Марина Ширяева
Конспект занятия для обучающихся 3–4 классов, посвященного Международному Дню инвалидов «Не жалейте сердца!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Воспитание уважительного, гуманного, внимательного отношения к инвалидам и признания их как полноценных членов общества.
Сформировать представление об "особых людях".
Познакомить с некоторыми проблемами детей-инвалидов.
Формировать толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.
Публикация «Конспект занятия для обучающихся 3–4 классов, посвященного Международному Дню инвалидов „Не жалейте сердца!“» размещена в разделах
- День инвалидов, 3 декабря
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Сформировать представление о людях-инвалидах как о значимых членах общества.
Ход занятия
Вступительное слово.
Сейчас в нашей школе проходит декада посвящённая Дню инвалида.
Традиционно его принято праздновать 3 декабря. Так постановила в 1992 году Организация Объединенных Наций.
Обычно в этот день принято привлекать внимание к проблемам инвалидов, к защите их достоинства, прав и благополучия.
В этот день приковано внимание к этим людям, к их проблемам.
Инвалиды – это люди, которые не могут обходиться без помощи других, они немного не такие как мы с вами, и они нуждаются в поддержке и понимании. Это те, кто плохо видит, плохо слышит, кто не может двигаться в силу каких – то жизненных обстоятельств, встречались ли вы с такими людьми?
А вы знаете, среди них находятся такие, кто не сдается и даже находит в себе силы на достижение каких – то высот в различных областях.
Например, незрячие или неслышащие музыканты, певцы, художники, спортсмены – люди с ограниченными возможностями.
(Демонстрация презентации о спортсменах с инвалидностью)
Беседа по содержанию произведения Валентина Катаева «Цветик - семицветик»
Я предлагаю вам вспомнить произведение В. Катаева, откуда взяты эти строки:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли-
Быть по моему вели.
Вели, чтобы…
Просмотр фрагмента мультфильма «Цветик-семицветик».
Вопросы для обсуждения:
- Какое же решение приняла Женя с последним лепестком? (Помогла выздороветь Вите, который не мог двигаться самостоятельно).
- Как вы думаете, какое из всех семи желаний было обдумано?
- Правильно самое обдуманное и правильное желание было седьмое.
- С какой стороны предстала перед нами Женя, загадывая 7-е желание?
- Она увидела, поняла и приняла незнакомого ей человека таким, какой он есть. Жене захотелось помочь Вите почувствовать себя здоровым, таким, как все
Упражнение 1 «Рисунок закрытыми глазами»
- Давайте сейчас попробуем представить каково это иметь ограничения в здоровье.
Приглашаются 2 человека. С закрытыми глазами нарисуйте на доске дом.
Рефлексия:
- Что почувствовали? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания? Что ограничивало ваши возможности?
Вот так ощущают себя в нашей жизни люди с проблемами зрения. Чтобы эти люди тоже могли читать, обучаться, общаться существует специальная азбука - азбука Брайля. В основе ее стоит выпуклое шеститочие: комбинациями точек обозначаются и буквы, и цифры, и нотные знаки.
- А как вы думаете, могут ли слепые люди обеспечивать себя, работать? (ответы детей)
Есть большая организация «Общество слепых», где люди не имея зрения изготавливают вещи общего потребления (крышки, выключатели, розетки).
-Как можно сделать жизнь этих людей более комфортной и безопасной? (ответы детей).
-Согласны ли вы, что с дружеской помощью таким людям было бы намного комфортнее, надежнее? (ответы детей).
Упражнение «Активити».
Кроме людей, у которых нарушения зрения есть люди с нарушениями слуха. Люди, которые не слышат, понимают окружающий мир с помощью мимики и жестов. И чтобы почувствовать на себе как это не просто предлагаю выполнить следующее упражнение.
Один из детей выбирает карточку, на которой изображена картинка и без слов он должен объяснить одноклассникам, что на ней нарисовано.
Рефлексия:
- Что чувствовали? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания? Что ограничивало ваши возможности?
Упражнение «Чтение по губам»
Дети работают в парах. Каждый произносит слово, но только губами, без звука, а партнер пытается понять.
А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице не предупредишь об опасности издали, их не окликнешь они не слышат гудков автомобилей.
Люди с нарушениями слуха общаются жестами, это - жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника. Если неслышно произнести несколько слов.
Упражнение «Ладошки»
Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза партнеру, возьмите его за руку так, чтобы он почувствовал ваше доброе отношение к нему. Попробуйте написать на ладони партнера букву, назовите ее, проверьте, так ли это. Тогда пальцы "говорящего" пишут слово из букв в ладошке "слушателя".
Рефлексия.
Поделитесь своими впечатлениями.
Есть люди, у которых есть проблемы с руками или ногами. Конечности могут быть малоподвижными или вовсе не подвижными, или нет руки или ноги, или обеих рук и ног. Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью. Представьте свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться?
Упражнения «Поменять руку»
- Почувствовать на себе как трудно таким людям сделать, то что для нас не составляет труда, поможет одно упражнение. Попробуйте сейчас написать свое имя фамилию и отчество, но другой рукой. Например, если вы правша, то левой, если левша, то правой.
Продолжим пробовать быть ограниченными в движении. Приглашаются ещё 2 человека. Руки должны быть за спиной.
- Без помощи рук попейте воды.
- Застегните пуговицы левой рукой (левша должен застегнуть правой).
Рефлексия
- Что хотелось сделать? Что испытывали?
Просмотр мультфильма "Подарок": https://youtu.be/eKyL9vwZ2xo