Надежда Грачёва
Конспект НОД по математике для детей старшей группы компенсирующей направленности «Умники и умницы»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: : обобщить знания детей по математике полученные за год.
Задачи:
Обучающие:
Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
Публикация «Конспект НОД по математике для детей старшей группы компенсирующей направленности „Умники и умницы“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Викторины по математике (ФЭМП)
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Умники и умницы. Интеллектуальная игра
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Закрепить ориентировку в пространстве (слева, справа, впереди, сзади, между). Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года.
Развивать у детей конструктивные способности, логическое мышление, мелкую моторику рук.
Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).
Развивающие: Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Тип: Итоговое, интегрированное занятия по закреплению знаний, умений, навыков.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная.
Форма работы с детьми: совместная деятельность, фронтальная, групповая, индивидуальная.
Предварительная работа: работа с геометрическими фигурами, решение простых арифметических задач, д/и «разложи по группам», д/и «соседи».
Материалы, оборудование.
Демонстрационный материал: письмо профессора Знайкина, геометрические фигуры, цифры от 1 до10, картинки для решения арифметических задач, набор картинок для игры «четвёртый лишний», значок клуба «Умники и Умницы».
Раздаточный материал: набор цифр от 1 до 10, простой карандаш, цветные карандаши, набор геометрических фигур для игры «Собери бусы»,карточка с изображением предметов, цветная бумага, клей, кисточка, клеёнка, тряпочка ленточка.
Методические приёмы:
Словесный: беседа, вопросы, уточнение, поощрение.
Наглядный: цифры от 1 до10, картинки для решения арифметических задач, набор картинок для игры «четвёртый лишний», значок клуба «Умники и Умницы».
Игровой: игровая ситуация, д\и «определи своё место», д\и «интеллектуальная разминка», д\и «построй числовой ряд», д\и «отгадай загадку»,д\и «собери бусы», д\и «четвёртый лишний», д\и «найди предмет».
Практический: аппликация из бумаги.
Наблюдение за работой детей, совет
Структура НОД
Вводная часть (3 минуты).
1. Организация детей
2. Мотивация к предстоящей деятельности.
Основная часть (20 минут).
1. Игровая мотивация.
2. д\и «определи своё место».
3. д\и «интеллектуальная разминка».
4. д\и «построй числовой ряд».
5. д\и «отгадай загадку».
6. д\и «найди предмет».
7. д\и «собери бусы».
8. Физкульт. минутка.
9. Решение арифметических задач.
10. Пальчиковая гимнастика.
11. Аппликация.
Заключительная часть (2 минуты).
1. Беседа о выполненной работе.
2. Подведение итога занятия.
Ход образовательной деятельности:
1. Вводная часть.
Организационный момент.
Воспитатель - Сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости. Гости – это всегда праздник и радость. Давайте их поприветствуем.
(Дети здороваются)
-Ребята, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и вспомним приветствие:
-В круг широкий, вижу, я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.
А теперь пойдем налево, раз, два, три.
В центре круга соберемся, раз, два, три.
И на место все вернемся, раз, два, три.
Улыбнемся, подмигнем,
И общаться мы начнём!
Ребята, я очень рада видеть вас. Посмотрите друг на друга, подарите друг другу улыбку. Отлично!
Дидактическая игра “Определи свое место”- ребёнок определяет своё место в кругу по отношению к друг другу.
-Марина, кто находится справа от тебя?
-Артём, а кто находится слева от тебя?
-Егор, встань впереди меня.
-Рената, встань между мной и Ваней.
- Артём, встань слева от Марины.
- Ваня, встань между Асей и Егором.
- Молодцы.
Воспитатель: - Ребята, сегодня утром я обнаружила в группе письмо с надписью “ Детям детского сада”. Я решила дождаться вас. Давайте прочитаем его.
-Здравствуйте ребята! Пишет вам профессор Знайкин. Я приглашаю вас вступить в клуб «умники и умницы». Но для этого вы должны пройти испытание. В конверте вы найдёте задание. Желаю успеха!
Профессор Знайкин.
Воспитатель: - Дети, вы согласны пройти испытание и вступить в клуб «Умники и умницы». - Я предлагаю интеллектуальную разминку.
Д\И «Интеллектуальная разминка»
-Какой сегодня день недели?
-Какой день недели был вчера?
-Какой день недели будет завтра?
-Назови времена года?
-Какое сейчас время года?
-Назови месяцы весны?
-Назови части суток?
-Сколько солнышек на небе? (1)
-Сколько лапок у кота? (4)
-Сколько спинок у трёх свинок? (3)
-Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит? (4)
- Сколько пальцев на одной руке? (5)
- Сколько пальцев на двух руках? (10)
Воспитатель: - Молодцы! Разминка прошла успешно и мы можем приступить к выполнению заданий. Пройдите на свои места.
Задание 1. Д\И «Построй числовой ряд».
«Случай странный,
Случай редкий,
Цифры в ссоре,
Вот те на! Со своей стоять соседкой,
Не желает ни одна,
Нужно цифры помирить.
И их строй восстановить»
Как можно помирить цифры? Что нужно сделать, чтобы они встали в нужном порядке?
