Светлана Прокофьева
Конспект занятия для старшей группы «Зеленая аптека» (лекарственные растения)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«Детский сад комбинированного вида № 18 «Золотая рыбка»
Конспект занятия в старшей группе :
«Зеленая аптека»
Выполнила:
Воспитатель Прокофьева С. Л.
Г. о Балашиха 2024г.
Цель занятия :
Публикация «Конспект занятия для старшей группы „Зеленая аптека“ (лекарственные растения)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Растения. Изучаем мир растений
- Старшая группа
- Темочки
Развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни.
Развивать экологическое мышление на основе представлений о царстве лекарственных растений.
Развивать творческое воображение, коммуникативное общение в процессе игры, основываясь на свободном обмене мнениями и интересах детей.
Формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.
Материалы: рассматривание альбома «Лекарственные растения», загадки, ситуационные задачи и решение проблемных ситуаций. Исследовательская деятельность: изучение строения трав (крапивы, тысячелистника, ромашки, корня валерианы, рассказ воспитателя о способах лечения травами; игра «Какого растения не стало?».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами узнаем многое о растениях, а каких – вы узнаете, отгадав загадки:
Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня (крапива).
Рос шар бел, дунул ветер –
Шар улетел (одуванчик).
Стоят сестрички –
Желтый глазок,
Белые реснички (ромашка).
Ребята, это не простые растения – они могут лечить, поэтому их называют лекарственными растениями.
Издавна люди заметили, что домашние животные, когда заболевают, уходят, чтобы найти какую – то травку, съев которую они выздоравливают. И человек стал искать помощи у разных растений. Наши предки знали полезные свойства многих цветов и трав: больных и раненых лечили травяными бальзамами и настоями, пили чай из трав. Постараемся побольше узнать о лекарственных растениях, о том, для чего они нужны человеку.
Исследовательская деятельность:
Воспитатель: Знаете ли вы, чем хорошо лечить царапины и разбитые коленки? Зеленым бинтом, который называется подорожник.
Да, ребята, мы иногда топчем его, а он все плотнее прижимается к земле. Листья его упругие, с прочными жилками. Надежно укрепился он в почве густым пучком корней. Вверх поднят только стебелек с соцветиями. Они тоже жесткие и упругие – вот и не боится подорожник что на него наступят, от чего страдают многие другие растения. Семена подорожника клейкие, легко прилипают к ногам людей и шерсти животных, поэтому животные и люди, проходящие по дорожке, помогают семенам распространяться вдоль дорожек и тропинок.
Вы знаете, как пользоваться подорожником при ушибе и порезе? (Лист подорожника надо обязательно очистить от пыли, затем немного поцарапать, чтобы выделился сок, и затем приложить к ране.)
О каком растении говорят, что он жжет? Правильно, о крапиве. Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом, можно даже заквашивать крапиву как капусту. Листья крапивы богаты разными полезными витаминами. В крапиве содержаться вещества, убивающие микробов, также она хорошо останавливает кровь. Для этого надо взять крапиву, растолочь ее и приложить к ранке. А еще отвар из крапивы укрепляет волосы. Также из нее делают бумагу, веревки и мешковину. Вспомните сказку Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди» : именно из крапивы пришлось сестрице взять рубашки для братьев, чтобы спасти их от чар колдуньи.
Но почему все – таки крапива обжигает? На листья и стеблях крапивы имеются особые волоски. Каждый волосок – как игла крошечного шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронуться – получай уколы. Но пройдет немного времени, и вы перестанете чувствовать жжение.
А это что за растения? (Выставляется картинка с изображением ромашки.)
Если заболело горло, то лучший доктор – отвар из луговой лекарственной ромашки. Еще ее называют аптечной ромашкой. Давайте научимся отличать ее от другой, которая никого не лечит и называется поповником.
Дети приходят к выводу: у лекарственной ромашки листья рассеченные и много мелких цветков; у поповника – листья цельные, на каждом стебле один цветок. Аптечная ромашка не имеет запаха. Она растет только на солнечных местах, а поповник может расти и в темных, влажных местах.
Воспитатель: Кто отгадает по запаху, о каком растении пойдет сейчас речь? (Воспитатель дает ватку с запахом валерианы.) Это растение называется валериана. В переводе с латинского языка «valere» означает «быть здоровым». В медицине используют корень валерианы. Рассмотрите, корневище, что можно о нем сказать? (Корневище толстое, короткое, внутри пустое со множеством корешков.)
На Руси валериану издавна рекомендовали в качестве успокаивающего средства, при бессоннице. Еще царь Петр 1 повелел выращивать лекарственные растения, в том числе валериану, в специально созданных «аптекарских огородах». Растет валериана по заболоченным и влажным местам, по берегам рек и канав, на лесных опушках.
Кто знает это растение? (Выставляется картинка с изображением мать – и – мачехи.)
Лишь только сходит снег, появляются цветы мать – и – мачехи, а по окончании цветения отрастают листья. Давайте сравним верхнюю и нижнюю части листа. (Сравнивают, приходят к выводу, почему растение называется именно так.)
Воспитатель: Листья этого растения используют как отвар для лечения кашля.
Физкультминутка: «Цветы».
Ранним утром на лугу /Бег на месте с высоким поднимание ноги)
По сырой траве бегу,
Соберу цветы друзьям (Присесть, изобразить сбор цветов)
И по одному раздам:
Роме – ромашку, Алле – фиалку, (Изобразить раздачу цветов)
Васе – василек, синенький цветок,
Колокольчик – Коленьке,
Одуванчик - Поленьке,
Он растет в широком поле,
Подарю подарок Поле.
Дидактическая игра «Какого растения не стало?» (на внимание).
Правила рассказывает воспитатель вместе с детьми, обобщая имеющийся у них опыт.
Правила сбора лекарственных растений :
Цветки собирают, когда растение цветет. Корневища – поздней осенью, когда плоды уже осыпались.
Запрещается сбор лекарственных растений, занесенных в Красную книгу.
Нельзя собирать лекарственные растения вблизи автомобильных дорог, в городе, рядом с железной дорогой. Как вы думаете, почему?
Сушить траву надо под навесом, чтобы не попадали прямые солнечные лучи.
При сборе цветов часть из них оставляют на растении. Зачем?
Нельзя собирать больные и поврежденные вредителями растения.
Итог занятия :
Какие лекарственные растения вы знаете?
Какое растение называют «зеленым бинтом»?
Отвар листьев, какого растения лечит кашель?
Из какого растения готовят витаминные щи и салаты?