Елена Прохорова
Конспект занятия «Аптека на подоконнике: лекарственные растения»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе «Аптека на подоконнике : лекарственные растения»
Подготовила и провела
воспитатель, Е. В. Прохорова
Старичок-боровичок
учитель-логопед, Шувалова А. С.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия „Аптека на подоконнике: лекарственные растения“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
• Расширить представления детей о комнатных растениях и травах, познакомить и исследовать их лечебные свойства.
• Обобщить и закрепить знания о способах ухода при помощи опытов и наблюдений за комнатными растениями, закрепить понимание основных потребностей (полив, удаление пыли, рыхление).
• Познакомить и научить рассаживать комнатные растения отводками – опыт и наблюдение.
• Развивать трудовые умения, соответствующие содержанию занятия.
• Развивать связную монологическую речь через умение рассказывать о лечебных свойствах растений, особенностях строения, выполнения своих действий с учетом структуры трудового процесса.
• Воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой как с живым организмом.
Словарная работа:
• Пеларгония, алоэ, каланхоэ, хлорофитум, фитотерапия.
Материалы: серия картинок «Лекарственные растения»; лекарственные растения в коробочках; горшки с комнатными лекарственными растениями; иллюстрации комнатных лекарственных растений, органы растений; материал для ухода за комнатными растениями на парту; палочки для рыхления почвы, лейки, бутылки с водой для полива, пульверизатор, салфетка, пленка, земля, совок (детский, веник, ведро, швабра.
Предварительная работа: посадка комнатных растений и лечебных трав, уход, знакомство с комнатными растениями, беседа о целительных свойствах растений, фитотерапия, игры, загадки, стихи.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами продолжим говорить о растениях. Послушайте загадки (иллюстрации отгаданных растений размещаются на доске).
Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня! (Крапива)
На зеленой хрупкой ножке вырос шарик на дорожке.
Ветерочек прошуршал и развеял этот шар. (Одуванчик)
Каждый лист мой любит тропки у обочины дорог.
Он однажды людям добрым раны вылечить помог. (Подорожник)
Он растёт у нас на грядке
Этот «зонтик» посевной.
Он в салат идёт в достатке
И в соленья — он такой! (Укроп)
Молодцы, справились с загадками. А как можно назвать все эти растения? Это лекарственные растения, которые растут в природе. А есть и комнатные растения, которые растут дома и они тоже лечат. Назовите, какие комнатные растения у нас уже есть.
• Алоэ
• Каланхоэ
• Герань (Пеларгония)
• Сансевьера
• Фикус
А какие лечебные травы есть в нашей коллекции:
• Крапива
• Мята
• Ромашка
• Брусника
• Шиповник
• Подорожник
Воспитатель напоминает детям, что они уже много знают о растениях. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также они помогают им лечиться от болезней.
Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров, лекарства от всех на свете болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться. Давным-давно человек замечал, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Сотни лет люди передавали своим потомкам сведения о растениях, составляли целые тома книг – «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться, чем можно лечиться – травами, цветами, ягодами и т. д.
Народные травознаи за тысячи лет сумели накопить множество сведений о полезных свойствах растений. В наших аптеках среди множества современных препаратов травы, настойки на травах, таблетки на травяной основе занимают достойное место.
Воспитатель. Да, ребята, достоинства комнатной аптеки очевидны. Это и красота, и доступность лекарств, и чистота воздуха и даже, цветоводы уверяют, что обстановка в доме с садиком на много благоприятнее, чем без садика.
Стук в дверь. Кто же там?
Старичок-Боровичок. Здравствуйте, ребята. Ох, и устал я. А раньше и на 10 этаж поднимался, как ни в чем не бывало и ни о какой усталости не знал. И продуло меня, ребята, так знобит! Старый я стал, что поделаешь, то ноги заболят, то голова, то живот…. Таблетки аптечные я пить не привык. Мне травы целебные отлично помогают, да слаб я уже идти за ними. Вот прослышал я, что вы собираете лекарственные растения и начали выращивать травы!
Воспитатель. Видите, ребята, не зря мы трудились. Давайте поможем дедушке. Проходи!
Дети. А что у вас болит?
Старичок. Вот порезал палец и не знаю, чем рану лечить.
Дети. К ране надо прикладывать лист подорожника.
Весь в пыли, хоть сил немного, у дороги он торчит.
У него согнулись ноги, неприметен он на вид.
У дорог и у дорожек зеленый лекарь – подорожник.
Старичок. И горло болит что-то и насморк замучил.
Дети. А горло надо прополоскать ромашкой или календулой, а цветок алоэ поможет вылечить насморк.
Воспитатель. Ребята, а кто-нибудь знает, как можно приготовить капли от насморка из листьев алоэ?
Ответы детей.
Воспитатель подытоживает. Из листочка мы выжмем сок, смешаем его с несколькими каплями меда и лекарство готово. Давай, мы тебе закапаем нос. Лучше стало?
Старичок. А еще что-то сердце пошаливает ….
Дети. А вот вам крапива, она быстро заживляет раны, останавливает кровь, улучшает работу сердца и желудка. Крапиву добавляют в щи. Очень она полезна. Про нее еще говорят: «Не огонь, а жжется». А вот вам еще плоды укропа, тогда с вашим аппетитом тоже все будет в порядке.