Ответ детей: Выстроить числовой ряд.
Д\И «Числа - Соседи».
- Ребята, а давайте проверим, какое число вы поставили между числами 7 и 9?
Ответ детей: Восемь.
- Все согласны?
- Назовите соседей числа 6, 2, 4, 9;
- Назовите число, которое больше числа 3 на 1.
- Назовите число, которое больше числа 5 на 1.
- Назовите число, которое больше числа 7 на 1.
- Вы ответили и мы переходим к второму заданию.
Задание 2. Д\И «Отгадай загадку».
1. Четыре угла и четыре сторонки,
Похожи точно родные сестренки.
В ворота его не закатишь, как мяч,
И он за тобою не пустится вскачь.
Фигура знакома для многих ребят.
Его вы узнали? Ведь это … (Квадрат)
2. Три моих стороны
Могут разной быть длины.
Где стороны встречаются
– Угол получается.
Что же вышло? Посмотри!
Ведь углов-то тоже три.
На меня вы посмотрите,
Мое имя назовите. (Треугольник)
Ставим треугольник.
3. Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник
— Стал квадрат… (прямоугольник)
Ставим прямоугольник.
4. Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На медаль, на блинок,
На осиновый листок.
Людям я старинный друг.
Называют меня (круг)
Ставим круг.
Я фигуру начертил,
А название забыл.
Ту фигуру каждый знает —
Юбочку напоминает.
В ней четыре стороны,
Не всегда они равны.
Ответ: Трапеция
Ставим трапецию.
Все четыре стороны
Тоже у него равны.
Но углы в нем не прямые —
Острые есть и тупые.
Удивляется квадрат:
«Кто-то сплюснул тебя, брат!»
Ответ: Ромб
Ставим ромб.
Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно —
Получился бы …
Ответ: Овал
Ставим овал.
Д\И «Найди предмет».
- Как называются эти фигуры? (Геометрические).
- Ребята, нас окружают множество предметов похожие на геометрические фигуры? Посмотрите на карточки и обведите предметы похожие на квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал, трапецию, ромб.
- Молодцы! Вы правильно нашли все предметы.
Д\И «Собери бусы».
-Вот ещё загадка.
Эти шарики на нити
Вы примерить не хотите ль?
На любые ваши вкусы
В маминой шкатулке — …
Ответ: Бусы.
- нам нужно собрать бусы из геометрических фигур в такой же последовательности как на ваших карточках.
- Молодцы! Все справились.
Задание 3. На листе нарисован скрипичный ключ. Значит, пришло время для музыкальной паузы и мы немножко отдохнём. Дети под музыку выполняют ритмические движения по тексту.
- Мы хорошо отдохнули и можем приступить к выполнению четвёртого задания.
Задание 4. Д\И «Четвертый лишний».
- Посмотрите на доску. Три из предложенных картинки относятся к одной группе предметов, четвертый - к другой группе. Дети называют лишнюю картинку, объясняя свой выбор.
Задание 5. Д\И «Реши задачу».
- Сейчас вам нужно внимательно выслушать задачу, посчитать и правильный сказать ответ.
Три ромашки-желтоглазки,
Два веселых василька
Подарили маме дети.
Сколько же цветов в букете? (5)
Яблоки в саду поспели.
Мы отведать их успели.
Пять румяных, наливных,
Три с кислинкой.
Сколько их? (8)
К серой цапле на урок
Прилетели семь сорок.
А из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей-сорок
Прилетело на урок(4)
Дядя Ежик в сад зашел,
Десять спелых груш нашел.
Три из них он дал ежатам, Остальные же — зайчатам.
Сколько груш получили зайчата? (7)
-Молодцы! Вы правильно выполнили задание и нам осталось последние задание.
Задание 6. Аппликация «значок клуба Умники и Умницы».
- В этом задании нам нужно сделать значок клуба «умники и умницы».
Прежде чем приступить к работе, выполним гимнастику для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика «Ёжик»
Ёжик по лесу бежал.
(Руки в замке, пальцы поднимаются и опускаются, имитируя колючки ежа.) Что же он насобирал?
Яблоки,
(Одна рука сжата в кулачок, другая обхватывает кулачок ладонью.)
Грибочки,
(Одна рука сжата в кулачке, ладонь другой руки накрывает кулачок сверху.)
Камушки,
(Кулачки стучат друг о друга.)
Листочки.
(Расслабленные кисти колышутся вверх-вниз.)
Раз, два, три, четыре, пять,
(Загибание пальцев.)
Нам всего не сосчитать!
- А теперь начнем собирать значок. Будьте внимательны и аккуратны.
После того как дети выполнят работу открывается ещё один конверт с письмом от профессора Знайкина.
Дорогие друзья! Вы прекрасно справились со всеми заданиями и я с гордостью могу сказать, что вы приняты в клуб «Умники и Умницы».
Поздравляю. Желаю успехов.
Профессор Знайкин.
-Молодцы ребята!А вам понравилось выполнять задания профессора? А какое задание было самым интересным? А самым трудным?
Наше занятие закончилось.