Наталья Ляшенко
Конспект занятия для старшей группы по развитию речи «Какая бывает посуда?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи «Какая бывает посуда?».
Образовательные области: Коммуникация
Разделы: Развитие речи
Тема: Какая бывает посуда?
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Цель: Учить детей составлять описательный рассказ по схеме о предметах посуды. Активизировать словарь детей по теме: «Посуда». Совершенствовать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, умение образовывать прилагательные от существительных. Упражнять в умении подбирать слова противоположные по значению, устанавливать причинно-следственные связи между материалами и назначением посуды. Формировать умение придумывать слова с заданным звуком и предложения со словами «посуда», «кастрюля» Закреплять знания детей о сказках К. Чуковского и уметь называть их. Развивать память, внимание, логическое мышление, восприятие. Воспитывать интерес и желание слышать и слушать друг друга, вызвать желание помочь людям в трудную минуту, умение сопереживать.
Методы: словесный, наглядный, игровой.
Приемы: дидактические игры, загадки, художественное слово, вопросы, речевой образец, педагогическая оценка.
Здоровьесберегающие технологии: физминутка, пальчиковая гимнастика.
Словарная работа: посуда чайная, кухонная, столовая, эмалированная посуда.
Билингвальный компонент: ыдыс- посуда, трелке- тарелка, чашка-кесе, кастрюль- кастрюля.
Ресурсы: презентация по теме «Посуды», предметы настоящей посуды, схема для составления описательных рассказов о посуде, схема для составления предложения, разрезные картинки «посуда», корзина с продуктами, смайлики -бокалы.
Ход занятия.
Организационный момент.
Мы веселые ребята
Любим заниматься
Гости к нам сюда пришли
Будем мы стараться
Дети приветствуют друг друга. Улыбаются.
Ребята, посмотрите, к нам кто-то идет.
Бедная баба одна,
И плачет и плачет,
И плачет она.
Села бы баба за стол.
Да стол за ворота ушел.
Сварила бы баба щи.
Да кастрюлю, поди, поищи!
И чайники ушли и стаканы.
Остались одни тараканы.
Ой, горе, Федоре, горе!
Ребята, а вам знакома эта сказка? Как она называется? Кто написал эту сказку? Какие сказки он еще написал? (Мойдодыр, телефон, краденое солнце, муха-цокотуха, путаница).
Федора. Ой, горе мне горе, убежала от меня вся посуда. Ребята помогите мне, пожалуйста, вернуть посуду. А я обещаю вам, что исправлюсь!
Давайте, ребята, бабушке Федоре поможем разобраться с посудой, и навести порядок, если мы правильно выполним задания, то посуда бабушки Федоры вернется.
Дети, а Федора принесла для вас сюрприз – волшебный сундучок.!
Вот волшебный сундучок,
Он сегодня нам дружок! (Звучит волшебная музыка) А живут в нём загадки.
Посмотрите, на картинки схемы и догадайтесь, какая посуда спряталась в этих картинках.
На кухне ей всегда почет Она и жарит и печет,
Не приготовить нам еды на кухне без
(сковороды)
(Из волшебного сундучка появляется картинка-отгадка)
Следующая загадка спряталась в картинке. Имеет хобот, а не слон, Он чашкам отдает поклон. (чайник)
Догадайтесь, что это? (Из волшебного сундучка появляется картинка-отгадка).
Чайника подружка, имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли, А зовут её… кастрюля.
(Из волшебного сундучка появляется картинка-отгадка).
Молодцы, все загадки отгадали. Ребята, а как назвать одним словом все эти предметы. Правильно, о посуде! Закрепление слова посуда на казахском языке.
Давайте вспомним, какая бывает посуда.
- Как называется та посуда, из которой мы пьем чай? Чайная посуда. А у нас в Казахстане из какой посуды пьют чай?
- Из какой посуды мы кушаем? Столовая.
- Как называется посуда, в которой готовят? Кухонная посуда.
Вот такая разная посуда бывает.
На какой звук начинается слово посуда? Каким звуком заканчивается слово посуда?
