Марина Лесных
Конспект урока добра, посвященного Международному Дню инвалидов
▼ Скачать + Заказать документы
Урок Добра, посвящённый
Международному Дню инвалидов.
Цели:
-Познакомить с некоторыми проблемами инвалидов.
-Пробудить в детях чувство сострадания, стремление помочь больным людям, инвалидам.
-Формировать толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
-Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни.
-Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.
Темочки:
- День инвалидов, 3 декабря
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, цветок, фломастеры, 2 ленты, 2 платка.
Предварительная работа:
-беседа о людях с ограниченными возможностями здоровья
-просмотр мультфильма «Цветик-семицветик»
В: "Здравствуйте!" Любую нашу встречу мы начинаем именно этими словами. Означают они не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, к кому обращены. Здоровье очень важно для человека. Но всегда ли только от нашего желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих?
Ребята смотрите на доске цветок у него семь разноцветных лепестков, из какой сказки этот цветок? (Валентина Катаева «Цветик - семицветик»).
Посмотрите Женя оставила на цветке сообщение:
«Здравствуйте дети, вы уже наверно знаете мои приключения, у меня к вам большая просьба, мой друг попал в беду, он перестал быть добрым, вежливым и отзывчивым мальчиком, от него отвернулись все друзья, помогите ему».
Ребята поможем мальчику?
Ребята, вспомните, на какое желание потратила девочка свой последний лепесток. Она помогла Вите встать на ноги. Есть люди, которые особенно нуждаются в теплоте, заботе, доброте - это инвалиды, люди с ограниченными возможностями. Это люди, которые по состоянию своего здоровья не могут самостоятельно передвигаться, не видят или не слышат, не могут сами позаботиться о себе.
- Сейчас в нашей школе проходит декада посвящённая Дню инвалида.
Традиционно его принято праздновать 3 декабря. Обычно в этот день принято привлекать внимание к проблемам инвалидов, к защите их достоинства, прав и благополучия.
- Кто же это такие - инвалиды? (Ответы)
Инвалиды - это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.
В "Большом энциклопедическом словаре" написано:
"Инвалид (от лат. invalidus - слабый, немощный) - лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность"
Вопросы для обсуждения:
Бывают ли опасные для здоровья профессии, приводящие к инвалидности? (Ответы детей)
- Некоторые виды профессий связаны с опасностью для здоровья: подводные, химические, связанные с большим напряжением, вибрацией, радиацией и другие. Представители почти всех профессий в большей или меньшей степени подвержены каким-либо опасностям. Все виды большого спорта, балет, цирк тоже очень травмоопасны.
Какие опасности подстерегают нас в жизни, в быту? (Ответы детей)
- И в жизни, в быту подстерегают нас опасности: электричество, кипяток, большая высота многоэтажек, автомобили. Но люди часто или не задумываются или просто рискуют: перебегают дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора, купаются в незнакомых местах или в слишком холодной воде, переходят речки по тонкому льду, дерутся и много чего другого делают, не берегут самое ценное, что есть у нас - жизнь и здоровье.
Кроме этого, в мире происходят катастрофы и аварии: авто- и авиа-катастрофы, пожары, аварии на заводах, землетрясения, ураганы, наводнения и т. п.
После военных действий тоже появляются инвалиды вследствие ранений и контузий.
Случается, что человек заболевает. Но не все болезни пока еще подчинились врачам.
А иногда случается и так: малыш рождается уже нездоровым.
Практические упражнения
зрение
Предлагаю выполнить задание «Принеси предмет закрытыми глазами»
- Подойдите кто-то один, завяжите глаза. А теперь подойдите к книжному шкафу и возьмите книгу с 3- ей полки. Принеси её мне.
Что испытывали, при выполнении, этого задания? Хотелось ли вам снять повязку и открыть глаза?
- Вот так чувствуют себя в нашей жизни люди с проблемами зрения. Существует специальная азбука - азбука Брайля, чтобы эти люди тоже могли читать, обучаться, общаться.
- А как вы думаете, могут ли слепые люди работать? (ответы детей)
Есть «Общество слепых», где люди не имея зрения изготавливают вещи общего потребления (крышки, выключатели, розетки).
- Согласны ли вы, что с дружеской помощью таким людям было бы намного комфортнее, надежнее? (ответы детей).
- Ребята, а вы знаете, что слепым людям помогают специально обученные собаки – поводыри, которые помогают своему хозяину ориентироваться в окружающем мире, свободно передвигаться.
- Как можно помочь слепому человеку на улице?
- При переходе улицы, при входе в подъезд дома, магазин.
слух
- А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. В лесу мы "аукаем", чтобы не потерять друг друга, а как они? А они общаются жестами, это - жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника. Я неслышно произнесу вам несколько слов - попробуйте понять меня. А теперь каждый желающий может сказать нам пару фраз. (Дети пробуют говорить неслышно и угадывать сказанное.)
Слух и зрение
- А если человек лишен и зрения и слуха? Как общаться тогда? А тогда необходим контакт "ладонь в ладонь". Тогда пальцы "говорящего" пишут слово из букв в ладошке "слушателя". Буквы эти особенные. Такой набор "букв" называется дактильной азбукой. Попробуйте сами (показываются "буквы" дактильной азбуки). Сложно? А ведь нужно жить, учиться, работать. Такие дети учатся под Москвой в Загорской специальной школе-интернате. Школа эта - одна на всю страну.
Руки-ноги
- Есть люди, у которых нет руки или ноги, или обеих рук и ног, или руки и ноги совсем не слушаются своего хозяина. Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью. Представьте свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться?
- Почувствовать на себе как трудно таким людям сделать, то что для нас не составляет труда, поможет одно упражнение. Подойдите ко мне 2 человека. Сейчас, я, одну вашу руку ленточкой привяжу к туловищу. А вы с помощью одной руки попробуйте надеть на себя пиджак.
- Что испытывали? Что хотелось сделать?
-А верите ли вы, что такие люди участвуют в соревнованиях, танцуют, рисуют? И зря не верите.
Есть еще много заболеваний, которые мешают жить человеку полноценной жизнью.
Итог
- Что такое здоровье? Что означают слова "дети с ограниченными возможностями здоровья", инвалид? Надо ли беречь свое здоровье и здоровье окружающих? Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Что такое здоровый образ жизни?
Вывод: Беречь здоровье необходимо, так как у здорового человека больше возможностей и сил для достижений своих целей, исполнения мечты, общения и т. д. Чтобы беречь здоровье необходимо заниматься спортом, не курить, не употреблять наркотики и алкоголь, соблюдать режим. Выполнять советы врачей, чтобы не затягивать болезни. Сохранять и улучшать экологию. Нужно вести здоровый образ жизни.
А вот как мы можем помочь инвалидам, я хочу услышать от вас. ( ответы детей: – сделать вход и выход, из магазинов, транспорта, предназначенным, для инвалидных колясок; - помочь перейти дорогу, сходить в магазин, помочь убрать квартиру, уделить внимание.)
Если вы хотите сеять добро вокруг себя, тогда возьмите лепестки, которые лежат у вас на столах, и напишите на них, то, что ближе вашей душе, то что вы хотите сказать инвалидам. Вы можете воспользоваться надписями на доске или придумать свой вариант. ( на доске записано: я- хочу помочь вам, я переживаю за вас, я поддержу вас в трудную минуту). Я думаю, то, что вы все написали добрые, хорошие слова поддержки и это может означать, что время, проведенное на занятие, не прошло для вас даром.
Все мы с вами равные, те, кто может ходить или нет, видит или не видит, ко всем надо относится по-доброму, с уважением, помогать, если они нуждаются в нашей помощи.
Вывод – со всеми детьми надо дружить вне зависимости от их заболевания!
Ребята вспомните, о чём нас просила Женя? Помочь мальчику, чтобы он стал добрым, отзывчивым.
А давайте подарим ему цветик-семицветик.
Как вы думаете, когда он его увидит станет добрым?
Звучит песня «Фунтика про дружбу»