Оксана Быкова
Игры для развития речи
▼ Скачать + Заказать документы
Речь- сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. А язык – это система знаков, служащая средством коммуникации, познания, выражения чувств и мыслей.
Речь занимает ключевое место в системе высших психических функций и является основным механизмом мышления, сознательной деятельности человека. Это как «верхушка айсберга» в системе ВПФ.
Поэтому важно уделять внимание речевому развитию с раннего возраста. Лучше показать ребёнка логопеду для диагностики, если Вас что-то беспокоит. Логопед даст рекомендации исходя из того, что требуется Вашему ребёнку.
Но всё же способствовать развитию речи мы можем и в обычной жизни.
Приведу некоторые игры по развитию речи, которыми пользовалась со своими детьми и использую в своей работе. Даю описание игр, а инструкцию для своего малыша, Вы придумываете сами.
Если говорить о коррекционно-развивающей направленности данных игр, то мы развиваем лексико-грамматический строй речи, диалогическую речь, учим образовывать уменьшительно-ласкательные и относительные формы имен прилагательных, развитие пространственной формы предмета при прикосновении к нему.
А так же, игры помогают развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику и познавательный интерес, что не мало важно для развития ребёнка.
ИГРЫ
1. «Что изменилось?». Выкладывать перед ребенком игрушки, предметы, картинки. Затем ребенок закрывает глаза. Вы прячете игрушку и спрашиваете: «Что там?». Ребенок отвечает, используя именительный падеж.
Так же можно спрашивать «Чего не стало?». Ребёнок отвечает, используя уже родительный падеж.
2. «Какой это предмет?». Взрослый называет признак предмета, например, длинный, а ребенок придумывает предмет, который обладает этим признаком. Поощряется многообразие ответов.
Длинный – поезд, шнурок, огурец, день, карандаш, нож.
Широкая – улица, речка, дорога, кофта, резинка.
Широкий – шарф, переулок, двор, коридор, подоконник.
Красная – малина, звезда, рубашка, шапка. И так далее.
3. «Волшебный мешочек». Сложить в мешочек игрушки или предметы и предложить ребенку на ощупь определить, какой это предмет. Либо достать из мешочка на ощупь предмет, который назовет взрослый.
4. «Какого цвета?». У ребенка карточки с предметами или игрушки разного цвета. Взрослый называет цвет. Ребенок находит предмет нужного цвета и называет сам предмет и его цвет. (Красная шапка, синий шар, зеленый карандаш и т. д.).
5. «Какого цвета карандаш?». Когда ребенок хочет рисовать или раскрашивать, спросите что он будет рисовать и каким цветом. («Зеленым карандашом я буду раскашивать траву. Желтым карандашом я буду раскрашивать солнце»).
6. «Прятки». Прятать игрушки в разные неожиданные для ребенка места (стиральная машинка, холодильник, книжный шкаф и т. д.). Затем ходить и вместе их находить. Особенно детям нравится искать в темноте, передвигаясь с фонариком или свечкой. В качестве игрушек выберите, например, всех разных кошек (мягкую, картинку кошки, вязанную, деревянную и т. д.). В следующий раз возьмите рыбок, собак, коз…
Игра отлично подходит для активизации речи, иногда я использую миниатюры, но в основном это пособие «Первые слова».
7 «Назови ласково». В магазине возьмите себе большую тележку, а ребенку предложите взять маленькую (что) тележечку. И кладите себе в тележку большой помидор, а ребенок берет маленький (что) помидорчик и кладет его (куда) в тележечку. Бутылка с водой, а это бутылочка. И так далее, чтобы ребенок сам образовывал уменьшительно-ласкательную форму слова. Так же можно играть и на прогулке. Вот куст, а это маленький (что) кустик. Это дерево, а это маленькое (что) деревце.