Лариса Смирнова
Конспект занятия «Деревья поздней осенью» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Деревья поздней осенью» (старшая группа)
Программные задачи:
Образовательные: Учить отображать состояние погоды в рисунке. Почувствовать разницу между золотой осенью и хмурой осенью. Развивать познавательный интерес.
Публикация «Конспект занятия „Деревья поздней осенью“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья осенью, листопад
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Развивающие: Продолжать формировать у детей познавательный интерес к изобразительной деятельности, развивать творческое воображение, речь, мышление, чувство композиции.
Воспитательные: Воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению, любовь к произведениям искусства. Прививать детям любовь к природе, к своему отечеству.
Материалы для занятия : листы белой бумаги, акварель, баночки с водой, подставки для кистей, клеёнка, салфетки. Иллюстрации с картин художников, рисунки разных пород деревьев, кустов без листьев.
Предварительная работа:
• Чтение стихов русских поэтов А. Н. Плещеева, А. С. Пушкина и др.
• Наблюдение изменения природы от золотой осени к поздней.
• Рассматривание репродукций художников изображающих разную позднюю осень : И. И. Левитана «Поздняя осень», «Туман. Осень», С. Жуковского «Нахмурилась» (осень) и др.
• Слушание музыки П. И. Чайковского «Времена года», «Осень».
• Наблюдение за деревьями (рассматривание конструктивной формы различных пород деревьев, небом, дождём на прогулке.
• Сбор природного материала, оформление гербария.
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, посмотрите, какая сегодня погода за окном. Небо хмурое, все в тучах, даже снежинки закружились в воздухе. Как вы думаете, какое сейчас время года?
Ответы детей.
Воспитатель. У осени есть три братца (месяца). Их не спутаешь друг с другом. У каждого свой характер и цвет. Какие же это братцы? Что вы можете о них рассказать?
Ответы детей.
Воспитатель. Сентябрь в народе зовут листопадником. После первого заморозка начинается листопад. Испугавшись холода, прячутся насекомые, а птицы улетают в тёплые страны. А что вы можете рассказать о втором братце осени?
Ответы детей.
Воспитатель. Октябрь – грязник: часто идут холодные дожди вперемешку со снегом, под ногами слякоть, солнца и тепла мало. В конце октября унылые и однообразные серые краски за окном. День становится короче, а ночь длиннее. И вот наступает ноябрь - ворота зимы. Что вы можете нам о нём рассказать?
Ответы детей.
Воспитатель. Ноябрь в народе называют воротами зимы. Зима встаёт на ноги, налетают морозы. А что произошло с деревьями? Совсем недавно они были как золотые, а сейчас?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, листья все осыпались, и деревья дрожат на ветру от холода. Лес стоит прозрачный, голый. Лишь красавицы ели стоят пушистые. Их тёмная зелень украшает лес. Природа приготовилась к зимнему сну. Послушайте, я вам сейчас прочитаю стихотворение А. С. Пушкина о грустной, холодной, хмурой, поздней осени.
«Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора».
А вот как видит осень другой поэт, Алексей Плещеев
«Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты…».
Воспитатель. Посмотрите, как красиво и совершенно по-разному изобразили художники позднюю осень в своих картинах. Что можно сказать об этих картинах?
Ответы детей.
Воспитатель. Какую гамму красок использовали художники при рисовании поздней осени?
Ответы детей.
Воспитатель. Вы верно подметили. Художники использовали тё мные цвета: серый, коричневый, чёрный и совсем мало красного, жёлтого и др. Рассмотреть с детьми несколько рисунков различных деревьев без листьев. Обратить внимание детей на характер ствола, расположение сучьев, ветвей. Как меняется дерево, если дует ветер.
Физкультминутка.
«Мы листочки осенние.
На веточках сидим.
Дунул ветер — полетели.
Полетели, полетели и на землю сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял.
Повертел их, покружил и на землю опустил».
Воспитатель. Ребята, предлагаю вам занять свои рабочие места и приступить к работе. Сегодня, мы рисуем деревья поздней осенью.
Дети берут бумагу, и воспитатель предлагает положить свой лист горизонтально или вертикально, в зависимости от того, как дети задумали нарисовать дерево.
Звучит музыка (П. И. Чайковский- Цикл "Времена года" : "Осень. Ноябрь).
Дети выполняют работу, при необходимости воспитатель помогает словесно. Вовремя работы детей, необходимо наблюдать за их творчеством, последовательностью в рисунке, помогать тем, у кого что-то не удается, проводя в воздухе рукой желаемые линии. Поощрять тех, у кого хорошо, получается, показывать разнообразие композиционных решений, взятых детьми, всем детям.
Воспитатель. Ребята, вы хорошо потрудились. Посмотрите на свои картины, что же у вас получилось? А какое у вас получилось настроение картины? Оно очень грустное, правда?
Ответы детей.
Воспитатель. Работа завершена. Я предлагаю работы выложить в ряд. Давайте сделаем из всех ваших картин огромный лес. Обратите внимание на разнообразие деревьев и красоту нашей природы. У нас получилась картина, хмурой, поздней осени. Вы хорошие художники!
