Дидич Елена
Конспект занятия «Каркушины задания» для детей старшей группы компенсирующей направленности 5–6 лет
Цель:
отразить систему работы и показать знания, умения, представления, которые дети получили в течение первого периода обучения.
Задачи :
Образовательные:
1. Закреплять умение составлять слова на гласные звуки;
2. Продолжать учить разделять слова на слоги;
3. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов;
4. Продолжать учить дифференцировать гласные звуки.
Развивающие:
1. Создать условия для развития сообразительности, внимания, фонематического восприятия, словесно-логического мышления, зрительной памяти; развивать речь.
Воспитательные:
Публикация «Конспект занятия „Каркушины задания“ для детей старшей группы компенсирующей направленности 5–6 лет» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Воспитывать активности, любознательность, интерес к учебной деятельности, умение работать в коллективе, понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно, культуру общения, чувство коллективизма, взаимовыручку и помощи.
Словарная работа: расширять и активизировать словарный запас словами – мебель, шкаф, стол, табурет, диван, кресло.
Индивидуальная работа: формировать умение терпеливо выслушивать вопросы педагога, ответы товарищей и уважать их мнение; воспитывать доброжелательность.
Материал:
Демонстрационный: волшебный мешочек с кубиками внутри, игрушка Вороны (Каркуша, фишки для звукового анализа, домики с предметами мебели.
Оборудование: интерактивная доска, игра «Новый диск».
Раздаточный: фишки на звуковой анализ слова, предметные картинки мебели, домики.
Предварительная работа: индивидуальные занятия.
Предварительная работа учителя-логопеда: подготовить демонстрационный и раздаточный материал.
Структура занятия :
1. Постановка учебной задачи через игровую мотивацию;
2. Основной этап:
- дидактическая игра «Назови слово»
- дидактическая игра «Посели картинки в корзинки»
- дидактическая игра «Расставь мебель в домики»
- дидактическая игра «Напиши звуковой анализ слова»
3. Заключительный этап:
- итог занятия, оценка деятельности детей.
Методы и приемы:
Наглядный: иллюстрации, картинки, ИКТ
Игровой: игровая ситуация; игровые упражнения; дидактические упражнения и игры;
Словесный: объяснение, напоминание, вопросы, индивидуальные ответы детей, поощрение, анализ занятия.
Практический: самостоятельная деятельности детей за столами.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
(Дети стоят на ковре, образовав круг)
Логопед (Л) : Сегодня к нам на занятие прилетела Каркуша. Она принесла вам мешочек, но он не простой, а волшебный.
(В мешочке находятся кубики с заданиями)
2. Основной этап.
Дидактическая игра «Назови слово»
Ребенок вытаскивает первый кубик, на котором написаны гласные буквы. Детям нужно составить слово, которое начинается на гласный звук.
А – Арбуз, аист, апельсин.
И – индюк, игла.
У – утка, усы, уши
О – ослик, облако, осы
Э – экскаватор, эскалатор, эхо.
Л: Молодцы, ребята, быстро справились с заданием.
Дидактическая игра «Посели картинки в корзинки»
Л: Предлагаю вам вытянуть из мешочка следующий кубик.
Ребенок вытягивает кубик, на котором изображена школьная доска.
Л: Ребята, что это?
Д: Это доска.
Л: Совершенно верно. И следующее зание нам нужно выполнить у доски.
Игра «Новый диск» «Дифференциация гласных звуков»
На экране три корзинки с гласными буквами А, У, О, и предметные картинки. Детям нужно назвать слово, определить, какой гласный звук слышится в слове и поселить картинку в нужную корзинку (дом, стол, душ, нос, сом, мак).
Дети по очереди называют слова, определяют гласный звук в слове и «отправляют» картинки в нужную корзинку.
Л: Молодцы, вы справились с заданием.
Л: Нас опять ждет мешочек с заданиями.
Дидактическая игра «Расставь мебель в домики»
Ребенок вытаскивает из мешочка кубик, с изображением предметов мебели.
Л: Что изображено на кубике?
Д: На кубике изображена мебель.
Л: Давайте мы расставим предметы мебели в доме.
(Дети садятся за столы, перед каждым ребенком – картинка трехэтажного домика)
Л: Перед вами картинка домика. Скажите, сколько этажей в этом доме? (Вдоме три этажа)
Л: Значит, какой это дом? (Дом трехэтажный)
Л: В этот дом мы будем расставлять мебель. На первом этаже мы поставим те слова, которые состоит из одного слога, а на второй этаж? (Ответы детей) На третий? (ответы)
Дети называют слова, каждое слово отхлопывают и расставляют картинки.
Л: Все справились с заданием. Молодцы!
Л: Сейчас мы отдохнем. Выходите на ковер, мы поиграем с вами.
Физминутка
Ручками захлопали 1, 2, 3
Ножками затопали 1, 2, 3
Повернулись влево
Повернулись вправо
1,2 – выше голова
3,4 – руки шире
5,6 – тихо сесть.
Дидактическая игра «Напиши звуковой анализ»
Л: У нас остался последний кубик. Давайте посмотрим, что там за задание приготовила для нас Каркуша.
Дети вытягивают кубик, на котором изображена звуковая схема, а также слоги.
Л: Я предлагаю вам выполнить последнее задание.
У детей тарелочки со звуками, один ребенок выполняет у доски, остальные на местах, за столами.
Выкладывание схемы АМ, МУ.
Л: Какой первый звук мы слышим, когда проговариваем АМ? (А)
Л: Какой это звук? (Гласный, обозначается красной фишкой)
Л: Звук А выкладываем слева, от левой руки к правой.
Л: После звука А, какой звук слышим? (М)
Л: Назовите, какой звук М? (Твердый согласный, обозначается синей фишкой)
Л: Ставим палец под первый звук и начинаем читать АМ.
Л: Мы прочитали маленькое слово АМ. Где мы можем услышать это слово? Кто его может говорить? (Маленький ребенок, когда хочет кушать)
Л: А сейчас попробуем выложить другое слово.
Л: Возьмите из тарелочки звук М, Какой звук М? (твердый, согласный звук, обозначается синей фишкой)
Л: Справа от звука М кладем звук У. Какой звук У? (Звук У – гласный, обозначается красной фишкой)
Л: Прочитаем слово - МУ. Сколько звуков в этом маленьком слове. Сколько гласных звуков, сколько согласных звуков, Сколько слогов в слове МУ? (Ответы детей)
3. Заключительный этап.
Итог занятия.
Л. Посмотрите ребята, мы выполнили все задания Каркуши. Вам понравилось их выполнять? Какое задание было самым трудным для вас? (ответы детей)
У меня для вас есть небольшой сюрприз. У меня есть такой рукав, но он не простой, а волшебный.
(Логопед демонстрирует детям пустые листочки, сшиты из ткани рукав, затем убирает листочки с одной стороны рукава, а с другой стороны достает блокноты).
Вручает детям блокноты.
Список использованных источников:
Компьютерная игра «Новый диск»