Светлана Милюкова
План-конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дифференциация звуков [Ж ] - [Ш ] в словах, предложениях с элементами нейропсихологического подхода и сенсорной интеграции»
Форма занятия: подгрупповая.
Тип занятия: интегрированное
Количество детей – 6 детей из подготовительной группы
Продолжительность занятия - 35 минут
Цель: учить различать звуки [Ж ] - [Ш] в словах, словосочетаниях, предложениях для предупреждения смешения звуков в речи и профилактики дисграфических ошибок в школьном возрасте.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
Публикация «План-конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
1. Нормализация тонуса мышц и моторики органов артикуляции
2. Развитие динамического праксиса - тонких, дифференцированных движений в пальцах рук и синхронности, ритмичности общей двигательной сферы.
4. Тренировка правильных произносительных навыков в различных ситуациях с адекватным просодическим оформлением, с использованием разного лексико – грамматического материала.
5. Развитие звуковой культуры речи воспитанников, связной речи и ее грамматического строя посредством речевой игры, знакомство с новыми словами для активизации.
6. Развитие звуко - буквенного анализа слова, внимания, памяти, логического мышления.
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие, обогащение и уточнение словаря.
2. Развитие и активизация моторики артикуляционного аппарата.
3. Развитие и формирование графомоторных навыков
4. Развивать зрительное восприятие, память, внимание, мышление.
Воспитательные:
1. Вырабатывать умения обдумывать свои действия, осуществляет решения в соответствии с заданными правилами.
2. Воспитывать самоконтроль.
3. Формировать эмоциональную направленность на получение в ходе игры совместного положительного результата.
4. Формировать мотивацию к учебной деятельности.
Материалы и оборудование: слайдовая презентация «Артикуляционная гимнастика», мультимедиа - установка, компьютер - ноутбук, смайлики «настроение», столы для детей старшей дошкольного возраста -2, столы с подсветкой для рисования крупой -2, настольная игра «Каждому звуку – свое место», разрезная азбука, крупа, две игрушки.
Планируемые результаты:
Предметные: отчетливое произношение детьми звуков (ш – ж); их дифференциации в словах разной слоговой структуры и звуконаполняемости, в предложениях и отработка слов сложной слоговой структуры;
Метапредметные: овладеют вербальными и невербальными средствами установления и поддержания контакта; получат навыки сотрудничества с взрослыми, со сверстниками;
Личностные: способствуют формированию чувства сплоченности коллектива, доверия, поддержки у всех участников и гостей данного открытого мероприятия.
Формы обучения: индивидуальные, в парах, фронтальные.
План занятия:
1. Приветствие. Знакомство с детьми
Цель: создание психо - эмоционального контакта.
2. Разминка
Цель: сбросить психо–эмоциональное напряжение, привлечь внимание детей и настроить детей на активную работу в партнерстве.
Основная часть:
3. Комплексная артикуляционная гимнастика для правильной артикуляции шипящих звуков
Цель: совершенствование артикуляционной моторики.
4. Тема урока.
5. Звуко-буквенный анализ слова. Игра «Звонкий – глухой», игра «Каждому звуку – свое место».
Цель: развитие слухового внимания и слуховой памяти
а) по зрительному восприятию;
б) по слуховому восприятию;
в) слоговая структура слова.
6. Пальчиковые игры с рисованием на крупе и с рисованием пальчиком на спине
Цель: развитие мелкой моторики, развитие тактильной чувствительности, координации речи с движением.
7. Слова-паронимы
Цель: правильное употребление паронимов.
8. Игра «Подскажи словечко»
Цель: умение подбирать рифму, автоматизировать звуки в словах, учить дифференцировать звуки, расширять словарный запас
9. Игра «Собери словечко»
Цель: формирование звуко-буквенного анализа и синтеза
9. Рефлексия.
Цель: закрепление приобретенного опыта, усвоенного материала на занятии, умения формулировать эмоции и чувства словами, развитие речи.
10. Итог занятия. Сюрпризный момент.
Цель: развитие чувства сплоченности, доверия, воспитание доброжелательности, уважительного отношения к другим людям.
Ход занятия:
I. Организационный момент. [/i]
- Здравствуйте, ребятишки – девчонки и мальчишки!
Я – Светлана Михайловна, учитель – логопед (Дети здороваются)
«Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: Доброе утро,
- Доброе утро солнцу и птицам,
- Доброе утро, улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера. (Валентина Котенёва)
Пожелаем здоровья и тепла нашим дорогим гостям! Назовите нам ваши имена полным ответом.
II. Разминка.
- Ребята, какое у вас сейчас настроение, выбирайте смайлик «настроение» и прикрепите в верхний ряд (радостное, грустное, спокойное).
III. Артикуляционная гимнастика.
Логопед:
-Сейчас возьмите зеркала, будем выполнять артикуляционные упражнения.
(Дети выполняют упр. «Часики», «Качели», «Лопата», «Вкусное варенье», «Чашечка»)
IV. Тема урока
Работа над стихотворениями.
