Пашаева Насиба
«Хлеб». Конспект занятия для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для детей старшей группы.
Цель: Познакомить детей с процессом выращивания и приготовления хлеба. С названиями профессий людей, выращивающих хлеб. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб. Закрепить знания о хлебе как об одном из величайших богатств на земле
Задачи:
Познавательное развитие:
Публикация «„Хлеб“, Конспект занятия для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
• расширить знания детей об истории появления хлеба, как продукта питания; уточнить и закрепить представление детей o выращивание хлеба (зерновых культур); o технике, которая необходима для подготовки почвы, сбора урожая. : Показать детям, что хлеб - ценный продукт, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, поэтому все мы должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его.
•. закрепить знания о хлебе как об одном из величайших богатств на земле и названия
профессий людей производящих хлеб.
Речевое развитие:
• активизация и обогащение словаря: агроном, комбайн, остья, солома, жатва, элеватор, хлебобулочные изделия, хлебозавод., комбайнер, шофер, мукомол, пекарь.
• продолжать учить детей понимать значение и мудрость народных пословиц.
Социально – коммуникативное развитие:
• продолжать прививать детям бережное отношение к хлебу.
• воспитывать уважение и благодарное отношение к труду людей, участвующих в выращивании и в производстве хлебa; бережное отношение к хлебу, понимание недопустимости игры с едой.
Предварительная работа: чтение стихов, загадок, пословиц, поговорок, чистоговорок о хлебе, знакомство с разновидностями зерновых культур, хлебобулочных изделий, беседа о сборе урожая хлеба; рассматривание иллюстраций; чтение литературных произведений по теме; заучивание пословиц, рассматривание иллюстраций колосьев пшеницы., лепка с детьми хлебобулочных изделий из теста.
Художественное слово: Б. Вторушин «Посылка», С. Погореловский «Хлеб душистый», загадки и пословицы о хлебе.
Оборудование: иллюстрации «Как хлеб к нам на стол пришел», разновидности хлеба и хлебобулочных изделий, колосья пшеницы, ячменя и ржи, ЛЭП бук по теме недели «Хлеб всему голова».
Методы и приемы:
1. Практические: сравнение злаков пшеницы и ржи (по иллюстрациям).
2. Наглядные: рассматривание иллюстраций «Как хлеб к нам на стол пришёл»
3. Словесные: загадывание загадок, прослушивание стихов, словесные игры, ситуативные разговоры, вопросы.
Ход занятия:
Воспитатель:
Хлеб-всему голова. Хлеб-главный продукт. Нет хлеба-нет обеда. Хлеб – батюшка, водица – матушка. Покуда есть хлеб, да вода, все не беда. Каков у хлеба, таков и у дела.
Без труда хлеба не вырастишь
Хорошо посеешь – больше хлеба получишь.
Где труд, там и счастье и радость.
Кто любит трудиться – тому без дела не сидится.
Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.
Наша страна большая и людей живет в ней много. А потому и хлеба надо много. Как его выращивают? Хотите узнать? Тогда отправляемся в путешествие в историю зернышка. Для того, чтобы узнать его историю, отгадайте загадки.
1. Меня бьют, колотят,
Режут, ворочают,
А я все терплю
И добром плачу (Земля)
2. Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет,
Семь плугов тащит (Трактор)
. 3. Ходит полем из края в край
Режет черный каравай (Плуг)
4. Зубатый крокодил
Все поле избороздил (борона)
5. За железным конем
Ящик тянется с зерном,
Сквозь дырявое дно
Высыпается зерно (Сеялка)
6. В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду,
В нем тогда таких как я,
Будет целая семья! (Зерно)
Воспитатель:
Посадили весной в землю маленькое зернышко. Сначала появился росточек, потом он превратился в колосок. Все лето колосок рос, набирался сил.
О чем мечтают зерна пшеничные в земле?
О дождиках проворных, о солнце и тепле.
Мечтают, чтоб не трогал ни град, ни суховей,
Чтоб летом было много хороших, ясных дней.
Все лето колос рос, набирался сил. В колосе стало много зернышек.
Вырос в поле дом
Полон дом зерном
Стены позолочены
Ставни заколочены
Ходит дом ходуном
На столбе золотом (колос)
Золотист он и усаст,
В ста карманах — сто ребят. (колос)
Воспитатель
Поэтому хлеборобы пшеницу сеют на просторных полях, где много солнца и земли.
Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его …
Дети
- Управляет трактором тракторист.
Воспитатель: (СЛАЙД 1)
Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. Поле вспахано, комья большие, крупные, а зёрнышки маленькие, им неуютно там будет. Что нужно сделать с землёй?
Дети: В земле нужно разбить комки, разрыхлить, размять её.
