Папки-передвижки

Конспект занятия для старшей группы «Зеленая аптека» (лекарственные растения)

Светлана Прокофьева
Конспект занятия для старшей группы «Зеленая аптека» (лекарственные растения)
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Городского округа Балашиха

«Детский сад комбинированного вида № 18 «Золотая рыбка»

Конспект занятия в старшей группе :

«Зеленая аптека»

Выполнила:

Воспитатель Прокофьева С. Л.

Г. о Балашиха 2024г.

Цель занятия :

Публикация «Конспект занятия для старшей группы „Зеленая аптека“ (лекарственные растения)» размещена в разделах

Развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни.

Развивать экологическое мышление на основе представлений о царстве лекарственных растений.

Развивать творческое воображение, коммуникативное общение в процессе игры, основываясь на свободном обмене мнениями и интересах детей.

Формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.

Материалы: рассматривание альбома «Лекарственные растения», загадки, ситуационные задачи и решение проблемных ситуаций. Исследовательская деятельность: изучение строения трав (крапивы, тысячелистника, ромашки, корня валерианы, рассказ воспитателя о способах лечения травами; игра «Какого растения не стало.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами узнаем многое о растениях, а каких – вы узнаете, отгадав загадки:

Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня (крапива).

Рос шар бел, дунул ветер –

Шар улетел (одуванчик).

Стоят сестрички –

Желтый глазок,

Белые реснички (ромашка).

Ребята, это не простые растения – они могут лечить, поэтому их называют лекарственными растениями.

Издавна люди заметили, что домашние животные, когда заболевают, уходят, чтобы найти какую – то травку, съев которую они выздоравливают. И человек стал искать помощи у разных растений. Наши предки знали полезные свойства многих цветов и трав: больных и раненых лечили травяными бальзамами и настоями, пили чай из трав. Постараемся побольше узнать о лекарственных растениях, о том, для чего они нужны человеку.

Исследовательская деятельность:

Воспитатель: Знаете ли вы, чем хорошо лечить царапины и разбитые коленки? Зеленым бинтом, который называется подорожник.

Да, ребята, мы иногда топчем его, а он все плотнее прижимается к земле. Листья его упругие, с прочными жилками. Надежно укрепился он в почве густым пучком корней. Вверх поднят только стебелек с соцветиями. Они тоже жесткие и упругие – вот и не боится подорожник что на него наступят, от чего страдают многие другие растения. Семена подорожника клейкие, легко прилипают к ногам людей и шерсти животных, поэтому животные и люди, проходящие по дорожке, помогают семенам распространяться вдоль дорожек и тропинок.

Вы знаете, как пользоваться подорожником при ушибе и порезе? (Лист подорожника надо обязательно очистить от пыли, затем немного поцарапать, чтобы выделился сок, и затем приложить к ране.)

О каком растении говорят, что он жжет? Правильно, о крапиве. Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом, можно даже заквашивать крапиву как капусту. Листья крапивы богаты разными полезными витаминами. В крапиве содержаться вещества, убивающие микробов, также она хорошо останавливает кровь. Для этого надо взять крапиву, растолочь ее и приложить к ранке. А еще отвар из крапивы укрепляет волосы. Также из нее делают бумагу, веревки и мешковину. Вспомните сказку Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди» : именно из крапивы пришлось сестрице взять рубашки для братьев, чтобы спасти их от чар колдуньи.

Но почему все – таки крапива обжигает? На листья и стеблях крапивы имеются особые волоски. Каждый волосок – как игла крошечного шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронуться – получай уколы. Но пройдет немного времени, и вы перестанете чувствовать жжение.

А это что за растения? (Выставляется картинка с изображением ромашки.)

Если заболело горло, то лучший доктор – отвар из луговой лекарственной ромашки. Еще ее называют аптечной ромашкой. Давайте научимся отличать ее от другой, которая никого не лечит и называется поповником.

Дети приходят к выводу: у лекарственной ромашки листья рассеченные и много мелких цветков; у поповника – листья цельные, на каждом стебле один цветок. Аптечная ромашка не имеет запаха. Она растет только на солнечных местах, а поповник может расти и в темных, влажных местах.

