое?», оборонительный («это для меня опасно!») и многие другие, еще не классифицированные современной психологией. В жизни непроизвольное внимание сосредоточивается на том объекте, который наиболее значим в данный момент. В основе этого явления может лежать ориентированный («что это такое?», оборонительный («это для меня опасно!») или какой-нибудь другой рефлекс. При этом обычно доминирует зрительное, слуховое, осязательное или мышечно-двигательное внимание. В каждый момент творчества, будь то репетиция, или спектакль, возникает непроизвольное внимание, но уже не жизненное, а сценическое, потому что на спектакле актер видит сидящих в зале зрителей, а на репетиции (и даже на уроке) явно разделяются представления «я на сцене» и «те, кто на меня смотрит». Значит, жизненное внимание, присущее нормальному человеку, как-то преображается, когда этот человек вступает на сценические (или аудиторные) подмостки? Действуют какие-то иные закономерности, примиряющие жизненные проявления со сценической обстановкой и с характером реакций. [1]
Сценическое внимание – очень активный сознательный процесс концентрации воли для познания окружающей действительности, в котором участвуют все системы восприятия - зрение, слух, осязание, обоняние. Главная задача педагога научить детей удерживать своё внимание в непрерывно активной фазе в процессе сценического действия. Видеть, слышать, воспринимать, ориентироваться и координироваться в сценическом пространстве.
Развить сценическое внимание помогут различные актерские упражнения. Рассмотрим некоторые из них!
Упражнение «С чего начнем?»
Прежде всего позаботимся о том, чтобы в аудитории, куда придут ученики, стояли бы вдоль стен стулья в достаточном количестве и были бы стол и стулья для педагога. Вот вошли ученики. - Садитесь. Сели – кто где. - Удобно ли так заниматься? Все ли видят меня? Все ли видят друг друга? Кто прячется? Попробуйте отыскать такое размещение стульев в аудитории, чтобы каждый из вас видел всех своих товарищей и чтобы я видел каждого из вас. Выстраиваете стулья в линию? Но так вам хорошо будут видны только ваши ближайшие соседи. Дружные поиски приводят к верному решению: напротив стола педагога выстраиваются ровным полукругом стулья учеников. Каждый ученик убеждается: «я вижу всех, меня видят все». - А ровный ли у нас полукруг? Везде ли равные расстояния между стульями? Расстояния проверяются, стулья переставляются. Предоставим это ученикам. С внимания начинается действие. Внимание – к тому, что вокруг нас, что нам надо обследовать, чтобы узнать: что меня окружает? что понятно? что опасно? как надо вести себя? что надо делать?
Упражнение «Переходы»
Тренируем навыки рабочей собранности: Посмотрите на своих товарищей по полукругу, обратите внимание на цвет волос каждого из них. Теперь поменяйтесь местами так, чтобы крайним справа сидел ученик с самыми светлыми волосами, рядом с ним – потемнее, а крайним слева – был бы ученик с самыми черными волосами. Никаких шумных обсуждений! Сидя на месте, молча, каждый ученик ориентируется, куда он должен перейти, и по хлопку педагога все одновременно меняются местами. Пересядьте по алфавиту фамилий! По алфавиту имен! По росту! Бесшумно! Четко! Легко! Никаких лишних движений – только целесообразные!
Упражнение «Переходы со стульями»
Так же как и в прежнем упражнении, нужно меняться местами, но – переходить вместе со своими стульями. При переходе – держать стулья в условленном положении: перед собой, сбоку, над головой. Сначала – без ограничения времени. Потом по счету. Я буду считать до десяти. Распределите так свои движения, чтобы без суеты уложиться в назначенное время. На счет «раз» встаете и начинаете переходы. На счет «десять» садитесь на новом месте. Стулья не должны сталкиваться! Ни одного звука в аудитории, ни одного скрипа! Представьте себе, что вы делаете перестановку декораций на сцене в короткой паузе между картинами. Темнота, занавес открыт. Полная тишина!
Упражнение «Кольцо»
Воспитывая навыки творческого самочувствия, потренируем и эту перестановку. Ученики сидят в полукруге. По счету (на «десять» или на «пять») надо переместиться со стульями так, чтобы получилось самое большое кольцо, какое только возможно в аудитории. Точнее распределяйте свои движения по времени. Сесть нужно с последним счетом. А расстояния между стульями везде получились одинаковыми? Снова – в полукруг. Снова – в большое кольцо. Внимание к соседу! Не мешать ему, переставляя свой стул! Следите за его движениями, действуйте одновременно с ним! По счету (на «десять» или на «пять») превратим большое кольцо в малое – стул к стулу. Потренируем и создание среднего кольца, промежуточного по величине между большим и малым. Потренируем перемену расположения стульев в произвольном порядке: Большое кольцо, на счет «пять!». Малое, на счет «десять!» Большое, на счет «двадцать три!». Среднее, на счет «три!». Бесшумность, четкость, завершенность – постоянные требования.
Упражнение «Лучшие места»
Ученики – в полукруге. На счет «десять» превратите полукруг в два ряда стульев, чтобы сесть лицом друг к другу. Расстояние между рядами – метра четыре. Начали! Запомните товарищей, сидящих напротив вас. Запомните и своих соседей. Посмотрите напротив – не правда ли, там удобнее сидеть? Выберите себе хорошее местечко… Теперь внимание! Когда услышите цифру «семь», быстро идите к облюбованному месту и садитесь. Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь! Всем удалось сесть там, где хотелось? Не всем? Ну, ничего! Осмотритесь, запомните новых соседей. Назовем это размещением № 2. На счет «три» вернемся на прежнее место. Раз! Два! Три! Пока я считаю от одного до двадцати, переходите не спеша, к размещению № 2. Раз! Два! Три! Стоп. Вы уже на полдороге? Рано! Надо было гораздо медленнее идти. Вернитесь обратно. Снова начнем…Двадцать! Сели. На счет «два» вернитесь на прежнее место. Раз! Два! Когда услышите цифру «семь», займите какое – нибудь место напротив. Заранее договариваться нельзя! Раз! Два! Семь! [2]
Заключение.
Первая и одна из главных задач педагога – научить учащихся концентрироваться, сосредотачивать своё внимание на конкретном предмете, абстрагироваться от внешних раздражителей, условий творчества и присутствия публики.
Навыки, полученные в процессе обучения, будут реализоваться учащимися в конкретной творческой работе в виде этюдов, сценических номеров, концертных выступлений и спектаклей, которые исполняются для зрителей в течение каждого учебного года.
Список использованной в работе литературы.
1. Полный курс Актерского мастерства / Константин Станиславский, Сергей Гиппиус. – Москва: Издательство АСТ, 2018. – 768 +(16)с. : ил. – (Театральные опыты)
2. Сергей Гиппиус «Тренинг развития креативности» СПб: Издательство «Речь», 2001
3. Интернет ресурсы