Татьяна Антонова
Конспект занятия «Декоративно-прикладное искусство народов Ханты» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Декоративно-прикладное искусство народов Ханты
Программное содержание:
Формировать представления детей о событиях из жизни народов ханты, связанных с историей возникновения орнамента,
Формировать навыки учебной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Народы севера
- Подготовительная группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
Закрепить знания детей о декоративно – прикладном искусстве народов ханты, познакомить с новым орнаментом «Покинутое стойбище»;
Активизировать словарь по теме: «Декоративно-прикладное искусство народов ханты»;
Развивать у детей способность видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
Воспитывать любовь к родному краю, уважение к труду мастеров народного промысла.
Предварительная работа
Рассматривание мультимедийных альбомов «Сибирские увалы», «Праздники ханты», «Искусство народов ханты»;
Рассматривание изделий;
Рассматривание костюмов (мальчик и девочка ханты);
Дидактические игры: «Угадай орнамент», «Найди лишний»;
Рисование «Хантыйская девочка в шубке»
Чтение стихотворения М. Шульгина «Хантыйские орнаменты»
Материал:
Конверт, карточки с изображением орнаментов (глухарь, медведь, олень, змея, человек, солнце, покинутое стойбище, маленькие карточки с изображением орнаментов (олень, медведь, змея, солнце,листы с заданиями («Узнай орнамент», «Найди лишний») на каждого игрока, игра «Разрезные картинки», кроссворд на каждую команду, эмблемы для каждого игрока («медведь», «олень», листы в крупную клетку на каждого ребенка, карточка с изображением орнамента «крест», фишки, тарелочки, табличка «жюри».
Словарь: бисероплетение, стойбище, орнамент, промысел, чум, костяной, оленеводство, рыболовство
Ход занятия:
Знакомство с новым элементом
Воспитатель: Ребята, наш знакомый Югорка путешествовал по Ханты-Мансийскому округу и привез с собой рисунки. Расскажите, что на них изображено. (На рисунках изображены орнаменты народов Ханты).
Воспитатель: Назовите орнаменты. (Глухарь, змея, олень, солнце, медведь, человек).
Воспитатель:Есть ли среди рисунков незнакомый орнамент? (рассматривание орнамента)
Воспитатель: Рассказ об орнаменте «Покинутое стойбище»
В этом изображении узоры, отходящие от вершин четырехугольника – «оставленного стойбища дороги». По рассказам, в старину люди специально оставляли стойбища, чтобы создать еще один клочок удобренной земли, потому что на нем даже в самый неурожайный год вырастет крупная сочная ягода. Все места, где раньше были стойбища, очень выделяются, там более пышная растительность, хвоя на деревьях крупная и ярко-зеленая. Поэтому похожи орнаменты «солнце» и «покинутое стойбище» - они обозначают начало жизни.
Воспитатель: Составьте этот орнамент из частей
Игра «Разрезные картинки»
КВН
Воспитатель: Ребята, когда я шла сегодня в детский сад прочитала объявление
«15 апреля в детском саду проводится конкурс знатоков промыслов народов Ханты»
Воспитатель: Как вы думаете, надо нам участвовать в конкурсе (Да)
Воспитатель: Давайте выберем команду для участия в этом конкурсе. Какие качества нужны участникам?
Воспитатель: Начинаем КВН посвященный народным промыслам Ханты. В соревновании участвуют две команды – «Медведи» и «Северные олени». Сегодня наши команды продемонстрируют нам, как хорошо они знают декоративно-прикладное искусство народов Ханты. От всей души желаем участникам успехов, хорошего настроения. Разрешите мне представить жюри: Пачковская Елена Ивановна – воспитатель подготовительной группы №1 и Моисеева Нататья Геннадьевна – инструктор по физическому воспитанию. А капитаны представят свои команды.
Капитан команды «Медведи» : Наша команда называется «Медведи».
Капитан команды «Северные олени» : Наша команда называется «Северные олени».
1. Конкурс – разминка
(оценивается каждый правильный ответ – 1 фишка)
Воспитатель:
Начинаем первый конкурс-разминку. Команды быстро дают ответы на вопросы. Те ответы, которые будут полными, будут засчитаны. Ответы, данные одним словом в предложении, засчитаны не будут.