Воспитатель: (СЛАЙД 2)Землю рыхлят бороной. Её можно сравнить с большой железной расчёской, которая разбивает комья.
(СЛАЙД 3) Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы.
Давайе и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.
Физкультминутка
«В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся, и красавцем обернулся.
Воспитатель: (СЛАЙД 4) Все лето созревают зёрна в колосьях. За будущим урожаем тщательно следит агроном (дети повторяют слово хором и индивидуально, он следит за здоровьем растений, оберегает их от вредителей.
СЛАЙД 5)Ну вот, зёрна созрели в колосьях. Поле в это время очень красивое.
-Давайте рассмотрим колос, из чего же он состоит? Показ колоска.
Дети: Колосок состоит из зёрнышек, покрытых чешуйками, усиков-остьев, стебелька - соломы. \
Воспитатель:
-Правильно, ребята, посмотрите на колосья настоящие, с поля. Обратите внимание, что у пшенички остья- короткие, а у ячменя – длинные.
(СЛАЙД 6)- Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?
Дети: На комбайне работает комбайнёр.
Воспитатель:
Что же делает комбайн?
Дети:
Он собирает колосья.
Воспитатель:
Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайна сходят большие желтые копны обмолоченной соломы. Далее машины везут зерно на элеваторы для хранения зерна.
(СЛАЙД 8)
Воспитатель: на элеваторе сушат, сортируют и хранят зерно.
- А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?
Дети:
На мельницу.
Воспитатель: (СЛАЙД 9)
Правильно, и там зерно перемалывают в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?
Дети:
На хлебозавод, пекарню.
Воспитатель: (СЛАЙД10)
Правильно. На хлебозаводе пекари сначала замешивают тесто.
Ребята, а кто из вас видел, как мама делает тесто?
Дети: - Мама использует муку, соль, вода, яйца, дрожжи, сахар.
«Замесим тесто»
Ой, ладошки-ладушки.
Мы печём оладушки
/хлопки ладонями/
Замесили тесто,
Тесту мало места
/имитируют помешивание по кругу/
Тесто выпало на стол,
Тесто шлёпнулось на пол
/присели/
Тесто убежало
Начинай сначала.
/лёгкий бег на месте/
Воспитатель: (СЛАЙД 11)-Дома мы приготавливаем тесто в маленьких ёмкостях. А вот на хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба.
(СЛАЙД12)И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь.
(СЛАЙД 13)Хлеб готов - пора его везти в магазины. (СЛАЙД 14)
-А что еще пекут из муки кроме хлеба?
Дети:
- Булочки, печенье, торты, пироги, сухари…
Воспитатель:
- А как все эти продукты называются одним словом?
Дети:
Хлебобулочные изделия
Воспитатель:
Я хочу, чтобы вы послушали стихотворение о хлебе.
На мельнице.
Поглядите, в мешках томится
Золотистая пшеница.
Ветер дует день и ночь,
Хочет мельнику помочь.
Станет всё зерно мукою.
Потечёт мука рекою.
Испекут нам из муки
Булки, плюшки, пирожки
Воспитатель Молодцы,София! Спасибо!
Хлеб ржаной, батоны, булки
не добудешь на прогулке.
Ребята что я сказала?
Д: Пословицу.
В:А вы знаете пословицы о хлебе?
Д: Хлеб – всему голова.
Хлеб – наше богатство.
Много снега – много хлеба.
Без хлеба – половина обеда.
Не всякий хлеб пашет, да всякий его ест.
Хлебушек ржаной – отец наш родной.
С хлебом русский человек – богатырь из века век.
Не трудиться, так и хлеба не добиться.
Хлеб-всему голова. Хлеб-главный продукт. Нет хлеба-нет обеда. Хлеб – батюшка, водица – матушка. Покуда есть хлеб, да вода, все не беда. Каков у хлеба, таков и у дела.
Без труда хлеба не вырастишь
Хорошо посеешь – больше хлеба получишь.
Где труд, там и счастье и радость.
Кто любит трудиться – тому без дела не сидится.
Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.
В: сегодня мы говорили о хлебе : загадавали загадки. Слушали стихи о хлебе, заклички, а сколько много пословиц мы услышали о хлебе. Теперь мы знаем откуда же берётся хлеб. А чтобы вы это запомнили, я приготовила для вас интересное задание.
На столе лежат конвертики, в них картинки; расположите картинки в том порядке, в каком хлеб попадает к нам на стол. /Дети выполняют задание/.
В: Молодцы, ребята! Все справились с заданием. Хочу закончить занятие о хлебе такими словами. А скажет их Рената.
Слава хлебу.
С. Погореловский.
Слава хлебу на столе!
В нём – здоровье наше, сила,
В нём – чудесное тепло.
Охраняло, берегло!