Старичок. Вот спасибо, ребята. Помогли. А знаете ли вы правила обращения с лекарственными травами и цветами? Можно ли что-то срывать и пробовать самостоятельно, без взрослых? Ответы детей. Подводим к тому, что без присмотра взрослых нельзя пробовать ни сухие травы, ни рвать цветы в горшках и пробовать. Очень мне у вас понравилось! Можно я побуду на вашем уроке?
Дети. Да, конечно, оставайтесь!
Пальчиковая гимнастика.
Наши красные цветы расправляют лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши красные цветы закрывают лепестки,
Головками качают, тихо засыпают.
Воспитатель. На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это Природа. Давайте вспомним, какие растения у нас есть и чем они полезны.
Ответы детей. Небольшой рассказ о каждом растении в группе (внешний вид, полезные свойства). 3-4 ребенка.
Воспитатель. Сегодня я принесла для нашей группы новое растение – хлорофитум. Это растение уникальное. Оно может ослабить воздействие вредных веществ в помещении. Оно убивает вредных микробов в воздухе. Специалисты говорят, что за 24 часа, то есть за сутки, этот цветок почти полностью очищает воздух от вредных микроорганизмов. Давайте попробуем описать его.
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, подведем итог, это травянистое растение. Его стебли дуговидной формы, после цветения образуют на своих концах пучки листьев. А листочки его линейные, у корней они собираются в пучки. А размножается оно отводками. Давайте вспомним, как еще могут размножаться растения. Осенью мы сажали тюльпаны….луковицами. Фиалку мы размножали…. черенкованием. Картофель размножается…. клубнями. Клубника…. усами. (Дожидаюсь ответа детей) А хлорофитум отводками (показать, где отводок).
Вот такое интересное и полезное растение теперь будет у нас в группе.
Физкультминутка.
Руки подняли и помахали – это деревья в лесу.
Логти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут – покажем: руки сложили назад.
Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам поиграть. Проверим, на сколько вы внимательны. Перед вами стоят четыре цветка. Вы закроете глаза, я поменяю местами некоторые цветы, а вы должны будете ответить, что поменялось.
Смена цветов происходит 3-4 раза.
Воспитатель. Растения – это живая природа?
Дети. Да, живая. Растения растут, размножаются и умирают. Иногда они даже плачут.
Воспитатель. А почему они плачут?
Дети. Плачут, если они слишком сухие и нужно полить растение, прорыхлить почву, убрать сухие листья, протереть листочки, подкормить.
Воспитатель. Да, ребята, для того чтобы растения имели здоровый и опрятный вид, необходимо регулярно следить за его внешним видом, тогда вырастет сильное и здоровое растение, которое будет обладать целебными свойствами. Посмотрите на цветы и скажите, какой вид ухода им сейчас необходим. Но прежде, чем приступить к работе, вспомним правила обращения с водой.
Коль с водой имеем дело – рукава поднимем смело.
Пролил воду – не беда, тряпка под рукой всегда.
Фартук - друг, он нам помог, и никто здесь не промок.
Правила поведения с землей и песком.
Если сыпешь ты песок – рядом веник и совок.
Воспитатель. Давайте посмотрим, как наши растения себя чувствуют.
Растения стоят на банкетке или парте. Подходим, разглядываем. (Как вариант, у каждого ряда свои растения на первой парте, дети работают в три команды).
Практическая работа.
Воспитатель. Какой водой нужно поливать растения?
Дети. Поливают растения водой комнатной температуры, зимой поливают реже.
Воспитатель. А почему?
Дети. Растения находятся в состоянии покоя.
Воспитатель. Как узнать, когда надо поливать растения?
Дети. Земля сухая на ощупь, светлая, листочки вялые. Нужно постучать по горшку, если звук глухой, то земля сырая, если звонкий – сухая.
Воспитатель. Для чего нужно рыхлить землю?
Дети. Чтобы хорошо впитывалась вода, чтобы растениям легче дышалось. Чтобы растения быстрее росли. Рыхление еще называют «сухой полив».
Воспитатель. Чем рыхлить землю и как?
Дети. Рыхлить нужно деревянной палочкой. Начинать нужно у края горшка, чтобы не поранить корни и двигаться к середине.
Воспитатель. А что нужно делать, чтобы растения чувствовали себя хорошо и выглядели красиво?
Дети. Нужно мыть их, ухаживать за ним.
Воспитатель. Как можно помыть растения?
Дети. Крупные листья протирают тряпочкой. Растения с мелкими листьями ставят в таз, закрывают землю клеенкой, чтобы не размыть ее, и поливают из лейки или обрызгивают пульверизатором.
Воспитатель. Молодцы, ребята, всё закончили. По окончании работы есть правило: «Ты работу завершил, все на место положил».
Воспитатель. А сейчас мы разделимся на команды (один ряд – одна команда) и проверим, какая команда у нас запомнила больше всех цветов и быстрее всех правильно соберет картинку.
Проводится игра «Собери картинку». Три команды (один ряд – одна команда) подходят к первым столам своего ряда. На столах лежат конверты с разрезанными картинками. Дети собирают картинки.
Воспитатель. Наше занятие подошло к концу. Мы с вами продолжим знакомиться с новыми полезными растениями, пополнять коллекцию трав, играть в новые игры, а после сна я приглашаю вас в нашу экологическую лабораторию, чтобы мы смогли размножить наше новое растение…. хлорофитум его отводками. Когда рассадим, мы подарим это растение и другим группам, чтобы и у них всегда был чистый и свежий воздух в группе.