Кузнецова Светлана Валентиновна
Конспект логопедического занятия «Правила дорожного движения» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
«Правила дорожного движения».
Старшая группа (5-6 лет).
Коррекционно-образовательные цели. Расширение представлений о правилах дорожного движения. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Правила дорожного движения» (движение, дорога, тротуар, переход, светофор, остановка, дистанция, развязка, ,регулировщик, жезл, свисток дорожный, пешеходный, проезжая, соблюдать, переходить, нарушать, регулировать, следить). Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными). Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа. Совершенствование синтаксической стороны речи (обучение составлению предложений с противительным союзом а). Совершенствование навыка слогового анализа слов. Профилактика нарушений письменной речи
Публикация «Конспект логопедического занятия „Правила дорожного движения“ для старшей группы» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, общих речевых навыков, артикуляционной и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само-стоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Ноутбук, проектор, экран. Презентация по содержанию занятия. Тетрадь №1 по числу детей, контейнер с карандашами. (Нищева Н. В. Тетрадь для старшей логопедической группы №1.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.)
Предварительная работа. Экскурсия на ближайшую к детскому саду улицу, наблюдение за дорожным движением, поведением пешеходов, работой сотрудников ГИБДД. Беседа о правилах дорожного движения, о правилах поведения на улице. Проведение сюжетно-ролевой игры «На улице». Разучивание упражнения «Машины». Чтение воспитателями стихотворения С. В. Михалкова «Дядя Степа». Разучивание загадок по теме «Правила дорожного движения».
Ход занятия
1. Организационный момент. [Создание эмоционального фона и объявление темы занятия. Развитие памяти и мышления. ]
Логопед. Сегодня мы продолжим разговор о правилах дорожного движения.
Но сначала разомнем пальчики и сделаем пальчиковую гимнастику «Транспорт» :
По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.)
По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)
По дороге не беги, (Погрозили пальцем.)
Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)
СЛАЙД 2
Логопед. А теперь вспомните, какие загадки о правилах дорожного движения вы выучили. Следите за правильным произношением звуков.
Дети загадывают заранее подготовленные загадки.
1. Тут машина не пойдет.
Главный здесь – пешеход.
Что друг другу не мешать,
Нужно справа путь держать.
(Тротуар)
2. Под землей идет дорожка.
О ней знает даже крошка.
Чтоб дорогу перейти,
Надо всем по ней пройти.
(Подземный переход)
3. Под ногами у Сережки
Полосатая дорожка.
Смело он по ней идет,
А за ним и весь народ.
(Пешеходный переход)
4. Эту ленту не возьмешь
И в косичку не вплетешь.
На земле она лежит,
Транспорт вдоль по ней бежит.
(Дорога)
5. Никогда я не сплю,
На дорогу смотрю.
Подскажу, когда стоять,
Когда движенье начинать.
(Светофор)
6. На обочинах стоят,
Молча с нами говорят.
Всем готовы помогать.
Главное – их понимать.
(Дорожные знаки)
Отгадки появляются на слайде (по щелчку) СЛАЙД 3
2. Упражнение «Найди нарушение». [Развитие связной речи, зри-тельного внимания и восприятия. Уточнение и расширение знаний по теме «Правила дорожного движения».]
Логопед обращает внимание на слайд№4
СЛАЙД 4
Логопед. Рассмотрите картинку, на которой изображен перекресток, и расскажите, что вы видите. Обратите внимание на правильное или неправильное поведение пешеходов.
Ответы детей. Мальчик (1) перелазает через ограждение. Так делать нельзя. Это опасно.
Мальчик (2) переходит дорогу в неположенном месте. Так делать нельзя. Проезжую часть надо переходить только по светофору или по «зебре».
Мальчик (3) переходит дорогу через подземный переход. Это правильно, т. к. в этом месте по другому перейти дорогу нельзя. Нет ни светофора ни пешеходного перехода наземного.
Девочка (4) переходит дорогу не правильно. Далеко от пешеходного перехода.
Мальчик (5) переходит дорогу правильно. По пешеходному переходу и на зеленый сигнал светофора.
Лучше не начинать переходить дорогу, как человек (6, когда уже давно горит зеленый сигнал, а спокойно дождаться на тротуаре следующего зеленого сигнала.
Девочка (7) грубо нарушает правила дорожного движения! Она перебегает дорогу на красный сигнал светофора. Это опасно для жизни.
Логопед. Молодцы. Вы правильно описали поведение каждого пешехода. Кроме того, я вижу, что вы знакомы с правилами дорожного движения.