Вопросы:
Как называется наш округ? (Ханты-Мансийский Автономный округ)
Как называются коренные народы? (Ханты и Манси)
Чем занимаются Ханты и Манси? (Оленеводством, рыболовством, охотой)
Как называется переносной дом, в котором живут Ханты? (Чум)
Из чего делают чум? (Из оленьих шкур)
В изделиях из каких материалов можно встретить орнаменты народов Ханты? (из ткани, из бересты, из кости, из бисера, из кожи и меха)
На чем они передвигаются? (на нартах)
Из чего делают украшения хантыйские мастерицы? (из бисера, кожи и меха)
Из чего делают посуду, сувениры, одежду хантыйские мастера? (из ткани, из бересты, из кости, из бисера, из кожи и меха)
2. Конкурс «Рекламная пауза»
(Оценивается оригинальность и скорость выполнения – 2 фишки)
Воспитатель: Объявляем конкурс «Рекламная пауза»! Участники команд должны взять карточку и изобразить то, что обозначает орнамент.
3. Конкурс «Чья команда самая внимательная»
(оценивается каждый правильный ответ – 1 фишка)
Воспитатель: Начинаем конкурс «Чья команда самая внимательная». У каждого игрока есть в конверте два листа с заданиями. Вы должны внимательно рассмотреть рисунки и на листе №1 провести линии, соединив орнамент с изображением, а на листе №2 – вычеркнуть лишние орнаменты.
4. Конкурс «Знатоки»
(оценивается скорость и правильный ответ – 2 фишки)
Воспитатель: Внимание! Внимание! Начинаем конкурс «Знатоки». На столе у каждой команды лежит кроссворд. Вам нужно отгадать кроссворд и в серых клетках вы прочтете названия орнаментов. Покажите и назовите полученные орнаменты.
5. Конкурс «Графический диктант»
(оценивается правильное написание диктанта всей командой – 5 фишек, вычитается 1 фишка за каждый неправильно нарисованный орнамент)
Воспитатель: Заключительный конкурс нашего соревнования «Графический диктант». У каждого из игроков есть лист бумаги в клетку и простые карандаши. Я буду вам диктовать, а вы должны внимательно слушать и правильно писать. Начинаем.
Одна клетка наискосок влево-вниз,
Две клетки наискосок вправо-вниз,
Одна клетка наискосок вправо-вверх,
Одна клетка вверх,
Одна клетка вправо,
Одна клетка вниз,
Одна клетка вправо,
Одна клетка вниз,
Одна клетка влево,
Одна клетка наискосок влево-вниз,
Две клетки наискосок вправо-вниз,
Одна клетка наискосок вправо-вверх,
Одна клетка наискосок влево-вверх,
Две клетки наискосок влево-вниз,
Одна клетка наискосок вправо-вниз,
Одна клетка вправо,
Одна клетка вниз,
Одна клетка влево,
Одна клетка вниз,
Одна клетка влево,
Одна клетка вверх,
Одна клетка наискосок влево-вверх,
Две клетки наискосок влево-вниз,
Одна клетка наискосок вправо-вниз,
Одна клетка наискосок вправо-вверх,
Две клетки наискосок влево-вверх,
Одна клетка наискосок влево-вниз,
Одна клетка вниз,
Одна клетка влево,
Одна клетка вверх,
Одна клетка влево,
Одна клетка вверх,
Одна клетка вправо,
Одна клетка наискосок вправо-вверх,
Две клетки наискосок влево-вверх,
Одна клетка наискосок влево-вниз,
Одна клетка наискосок вправо-вниз,
Две клетки наискосок вправо-вверх,
Одна клетка наискосок влево-вверх,
Одна клетка влево,
Одна клетка вверх,
Одна клетка вправо,
Одна клетка вверх,
Одна клетка вправо,
Одна клетка вниз,
Одна клетка наискосок вправо-вниз,
Две клетки наискосок вправо-вверх,
Одна клетка наискосок влево-вверх.
6. Рефлексия
Как вы думаете за какое задание вы получите больше всех баллов? Почему? Какой конкурс был самым сложным для вас? Почему? (ответы 2-3 детей из разных команд)
7. Подведение итогов. Музыкальная пауза хоровод «Край родной»
Дети поют песню «Край родной» и водят хоровод. Жюри подводит итоги, поздравляет участников, вручает дипломы и подарки.