Воспитатель: Кто отгадает по запаху, о каком растении пойдет сейчас речь? (Воспитатель дает ватку с запахом валерианы.) Это растение называется валериана. В переводе с латинского языка «valere» означает «быть здоровым». В медицине используют корень валерианы. Рассмотрите, корневище, что можно о нем сказать? (Корневище толстое, короткое, внутри пустое со множеством корешков.)

На Руси валериану издавна рекомендовали в качестве успокаивающего средства, при бессоннице. Еще царь Петр 1 повелел выращивать лекарственные растения, в том числе валериану, в специально созданных «аптекарских огородах». Растет валериана по заболоченным и влажным местам, по берегам рек и канав, на лесных опушках.

Кто знает это растение? (Выставляется картинка с изображением мать – и – мачехи.)

Лишь только сходит снег, появляются цветы мать – и – мачехи, а по окончании цветения отрастают листья. Давайте сравним верхнюю и нижнюю части листа. (Сравнивают, приходят к выводу, почему растение называется именно так.)

Воспитатель: Листья этого растения используют как отвар для лечения кашля.

Физкультминутка: «Цветы».

Ранним утром на лугу /Бег на месте с высоким поднимание ноги)

По сырой траве бегу,

Соберу цветы друзьям (Присесть, изобразить сбор цветов)

И по одному раздам:

Роме – ромашку, Алле – фиалку, (Изобразить раздачу цветов)

Васе – василек, синенький цветок,

Колокольчик – Коленьке,

Одуванчик - Поленьке,

Он растет в широком поле,

Подарю подарок Поле.

Дидактическая игра «Какого растения не стало (на внимание).

Правила рассказывает воспитатель вместе с детьми, обобщая имеющийся у них опыт.

Правила сбора лекарственных растений :

Цветки собирают, когда растение цветет. Корневища – поздней осенью, когда плоды уже осыпались.

Запрещается сбор лекарственных растений, занесенных в Красную книгу.

Нельзя собирать лекарственные растения вблизи автомобильных дорог, в городе, рядом с железной дорогой. Как вы думаете, почему?

Сушить траву надо под навесом, чтобы не попадали прямые солнечные лучи.

При сборе цветов часть из них оставляют на растении. Зачем?

Нельзя собирать больные и поврежденные вредителями растения.

Итог занятия :

Какие лекарственные растения вы знаете?

Какое растение называют «зеленым бинтом»?

Отвар листьев, какого растения лечит кашель?

Из какого растения готовят витаминные щи и салаты?

Публикации по теме:

Беседа с детьми подготовительной группы «Лекарственные растения на Дону»Беседа с детьми подготовительной группы «Лекарственные растения на Дону» Цель: формировать представления о лекарственных травах Ростовской области. Задачи: Расширять знания детей о лекарственных дикорастущих.

Фотоотчет о занятии с детьми подготовительной группы «День растений. Зеленая аптека»Фотоотчет о занятии с детьми подготовительной группы «День растений. Зеленая аптека» Для любого человека нужна зелёная аптека. Сегодня ребята подготовительных групп продолжили уточнять и расширять знания о разнообразии.

Конспект НОД для старшей группы «Комнатные лекарственные растения» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Лекарственные комнатные растения». Задачи. Закрепить и расширить знания.

Конспект НОД «Лекарственные растения — наши доктора»Конспект НОД «Лекарственные растения — наши доктора» Тема: «Лекарственные растения-наши доктора» Цель: Продолжать знакомить и закреплять знания о лекарственных растениях. Задачи: Развивать.

Конспект НОД по формированию целостности картины мира в старшей группе «Лекарственные растения Донской земли» .

Конспект занятия «Лекарственные растения Донского края» в старшей группеКонспект занятия «Лекарственные растения Донского края» в старшей группе Задачи: Образовательная: 1. Познакомить детей с лекарственными растениями Донского края 2. Дать представление о пользе лекарственных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для старшей группы «Зеленая аптека» (лекарственные растения)
Опубликовано: 22 августа 2024 в 15:07
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия для старшей группы «Зеленая аптека» (лекарственные растения)» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Прокофьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД