Ольга Крылова
Конспект занятия «Везде есть правила» для детей старшей группы по экологии
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Познание (формирование целостной картины мира, расширение кругозора)
Возрастная группа : старший возраст
Основные цели:
-формировать понимание того, что правила поведения в природе важно не только знать, а всегда строго их соблюдать, понимая последствия нарушения этих правил.
-формировать у детей способность к элементарному пониманию проблем взаимоотношений человека с окружающей средой и последствий деятельности человека;
Публикация «Конспект занятия „Везде есть правила“ для детей старшей группы по экологии» размещена в разделах
-воспитывать чувство ответственности за сохранение окружающей среды;
-воспитывать умение сочувствовать,сопереживать,уметь видеть красоту окружающего мира.
Оборудование: фломастеры, рисунки с ситуациями неправильного поведения в природе.
Краткая аннотация к работе: детской целью данного занятия следует считать помощь Ване разобраться в чем он не прав. Необходимо донесли до детей понимание того, что мало просто знать правила, необходимо эти правила выполнять.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи:
-мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать знания детей об окружающем мире.
Воспитатель собирает детей около себя.
-Любите играть в подвижные игры, настольные игры?
- Вы знаете, что у каждой игры есть правила?
-Зачем соблюдать правила в игре?
-Где еще есть свои правила? (правила дорожного движения, спортивные правила, правила поведения за столом, на уроках, в общественном транспорте и т. д.)
Существуют правила поведения в природе. Наш старый знакомый Ваня их очень хорошо знает и даже получил за них пятерку на уроке природоведения.
Но Ваня считает, что ничего страшного не произойдет, если эти правила чуть-чуть нарушить….
-Вы согласны с Ваней?
- Хотите помочь Ване разобраться, в чем он не прав?
-А сможете?
2. Актуализация.
Дидактические задачи:
-актуализировать знания детей об окружающей их среде;
-тренировать мыслительные операции - анализ и сравнение, развивать речь, коммуникативные качества.
Расскажите, какие правила поведения в природе, в лесу, в парке, у водоемов знаете вы?
А теперь я предлагаю вам отдохнуть и немножко поиграть…
Хотите?
Д \и «Я покажу, а ты угадай». (Продолжать формировать умение работать в командах, развивать воображение, внимание).
Разбившись на команды по любому предложенному детьми признаку, дети изображают любые действия, связанные с прогулками на природу, а члены другой команды отгадывают (плавают, загорают, собирают грибы, рыбачат и т. д.)
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи:
-сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины.
Ваня считает, что он хорошо знает правила поведения в природе, но ничего страшного не произойдет, если он чуть-чуть их нарушит. … Ну, подумаешь что он бросил фантик мимо урны или сломал ветку у дерева…фантик маленький, а деревьев вокруг полно…Ничего страшного не случится!
- Как вы считаете, влияет ли поведение людей на состояние окружающей нас природы?
-Как влияет?
4.«Открытие» нового знания (способа действия).
Дидактические задачи:
-формировать у детей представления о том, что произойдет в случае несоблюдения правил поведения в природе.
-формировать у детей понимание того, что правила нужно не только хорошо знать, но еще и соблюдать.
-Ребята, а как вы думаете, достаточно просто хорошо знать правила поведения в природе?
Ваня тоже прекрасно знает как себя надо вести, но уверен, что ничего страшного не произойдет, если он эти правила нарушит…
Представьте, что всем людям вдруг захотелось сломать по одной маленькой веточке …Что произойдет с деревьями? (они погибнут)
Представьте, что все люди захотели собрать букет из цветов, растущих на поляне…
А пока люди выбирали цветы поярче, да покрупнее, они вытоптали другие растения на лугу…Что произойдет с полянами, лугами после такого поступка людей?
А еще есть растения, которых осталось очень мало на нашей земле и если мы будем их рвать, вытаптывать, они просто исчезнут….
А представьте, что люди отдохнули в лесу, пожарили шашлыки и не потушили костер…Чем грозит лесу даже один непотушенный уголек? Может сгореть весь лес вместе со всеми его обитателями, а если рядом с этим лесом живут люди, то могут погибнуть и они….
Представьте, что может произойти, если человек приедет к красивому, чистому озеру с прозрачной водой, рыбками, резвящимися на мелководье и просто помоет свою машину….
Можно привести множество примеров такого поведения.
-Как вы думаете, взрослые люди, поступившие так, не знают правил поведения в природе?
Так какой мы можем сделать вывод из всего этого?
Мало знать правила поведения в природе, их необходимо всем соблюдать и всегда думать о последствиях своего поведения.
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка.
Дидактические задачи:
-закрепить понимание нового знания, полученного в ходе занятия.
Детям предлагаются рисунки с различными ситуациями,где они должны обвести красным карандашом пример неправильного поведения человека в природе.
Во второй половине дня детям предлагается передать в рисунке «настроение «лесной полянки, дерева, озера, леса в ситуации, когда люди не только знают правила поведения, а соблюдают их.
6. Осмысление.
Дидактические задачи:
-закрепить полученные на занятиях знания.
Кому мы сегодня помогали?
Смогли мы переубедить Ваню?
В чем Ваня был не прав?
Что мы смогли объяснить Ване?
Мало знать правила поведения в природе, их необходимо всем соблюдать и всегда думать о последствиях своего поведения.
Комментарии к сценарию.
Используемая литература:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий»
2. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе
3. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. Москва «Карапуз» 2001г
4. Рыжова Н. А. Я и природа. - Москва. 1996