Приложение
Конспект занятия «Деревья поздней осенью» (старшая группа)
Программные задачи:
Образовательные: Учить отображать состояние погоды в рисунке. Почувствовать разницу между золотой осенью и хмурой осенью. Развивать познавательный интерес.
Развивающие: Продолжать формировать у детей познавательный интерес к изобразительной деятельности, развивать творческое воображение, речь, мышление, чувство композиции.
Воспитательные: Воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению, любовь к произведениям искусства. Прививать детям любовь к природе, к своему отечеству.
Материалы для занятия : листы белой бумаги, акварель, баночки с водой, подставки для кистей, клеёнка, салфетки. Иллюстрации с картин художников, рисунки разных пород деревьев, кустов без листьев.
Предварительная работа:
• Чтение стихов русских поэтов А. Н. Плещеева, А. С. Пушкина и др.
• Наблюдение изменения природы от золотой осени к поздней.
• Рассматривание репродукций художников изображающих разную позднюю осень : И. И. Левитана «Поздняя осень», «Туман. Осень», С. Жуковского «Нахмурилась» (осень) и др.
• Слушание музыки П. И. Чайковского «Времена года», «Осень».
• Наблюдение за деревьями (рассматривание конструктивной формы различных пород деревьев, небом, дождём на прогулке.
• Сбор природного материала, оформление гербария.
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, посмотрите, какая сегодня погода за окном. Небо хмурое, все в тучах, даже снежинки закружились в воздухе. Как вы думаете, какое сейчас время года?
Ответы детей.
Воспитатель. У осени есть три братца (месяца). Их не спутаешь друг с другом. У каждого свой характер и цвет. Какие же это братцы? Что вы можете о них рассказать?
Ответы детей.
Воспитатель. Сентябрь в народе зовут листопадником. После первого заморозка начинается листопад. Испугавшись холода, прячутся насекомые, а птицы улетают в тёплые страны. А что вы можете рассказать о втором братце осени?
Ответы детей.
Воспитатель. Октябрь – грязник: часто идут холодные дожди вперемешку со снегом, под ногами слякоть, солнца и тепла мало. В конце октября унылые и однообразные серые краски за окном. День становится короче, а ночь длиннее. И вот наступает ноябрь - ворота зимы. Что вы можете нам о нём рассказать?
Ответы детей.
Воспитатель. Ноябрь в народе называют воротами зимы. Зима встаёт на ноги, налетают морозы. А что произошло с деревьями? Совсем недавно они были как золотые, а сейчас?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, листья все осыпались, и деревья дрожат на ветру от холода. Лес стоит прозрачный, голый. Лишь красавицы ели стоят пушистые. Их тёмная зелень украшает лес. Природа приготовилась к зимнему сну. Послушайте, я вам сейчас прочитаю стихотворение А. С. Пушкина о грустной, холодной, хмурой, поздней осени.
«Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора».
А вот как видит осень другой поэт, Алексей Плещеев
«Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты…».
Воспитатель. Посмотрите, как красиво и совершенно по-разному изобразили художники позднюю осень в своих картинах. Что можно сказать об этих картинах?
Ответы детей.
Воспитатель. Какую гамму красок использовали художники при рисовании поздней осени?
Ответы детей.
Воспитатель. Вы верно подметили. Художники использовали тё мные цвета: серый, коричневый, чёрный и совсем мало красного, жёлтого и др. Рассмотреть с детьми несколько рисунков различных деревьев без листьев. Обратить внимание детей на характер ствола, расположение сучьев, ветвей. Как меняется дерево, если дует ветер.
Физкультминутка.
«Мы листочки осенние.
На веточках сидим.
Дунул ветер — полетели.
Полетели, полетели и на землю сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял.
Повертел их, покружил и на землю опустил».
Воспитатель. Ребята, предлагаю вам занять свои рабочие места и приступить к работе. Сегодня, мы рисуем деревья поздней осенью.
Дети берут бумагу, и воспитатель предлагает положить свой лист горизонтально или вертикально, в зависимости от того, как дети задумали нарисовать дерево.
Звучит музыка (П. И. Чайковский- Цикл "Времена года" : "Осень. Ноябрь).
Дети выполняют работу, при необходимости воспитатель помогает словесно. Вовремя работы детей, необходимо наблюдать за их творчеством, последовательностью в рисунке, помогать тем, у кого что-то не удается, проводя в воздухе рукой желаемые линии. Поощрять тех, у кого хорошо, получается, показывать разнообразие композиционных решений, взятых детьми, всем детям.
Воспитатель. Ребята, вы хорошо потрудились. Посмотрите на свои картины, что же у вас получилось? А какое у вас получилось настроение картины? Оно очень грустное, правда?
Ответы детей.
Воспитатель. Работа завершена. Я предлагаю работы выложить в ряд. Давайте сделаем из всех ваших картин огромный лес. Обратите внимание на разнообразие деревьев и красоту нашей природы. У нас получилась картина, хмурой, поздней осени. Вы хорошие художники!