Любовь Николаевна Зорина
Конспект занятия «Что означают имена» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
«Что означают наши имена?»
Программное содержание. Познакомить детей с правом на имя, научить применять это право в жизни. Способствовать социально-нравственному развитию. Развивать умения рассуждать, делать выводы, сопереживать. Учить называть полным именем своих родителей. Познакомить с понятием «отчество». Дать представление о документе «Свидетельство о рождении». Воспитывать чувства самоуважения и уважение друг к другу, к окружающим людям.
Публикация «Конспект занятия „Что означают имена“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
Предварительная работа. Чтение сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Три поросёнка», беседы, рассматривание фотографий, игры: «Обратись по имени», «Имя растёт», «Ласковое имя».
Оборудование. Панно «Ромашка с именем», фотографии детей, рисунки «Какие мы?», книга «Твоё имя», документ «Свидетельство о рождении», магнитофон и кассета «Звуки леса», мяч.
Ход занятия.
- Дети посмотрите внимательно друг на друга, и скажите, чем вы
похожи? (Ответы детей).
- Несмотря на то, что у нас много общего, всё-таки есть у каждого и
что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других.
- Правильно, это имя.
- Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же
такое имя? Имена - это слова, но особые. Они означают очень
многое.
- Дети, как вы думаете, зачем человеку имя? (Высказывания
детей).
Правильно, имя - это отличительное название, обозначение
человека, которое даётся ему при рождении. С помощью имени вы
можете назвать человека, обратиться к нему, отличить его от другого. Без имени нам было бы трудно общаться друг с другом и понимать, о ком идёт речь в разговоре о других людях. Вот почему люди ценят свои имена. Человек проносит имя через всю свою жизнь,
- Сейчас, я расскажу вам, как на Руси давали имена. Садитесь
поудобнее и слушайте. Наши предки внимательно относились к
выбору имени своих детей. Им хотелось, чтобы их дети выросли:
крепкими, сильными, добрыми, милыми. Вот и имена давали
такие, как например: Добрыня (делающий добро, Любомир
(любящий мир, людей, Людмила (милая людям).
- По имени можно много узнать о человеке: мальчик это или
девочка, молодой человек или пожилой. Вот мы сегодня и
постараемся побольше узнать о ваших именах.
- Послушайте отрывок из стихотворения Е. Долматовского
«Октябрины». (Читает ребёнок).
Сергеями,
Андреями,
Иванами,
Иринами,
Маринами,
Татьянами
Теперь детей стараются назвать. А было время - именами странными Одаривали их отец и мать.
- По мере того, как людей стало больше имена стали повторяться,
да и звучали короче, так было удобнее обращаться к человеку. И
придумывать их стали задолго до рождения ребёнка. И называть
мальчика или девочку могли теперь в честь дедушки или бабушки.
Послушайте стихотворение об одном таком имени :
«Дарья».
Девочку назвали Дарья.
Дедушка просил об этом,
Бабушка того хотела.
Молодая мать сияла:
- Дайте Дашеньку скорее!
Молодой отец сердился,
Целый день ходил не в духе:
-Дарья! Что это за имя?
Тё ща зятя устыжала:
- Полно, чем ты недоволен?
Дарья - это дар природы,
Это лучше, чем Светлана,
Проще, твёрже и серьёзней,
Вырастим девчонку нашу,
Выдадим за космонавта,
Унесёт он имя Дарья,
В межпланетные высоты.
- Разве только что в высоты!
-Потихоньку зять сдавался,
Сам улыбку в фикус прятал,
Потому что тесть заметил,
Что у Даши нос папаши. (В. Боков).
- Понравилось вам стихотворение?
-О каком имени говорится в нём? (Дарья).
- Каждый человек имеет право на то, чтобы его называли по
имени.
-Давайте поиграем в игру, которая называется: «Назови все мои имена». (Саша, Сашуля, Санечка, Шура, Александр и т. д.)
