Вера Гаврилова
Конспект занятия «Деревья осенью»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Г. Ростова-на-Дону «Детский сад №232»
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с природой для детей старшей группы
на тему: «Деревья осенью»
Автор-составитель:
воспитатель Гаврилова В. Г.
г. Ростов-на-Дону
Публикация «Конспект занятия „Деревья осенью“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья осенью, листопад
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Цель: Формирование целостной картины мира; ценностных представлений о природе.
Задачи: 1. Закреплять и систематизировать знания о характерных признаках осени. О деревьях, как представителях флоры Земли, их красоте и пользе.
2. Развивать выразительную речь, художественное восприятие и эстетический вкус; творческую самостоятельность; чувство композиции и колорита.
3. Воспитывать умение созерцать и передавать красоту окружающего мира; бережное отношение к природе.
Материалы:
1. Наглядно-иллюстративный материал «Деревья»
2. Иллюстрации и репродукции картин об осени (ранней, золотой, поздней)
3. Материалы для художественного творчества (восковые карандаши, фломастеры, акварельные краски)
4. Дидактический материал «Осенние листочки»
Ход занятия:
В-ль: Ребята, скажите о каком времени года эта загадка:
Листья пожелтели.
Птицы улетели.
Стали дни короче
И длиннее ночи.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Об осени)
Правильно, это об осени, Но осень бывает такая разная. Посмотрите на эти иллюстрации. Какая на них осень?
Дети: На одних она похожа на лето. На других она яркая, нарядная, солнечная. На третьих – серая, пасмурная, грустная, дождливая, холодная.
В-ль: Так какая же она осень? Ребята, послушайте четверостишья и скажите, о какой осени в них говориться? И о каком её месяце?
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл? (сентябрь; ранняя осень)
Молодцы. Вспомните ранняя осень какая?
Дети: На улице ёщё тепло; деревья и трава зелёные; но уже начинают идти дождики и становиться прохладнее…
В-ль: Слушайте дальше.
Под ногами листопад,
Листья жёлтые лежат,
Шурш, Шуршишка и Шуршёнок-
Мама, папа и листёнок. (октябрь; золотая осень)
А что необычного в золотой осени и почему она золотая?
Дети: Все деревья становятся жёлтыми, красными, оранжевыми, как будто золотыми. Начинается листопад, становится ещё холоднее и начинают улетать перелётные птицы (ласточки, журавли).
В-ль: И ещё одно четверостишье.
Поле чёрно-белым стало,
Падает то дождь, то снег-
А ещё похолодало
Льдом сковало воды рек. ( ноябрь: поздняя осень)
В-ль: Как можно описать позднюю осень?
Дети: Уже совсем холодно: улетают последние птицы; облетели листья и деревья становятся голыми - готовятся к зимнему сну.
В-ль: Молодцы, вы всё ответили правильно. Многие поэты и писатели писали об осени. Мы с вами тоже учили стихи об этом времени года. Давайте их вспомним. (Дети читают стихотворения Е. Благининой «Осень» и А. С. Пушкина «Уж, небо осенью дышало…») Замечательные стихи и прочитали вы их выразительно. А хотите, мы с вами прямо сейчас отправимся в сказочный осенний лес? (Да). Тогда приготовьтесь.
Закружила осень
Рыжие метели
Золотые листья
С ветром полетели.
Закружился листьев
Пёстрый хоровод,
За собою в сказку
Всех он нас зовёт.
Представьте, что все вы стали деревьями, что ваши руки-ветви, а пальчики-листочки. Кругом темно, ночь. Веточкам холодно и они плотно прижимаются к стволу дерева (туловищу). Пальчики-листочки тоже прижались друг к другу. Но вот солнечные лучики опустились на землю и согрели деревья. Вам становится тепло, веточки медленно поднимаются вверх, тянутся к солнышку, к его ласковым лучам. Вот зашевелились листочки, это аетерок причесал их. Ветерок подул сильнее, и ветви деревьев стали раскачиваться из стороны в сторону. Но вдруг ветер утих, веточки с листочками замерли. Так наступило утро в сказочном лесу. Здесь живут разные деревья и молодые, и старые: молодая стройная берёзка и старая ворчливая сосна, маленькая ёлочка и дедушка-дуб. Дедушка дуб знает множество сказок и часто рассказывает их своим внучатам-маленьким деревцам. Одну из этих сказок я услышала, она мне так понравилась, что я хочу вам её рассказать, слушайте:
«Торопился богатырь Светозар с царской службы домой, ждала его там сестра родная, Свет Ярославна. Подошёл к избе родительской богатырь, постучал раз – никто не отзывается, постучал второй – тишина в ответ… Пригорюнился богатырь Светозар, присел на крылечко, голову опустил. Вдруг откуда ни возьмись мышка, и молвит голосом человечьим: «Не горюй, добрый молодец, знаю я, где твою сестрицу сыскать, возьми листик кленовый (А вы сможете найти кленовый листик среди других? Давайте найдём. Дети выбирают среди листьев кленовый., куда он полетит, туда и ступай, где он опустится, там и остановишься. Увидишь камень заколдованный, не касайся его, обходи стороной.»
Послушал Светозар мышку, пустил листик по ветру и пошёл за ним. Долго ли, коротко ли, шёл Светозар и не заметил, как очутился в лесу, здесь и опустился листик кленовый. Оглянулся Светозар и видит, что стоит перед ним деревце : косы золотые опускаются, как у Ярославны, ствол белоснежный, как сарафан беленький. (Отгадайте, в какое деревце превратилась Ярославна? В берёзку.) «И вдруг беда случилась, не заметил Светозар камня волшебного, оступился, коснулся камня и превратился в дерево могучее» : ствол крепкий, толстый, в землю упирается корнями, чтобы его ветер не вырвал, ветви сильные, как руки богатырские, что прикрывают берёзку. (Отгадайте, в какое дерево превратился Светозар? В дуб.) Стоят с той поры берёзка и дуб рядом. Некому их расколдовать. Давайте попробуем это сделать. Нарисуем их так, чтобы можно было узнать в каком деревце нарисована Ярославна, а в каком Светозар. У берёзки веточки тоненькие, как руки девичьи, а у дуба ветви широкие, как плечи богатырские.
Дети рисуют деревья, а затем располагают их на столах по своему усмотрению.
Дидактическая малоподвижная игра: «Ветви качаются раз, ветви качаются два…» (после слова «замри» дети принимают такую неподвижную позу, чтобы можно было узнать, что это за дерево.)
В-ль: Ребята сегодня вы читали стихи, слушали сказку и сами побывали в сказке; расколдовали Светозара и Ярославну с помощью рисования. Вы так много знаете об осени и о деревьях. Ответьте мен на последний вопрос: для чего же всё таки, нам нужны деревья?
Дети: Для красоты и ещё, они выделяют кислород, который необходим для жизни всему живому.
В-ль: Правильно. Спасибо всем участникам нашего осеннего путешествия. Любите природу, берегите её и наслаждайтесь её красотой!