Наталия Поникаева
Конспект занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах»
Цель. Развитие просодики и автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах, словах.
Задачи
1. Коррекционно – обучающие:
- уточнить артикуляционный и акустический образ звука [р];
- закреплять правильное произношение фонемы;
- учить детей различать звук [р] на слух и в произношении.
2. Коррекционно – развивающие:
- развитие артикуляции, речевого дыхания;
- развитие просодики, работа над интонацией, силой, высотой голоса;
Публикация «Конспект занятия „Автоматизация звука [Р] в слогах, словах“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- развитие грамматического строя речи.
3. Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать интерес к ООД, внимание, активность;
- воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор с экраном, презентация, зеркала, листы бумаги с точками, карандаши, коврики «травка», флажки, камешки, шкатулка, леденцы «чупа - чупс».
Ход деятельности
I. Организационный момент
- Здравствуйте! Поздоровайтесь с гостями. Садитесь за столы.
- Ребята, вы хотите отправиться в путешествие?
- Есть планета под названием Нерычандия. Там живут особенные жители в названии которых злой колдун украл звук [р]. Жители просят вернуть им звук [р]. Поможем им?
- Но, сначала нам нужно подготовить наши языки и губы, для того, чтобы правильно произносить звуки.
II. Основная часть
1. Артикуляционная гимнастика
- Берем зеркала, держим двумя руками.
Упражнения: «Заборчик», «Окошко», «Маляр», «Гармошка», «Часики», «Лошадка».
2. Дыхательная гимнастика
Упражнение «Ветерок»
- Вдох носом и подули на ладонь. Молодцы!
- Для того, чтобы отправиться в путешествие, вам нужно отгадать на чем мы полетим. Отгадайте загадку.
Крыльев нет,
Но эта птица
Полетит - и прилунится.
- Правильно, ракета. Какой первый звук в слове ракета? (первый звук [р]).
3. Характеристика звука [Р] по акустическим и артикуляционным признакам
Рассмотрение артикуляции звука [р].
- Посмотрите на экран.
- Когда произносим звук [р] какими становятся губы?
- губы улыбаются;
- зубы открыты;
- где находится язык?
- кончик языка, где бугорочки и дрожит;
- звук [р], какой глухой или звонкий?
- звонкий, когда мы его произносим образуется голос.
4. Пальчиковая гимнастика «Космос»
- Чтобы управлять ракетой, мы должны подготовить наши руки и пальцы должны.
1, 2, 3, 4, 5 – (по одному загибаем пальцы на обеих руках).
Начинаем мы считать (загибаем пальцы обеих рук,
1, 2, 3, 4, 5 – (по одному загибаем пальцы на обеих руках).
Мы закончили считать.
5. Задание «Маршрут»
- Нам нужно нарисовать путь ракеты Земли до Нерычандии. Соединяем точки и правильно произносим звук [р]. Берем карандаши. Полетели.
6. Физминутка
- Посмотрите, что мы видим в космосе? Это поющие звезды.
Развитие просодики
- А теперь, вспомним песни гласных звуков. Сколько гласных звуков? (шесть.) Пропеть гласные звуки с движениями (вдох, руки через стороны вверх, на выдохе пропеть гласный звук.)
7. Произнесение слогов со звуком [р]
- Чтобы наша ракета приземлилась нужно правильно повторить волшебные слоги. Повторяйте слоги и прикладывайте ладони к коврику «травка».
Слоги :
Ра-Ро-Ру-Рэ-Ры
- Молодцы! Правильно произнесли слоги.
- Смотрите, вот планета Нерычандия.
8. Игра «Поймай звук [Р]»
- Вот дорожка с заданиями. Возьмите флажки, я буду говорить слова, если в слове услышите звук [р], поднимайте флажок и помашите им. Раз, два, начинается игра: коса, санки, рак…
- Молодцы! Справились с заданием.
8. Игра «Лабиринт»
- Ребята, посмотрите на экран, перед нами лабиринт из картинок. Вам нужно правильно назвать картинки, выделяя звук [р].
- Молодцы! Прошли лабиринт.
9. Игра «Придумай - ка»
- Чтобы колдун убежал навсегда из замка, «забросаем» его словами со звуком [р]. За каждое придуманное слово, вы получите волшебный камешек.
- Раз, два, начинается игра.
- Хорошо, вы много слов придумали со звуком [р].
10. Возвращение на планету Земля
- Убежал злой колдун.
- Мы помогли жителям планеты Нерычандия вернуть звук [р]. Как вы думаете, как теперь называется их планета? (Рычандия)
- А, теперь нам пора возвращаться на нашу планету Земля. Сложите ладони и поднимите руки вверх. Полетели: р – р – р.
- Вот и наша планета, приземлились.
III. Подведение итога (рефлексия)
- На какую планету мы летали?
- Какой звук учились правильно произносить? (звук [р])
- Какие задания выполняли?
- Вы правильно выполнили все задания. Молодцы, ребята!
- Посмотрите на экран. За то, что вы помогли жителям планеты Рычандия, вам пришло от них волшебное послание с сюрпризом. Картинки - подсказки: окно, сундучок. Давайте, подойдем к окну и посмотрим что там? (сундучок). Сундучок с сюрпризом. Открываем. Что там находится? (леденцы). – Молодцы! Попрощайтесь с нашими гостями.