3. Физкультурная пауза «Машины». [Координация речи с дви-жением. Развитие творческого воображения. ]
Логопед предлагает детям пройти на ковер, встать в круг и сделать знакомое упражнение.
На улице нашей Дети двигаются из одного конца
Машины, машины. группы в другой, держа в руках вооб-
Машины малютки, ражаемый руль.
Машины большие.
Спешат грузовые, Делают разворот, двигаются в про-
Фырчат легковые. тивопа-южную сторону.
Торопятся, мчатся,
Как будто живые.
— Эй, машины, полный ход, Когда все «машины проехали», один из
Я — примерный пешеход: детей — пешеход — переходит улицу
Торопиться не люблю, и произносит эти слова.
Вам дорогу уступлю.
Я. Тайц
4. Упражнение «Раздели на слоги». [Совершенствование навыка слогового анализа слов. ]
Логопед обращает внимание на слайд№5
СЛАЙД 5
Логопед. Перед вами картинки. Разделите названия изображенных на них предметов на слоги.
1-йребенок. Жезл. В этом слове один слог.
2-й ребенок. Пе-ре-ход. В этом слове три слога.
3-й ребенок. Све-то-фор. В этом слове тоже три слога.
4-й ребенок. Транс-порт. В этом слове два слога.
5. Упражнение «Повтори за мной». [Развитие артикуляционной моторики. Автоматизация произношения звука шипящих звуков. ]
Логопед обращает внимание на слайд№6
СЛАЙД 6
Логопед предлагает детям сделать упражнения из артикуляционной гимнастики, а потом по очереди повторить за ним чистоговорки.
Ша-ша-ша- еду, шинами шурша;
Шу-шу-шу – я сегодня не спешу;
Ши-ши-ши – возле речки камыши;
Шо-шо-шо – до чего же хорошо
6. Упражнение «Определи место звука в слове». [Развитие навыка звукового анализа. ]
Логопед обращает внимание на слайд№7
СЛАЙД 7
Логопед. Называйте, что изображено на картинке, определите место звука [р] в этом слове.
Д е т и. Светофор. Звук [р]находится в конце слова.
Переход – в середине.
Регулировщик – в начале и в середине (2 звука).
Разметка – в начале.
Перекресток – в середине (2 звука).
7. Упражнение «Закончи предложение». [Развитие речевого слуха. Совершенствование синтаксической стороны речи (обучение составлению предложений с противительным союзом а).]
Логопед. Следующее задание называется «Закончи предложение». Я буду начинать предложение, а вы — заканчивать его. Ваша часть предложения должна начинаться со слов а потом.
Логопед и дети катают музыкальный мячик друг другу по столу.
Логопед. Сначала надо дождаться зеленого света на светофоре.
1-й ре б е н о к.. а потом переходить улицу.
Логопед. Нужно посмотреть налево.
2-й ребенок.. а потом начинать переход.
Логопед. Следует взять взрослого за руку.
3-й ребенок.. а потом переходить улицу.
Логопед. Нужно дождаться полной остановки транспорта.
4-й р е б е н о к.. а потом начинать переход.
Логопед. Молодцы. Вы справились с этим трудным заданием.
8. Упражнение «Помоги дяде Степе». [Совершенствование навыков звукобуквенного анализа. ]
Логопед обращает внимание на слайд№8
СЛАЙД 8
Логопед. Помогите дяде Степе отправить в путь колонну автобусов. Для этого вы должны вставить в слова потерявшиеся буквы.
Дети называют предполагаемые варианты, логопед работает «мышью». Буквы перемещаются по щелчку.
Логопед. Очень хорошо. Дядя Степа благодарит вас за помощь.
9. Работа в тетради №1. [Развитие тонкой моторики. Профилактика нарушении письменной речи.)
Логопед раздает детям тетради, а на стол ставит контейнер с карандашами.
Логопед. Что изобразил художник на странице справа? Дети. Трамвай, светофор и жезл.
Логопед. Возьмите простой карандаш и обведите нарисованный светофор по контуру, а потом правильно раскрасьте его. Я надеюсь, вы помните, в каком порядке расположены красный, желтый и зеленый огни на светофоре.
Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу.
10. Разгадывание ребуса. [Развитие навыков звукобуквенного анализа. ]
Логопед обращает внимание на слайд№9
СЛАЙД 9
Логопед. Прочитайте слог, с которого начинается ребус.
Дети. До.
Логопед. Что вы видите дальше?
Дети. Рога.
Логопед. Что получилось? Дети. Дорога.
Логопед. Правильно. Молодцы!
11. Окончание занятия. (Оценка работы детей. ] Логопед подводит итог изучения темы.