Евгения (Прошина)Фоминова
Конспект занятия для подготовительной группы по ФЭМП «Помощь Незнайке» с использованием технологии «Ситуация»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДЕТСТВА «ЖЕМЧУЖИНКА»
по ФЭМП
«Помощь Незнайке»
(с использованием технологии «Ситуация»)
Воспитатель:
1 кв. категории
Прошина Евгения Сергеевна
Г. о. Клин, Московская область
Публикация «Конспект занятия для подготовительной группы по ФЭМП „Помощь Незнайке“ с использованием технологии „Ситуация“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2021
Тема: «Помощь Незнайке»
Цель: Измерение объема сыпучих веществ с помощью условной меры. Знакомство с часами.
Образовательные задачи:
- учить измерять объем сыпучих предметов с помощью условной меры.
- познакомить с часами, учить устанавливать время на макете часов.
- продолжать учить определять форму предметов и их частей.
Развивающие задачи:
- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
- Развивать смекалку, зрительную память, воображение;
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитывающие:
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнить ее самостоятельно;
- Воспитывать дружелюбие, сопереживание, доброжелательное отношение друг к другу.
- Побуждать детей давать ответы полными, распространенными предложениями;
- Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Ход занятия.
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность. Воспитатель собирает детей около себя.
- Есть ли у вас друзья?
- А что вы делаете, когда встречаетесь с друзьями?
Выслушиваются все ответы детей.
В гости к Вам из далекого Цветочного города пришёл ваш друг Незнайка за помощью. Вы уже не один раз выручали меня, помогите, пожалуйста, мне и на этот раз. Знайка решил заняться моим обучением и задал мне задачки. Я со всеми справился, но есть и такие которые без Вашей помощи, дорогие друзья, мне никак не справиться. Мне очень хочется показать Знайке, что я готов учиться и не лениться. "). Помогите пожалуйста!
-Поможем Незнайке?
ЗАДАЧА 1. - Игр. упражнение «Накорми воробья».
2. Актуализация.
Дидактические задачи: актуализировать ранние знания детей для формирования представления о объеме веществ с помощью условной меры.
Воробей добыл мешочек с рисом. И решил поделиться рисом со своими друзьями воробьями, но не знает как это сделать, сколько друзей сможет угостить воробей.
Один воробей может съесть 1 чайную ложку риса.
- Сколько птичек можно накормить рисом, который в мешочке, если каждая птичка съедает одну чайную ложку риса.
- Как узнать? Что для этого надо сделать? (предполагаемый ответ детей).
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи: Создать мотивационную ситуацию для формирования представления
о объеме веществ с помощью условной меры.
- С помощью чего можно узнать, как называется то, с помощью чего мы измеряем?
-Если ничего нет, чем будем измерять?
- Какие меры мы будем использовать?
4. «Открытие» нового знания.
Дидактические задачи. Формировать представление о умении измерять объем сыпучих предметов с помощью условной меры
Формировать опыт преодоления затруднения. Выбор метода решений, выдвижение и обоснование гипотез.
- Мы с вами будем измерять рис с помощью чайной ложки. Это будет наша мерка.
(По желанию выходит ребёнок и проводит измерения)
- Сколько всего получилось ложек?
(Ответы детей).
- А теперь давайте узнаем, сколько голубей мы сможем накормить этим же количеством риса, если учесть, что один голубь может съесть одну столовую ложку.
(Снова измеряем рис и узнаем количество столовых ложек. На доске вывешивается два числа: количество чайных ложек(10) и количество столовых ложек(5).)
- Что можно сказать о числах 5 и 10, если их сравнить?
(10 > 5)
А почему так получилось, ведь мы измеряли одинаковое количество крупы?
(Чем больше мерка, тем меньше число мы получим, и наоборот, чем меньше мерка, тем больше число мы получим)
5. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи: закреплять знания и умения, активизировать словарь. Выполнять задания, в которых новый способ действий связывает с ранее освоенными.
- Молодцы! А давайте тоже угостим птиц. У нас же на участке есть кормушка, мы пойдем гулять и насыпем угощение в неё.
ЗАДАЧА № 2. Игр. упр. «Собираем скворечник»
2. Актуализация.
Дидактические задачи: актуализировать ранние знания детей для формирования представления о форме предметов и их частей.
-Где птички живут? Как их домик называется?
- Предметы какой формы бывают?
- Приведите примеры предметов окружающих вас.
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи: Создать мотивационную ситуацию для формирования представления о форме предметов и их частей.
- Как вы думаете, вы можете построить скворечник?
- Из чего вы можете скворечник в данный момент?
- Подумайте, из каких фигур можно построить скворечник?
4. «Открытие» нового знания.
Дидактические задачи. Формировать представление о умении определять форму предметов и их частей. Формировать опыт преодоления затруднения. Выбор метода решений, выдвижение и обоснование гипотез.
- Давайте определим форму скворечника и какие фигуры будем использовать. (Детям предлагается составить скворечники по образцу из геом. фигур набора «математический пенал»)
По окончании выполнения задания дети уточняют количество частей скворечника и форму
5. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи: закреплять знания и умения, активизировать словарь. Выполнять задания, в которых новый способ действий связывает с ранее освоенными.
Дид. Упражнение «Построй свой домик», исп. «Математический пенал»
ЗАДАЧА 3. Игр. Упражнение «ТИК ТАК»
2. Актуализация.
Дидактические задачи: актуализировать ранние знания детей
Загадка про часы
Их можно на руке носить,
Поставить и повесить можно,
Они нам помогают жить,
Без них прожить нам невозможно!
По ним мы назначаем встречи,
Работать ходим и учиться,
Определяем день и вечер,
Так что же это за вещица?
- Что такое часы? Прибор для измерения времени
- Какие бывают часы?
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи: Создать мотивационную ситуацию для формирования представления о часах
Часы разные, но что общего у всех часов, что их объединяет?
4. «Открытие» нового знания.
Дидактические задачи. Формировать представление о
о часах, умение устанавливать время;
Формировать опыт преодоления затруднения. Выбор метода решений, выдвижение и обоснование гипотез.
Как же устроены часы: часы имеют корпус, часовой механизм, циферблат и стрелки. Почти все часы имеют циферблат и стрелки: минутная и часовая. Часовая (маленькая)стрелка показывает целый час тогда, кода минутная (большая) стрелка стоит на двенадцати (минутная стрелка закреплена на циферблате на числе 12). На циферблате цифры от 1 до 12. маленькая стрелка двигается медленно и показывает часы, а большая стрелка бежит гораздо быстро и показывает минуты.
Восп: Значит, положение минутной стрелки при показе целого часа постоянно, а положение часовой - меняется. При определении времени с точностью до часа минутная стрелка проходит целый круг (т. е. она проходит через все числа, а часовая стрелка передвигается к следующему числу и покажет, что прошел один час.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи: закреплять знания и умения, активизировать словарь. Выполнять задания, в которых новый способ действий связывает с ранее освоенными.
Игр. упражнение- «Часовая стрелка», «Минутная стрелка»
6. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что узнали нового. Фиксирование детьми достижения цели. Создать ситуацию успеха
Кому помогали на занятии?
Какие задания выполняли?
Было ли сложно, с чем не справились?