- А теперь давайте послушайте стихотворение. Какой звук чаще других встречается в стихотворении?
Жаба жабе предложила
Ежевичный вкусный джем.
-Ежевичный? – та спросила –
Ну, тогда, пожалуй, съем!
Дети: Звук [Ж].
-А теперь послушайте другое стихотворение. Какой звук чаще других встречается в стихотворении?
Трое маленьких мышат
В тишине ночной шуршат,
Если кошку вдруг услышат,
То шуршат они потише.
Дети: Звук [Ш].
-Ребята, кто из Вас догадался, над какими звуками мы сегодня будем работать?
Дети: Мы будем работать над звуками [Ж] и [Ш].
V. Звуко-буквенный анализ слова
- Мы сегодня будем работать над звуками [Ж]-[Ш]. Тема сегодняшнего занятия: «Дифференциация звуков [Ж]-[Ш]».
- К нам в гости пришли наши давние знакомые. Это гномики ЖИК и ШИК. Они принесли нам много разных заданий. Мы обязательно с ними справимся.
А теперь скажите, какой первый звук в имени ЖИК?
Дети: Звук [Ж].
- А теперь скажите, какой первый звук в имени ШИК?
Дети: Звук [Ш].
- Давайте дадим характеристику звуку [Ж].
Дети: Звук [Ж] – согласный твердый звонкий.
- Давайте дадим характеристику звуку [Ш].
Дети: Звук [Ш] – согласный твердый глухой.
- Что общего у звуков [Ж-Ш]?
Дети: Эти звуки согласные и всегда твердые.
-Чем различаются звуки [Ж-Ш]?
Дети: Звук [Ж] – звонкий, а звук [Ш] – глухой.
-Какой буквой на письме обозначается звук [Ж]?
Дети: Звук [Ж] обозначается на письме буквой «ЖЭ».
- Какой буквой на письме обозначается звук [Ш]?
Дети: Звук [Ш] обозначается на письме буквой «ША».
-Наши Гномики хотят поиграть с нами в игру «Звонкий-глухой». Я буду называть Вам слова, а вы, если слышите [Ж] – хлопаете в ладоши, а если слышите звук [Ш] – закрываете уши. Приготовились, начали…
- Следующая игра «Каждому звуку – свое место» /На столе разложены карточки, в названии которых есть звуки [Ж] и [Ш]. Дети делятся на две команды и раскладывают картинки в две стопки соответственно присутствующим звукам в их названиях. При проверке правильности выполнения задания, дети определяют местонахождение данного звука в слове/
VI. Пальчиковые игры
-Вот настала пора для пальчиковой гимнастики с рисованием на крупе. Для выполнения следующего упражнения подойдём к столам для рисования. Перед вами шипящие буквы, выберите ту, которую вы будете рисовать.
-А теперь объединитесь в пары. Один из пары другому будет пальчиком рисовать на спине те буквы, что я вам раздам. А тот, кому рисовали букву, будет пытаться ее отгадать.
VII. Работа над паронимами.
- Ребята, внимательно послушайте предложения и найдите слова, которые отличаются только одним звуком.
У Саши красный ШАР.
У Миши сильный ЖАР.
Дети: ШАР-ЖАР
- МОЛОДЦЫ! Правильно! Скажите, чем отличаются слова друг от друга?
Дети: По звучанию. В слове ШАР – [Ш], а в слове ЖАР – [Ж].
По написанию. В слове ШАР-буква «ША», а в слове ЖАР-буква «ЖЭ».
По значению. Шар –это… Жар - это…
-У зайца длинные УШИ.
В траве живут УЖИ.
Дети: УШИ-УЖИ
Логопед: МОЛОДЦЫ! Правильно! Скажите, чем отличаются слова друг от друга?
Дети:
По звучанию. В слове УШИ – [Ш], а в слове УЖИ – [Ж]
По написанию. В слове УШИ-буква «ША», в слове УЖИ-буква «ЖЭ».
По значению. УШИ-это… УЖИ – это…
- Слова, сходные по звучанию, но различающиеся по смыслу называются паронимы.
VIII. Игра «Подскажи словечко»
Из упрямства ни на шаг не продвинется. (ишак).
У Маши и Миши в чулане жили… (мыши).
Вяжет мама длинный шарф, потому что сын. (жираф).
Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно. (карандаш).
Лежебока рыжий кот отлежал себе… (живот).
Банан на пальме – для мартышки, на сосне для белки (шишки).
Как на тоненький ледок выпал беленький … (снежок).
Сегодня все ликует, в руках у детворы от радости танцуют воздушные … (шары).
IX. Игра «Собери словечко»
- Соберите из разрезной азбуки слово «шары».
X. Рефлексия
- Молодцы! Ребята, ЖИК и ШИК довольны нашей работой. А вы довольны своей работой? Выберите смайлик «настроение» и прикрепите в верхний ряд (радостное, грустное, спокойное).
Скажите, а Вам понравилось занятие?
Что понравилось больше всего?
Какие задания вызвали затруднения?
С каким настроением Вы уходите с занятия?