- Молодцы! А знаете ли вы, что каждое имя имеет своё особое
значение?
- Например, Александр - мужественный, сильный, смелый.
Алексей -защитник, поможет защитит слабого, хороший друг.
Матвей -дар божий. Андрей-мужественный. Антон-
вступающий в бой. Кирилл - правитель. Виталий - жизнь. Гриша -
бодрствующий.
Лена, Елена, Алёна - светлая, светящаяся. Вика, Виктория - победа.
Ирина - мирная, добрая, ласковая. Лера, Валерия - песня, ликование. Даша, Дарья - победительница, дар природы.
- Дети, вы заметили, что если имя мальчика - то оно означает :
защитник, сильный, смелый, мужественный. А, если имя девочки:
мирная, ласковая, добрая, светлая.
- Ну, а сейчас проведё м физминутку: «Кто живёт у нас в квартире?»
Хлопаем в ладоши - раз, два, три, четыре. Шагаем на месте - кто живёт у нас в квартире? Прыжки на месте - раз, два, три, четыре, пять. Шагаем на месте - всех могу пересчитать. Хлопаем в ладоши - папа, мама, брат, сестра. Наклоны туловища в стороны - кошка Мурка, два котёнка. Повороты туловища вправо, влево - мой сверчок, щегол и я. Хлопаем в ладоши-вот и вся моя семья!
- Дети, а вы знаете, как надо обращаться к взрослому человеку?
- Правильно, называть по имени - отчеству.
- Кто знает, что такое отчество? (Имя папы).
- Вспомните, как зовут ваших пап? (Ответы детей).
- У нас, на нашей родине, то есть в отечестве, принято к своему
имени добавлять имя папы, отца. Имя папы дополняется частичкой
«-овна», «-евна», «-ович», «-евич». Если папу зовут Сергей, то
ребёнок получает отчество Сергеевна или Сергеевич.
- Надо знать имена, отчества и фамилии своих родных, быть
вежливым и приветливым, когда обращаешься с просьбой.
- Вспомните имена и отчества своих родителей. (Ответы детей).
- Молодцы! Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми?
Сегодня вы малы и имя у вас маленькое (например, Саша, Маша).
Это не полное имя, когда вы подрастёте и пойдёте в школу, имя
ваше тоже подрастёт и станет полным (Александр).
- Теперь пусть каждый назовёт своё сокращённое и полное имя.
(Ответы детей).
- А, когда вы станете взрослыми, вас станут величать по имени -
отчеству.
- Какое у вас будет полное имя - отчество? (Дети называют имена-
отчества).
-Итак, у каждого человека есть имя. Есть оно и у сказочных персонажей, а у животных есть кличка. Я сейчас буду называть имя героя из сказки или кличку животного, а вы попробуйте объяснить, почему их так зовут:
- Незнайка (его так назвали, потому что он ничего не знает).
- Белоснежка (она белая, как снег).
- Снегурочка (она сделана из снега).
- Синеглазка (это девочка с синими глазами).
- Курочка Ряба (она пёстрая, рябая).
- Бычок Смоляной бочок (у этого бычка бок в смоле).
- Молодцы!
- Дети, закройте глаза, послушайте музыку. Вспомните, как вас
ласково называют дома? (Ответы детей).
- А теперь, назовите друг друга ласково.
- Сегодня мы говорили про ваши имена, вы слышали много
вариантов вашего имени, эти знания пригодятся вам.
-В конце нашего занятия, я хочу познакомить вас с документом, который называется «Свидетельство о рождении. Сюда записывают фамилию, имя, отчество ребёнка, дату и место его рождения. Также фамилии, имена и отчества его родителей. Каждому из вас выдано такое свидетельство. Когда придёте домой, попросите родителей показать этот документ и прочитать все его пункты: и вы ещё раз услышите, как звучит ваше полное имя, как звучат имена, отчества и фамилии ваших родителей.
Итог: - о чём мы беседовали?
- Что вам понравилось?
- Что нового узнали?