Давайте, разделим слово посуда на слоги. Отхлопаем слово по-су-да. Сколько слогов в этом слове?
Д /и «Назови в предметах, какой посуды живет звук а».
А сейчас давайте, придумаем предложения 1 задание придумать предложение со словом «Посуда» состоящее из 2 слов.
2 задание. Придумать предложение с со словом кастрюля, которое задано следующей схемой. (предложение из 4 слов)
Дети, почему вся посуда убежала? Правильно, потому, что она не ухаживала за своей посудой, не мыла ее. Проводится игра «Собери посуду». (разрезанные картинки на 6-8 частей). Дети называют свою собранную картинку. Я собрал чашку (чайник., он нужен, чтобы пить чай.
Усложнение. Задание 2 д/и «Чего не хватает посуде?». Каких деталей не хватало у посуды? Для чего она нужна?
Задание 3. Собрать из счетных палочек посуду, по схемам.
Дети называют свою собранную картинку. Я собрал чашку (чайник., он нужен, чтобы пить чай. Молодцы! Вот сколько предметов посуды мы собрали.
Давайте, вспомним, из чего делают посуду?
Проводится игра с мячом в круге, дети, получая мяч по очереди, отвечают. Игра «Из чего сделана посуда?».
Ложка из дерева - деревянная.
Чашка из фарфора - фарфоровая.
Ваза из хрусталя - хрустальная
Терка из металла - металлическая
Графин из стекла - стеклянный
Масленка из пластмассы – пластмассовая.
Сковорода из чугуна – чугунная
Миска из глины – глиняная
Нож из стали – стальной.
Что же можно делать благодаря посуде? (варить, жарить, печь, тушить, есть, пить)
Люди очень бережно относятся к посуде, поскольку она может разбиться и пропадет труд человека, который её делал. как надо ухаживать за посудой? Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы она была чистой, и из нее приятно было есть. Давайте, поможем перемыть посуду бабушке Федоре.
Пальчиковая игра
На столе – посуда горкой,
Рядом есть с водою таз.
Генеральная уборка начинается у нас.
Раз, два, три, четыре-
Мы посуду перемыли.
Чашку, чайник, ковшик, ложку
и большую поварешку.
А сейчас мы поиграем игра «Скажи наоборот». А сейчас я вам буду называть слово, а вы должны назвать слово с противополжным значением.
Тяжелая – легкая
Большая- маленькая
Глубокая-мелкая
Полная-пустая
Старая- новая
Целая- разбитая.
Чистая-грязная
Горячая – холодная.
Посмотрите, ребята, пока мы с вами играли бабушка Федора, принесла продукты помогите ей разложить продукты в нужную посуду! Мальчики возьмите продукты, а девочки картинки с посудой. Пока звучит музыка вы выбираете себе пару. Как музыка закончится у вас должна образоваться пара. Например: сахар- сахарница.
Д /и «Разложи продукты в нужную посуду».
Масло сливочное положим в.
Сахар насыпаем
Молоко нальем.
Соль у нас в
Селедку
Конфеты к чаю…
Посмотрите, посуда Федоры вернулась! Давайте, расскажем о предметах посуды.
Название предмета. Цвет. Какого размера? Форма части, из чего она сделана, как её используют. Это маленькая чашка, она красного цвета. У нее есть ручка, донышко, стенки. Она фарфоровая. Из нее пьют чай. А прежде чем мы будем рассказывать. Я хочу напомнить кастрюля металлическая покрыта эмалью поэтому она называется эмарированная.
Тарелка, чайник, сковорода, кастрюля
Федора я смотрю, вы прибрали. Вы так мне помогли. Спасибо вам
Я вам всем хочу пообещать.
Буду всем я помогать,
чисто мыть посуду.
И поставит все на место
Ребята, о чём мы говорили на занятии?
Вам понравилось? Вы все молодцы. У вас лежат смайлики. Если вам понравилось на занятии, и вы совсем справились, принесите весёлого смайлика, если что-то не получилось, то грустного.
Я не позабуду!