Наталья Давыдова
Конспект занятия по развитию познавательных способностей через игровую деятельность «На поиски лучиков» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 4 городского округа-город Камышин (МБДОУ Дс №4)
ул. Терешковой, дом 13 «а», город Камышин, Волгоградская область, Россия,403874.
телефон (84457) 2-12-72
КОНСПЕКТ
занятия по развитию познавательных способностей
детей дошкольного возраста через игровую деятельность
«На поиски лучиков».
Подготовила и провела :
Публикация «Конспект занятия по развитию познавательных способностей через игровую деятельность „На поиски лучиков“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
воспитатель МБДОУ Д/с № 4, группа №3
Давыдова Наталья Валентиновна
г. Камышин 2019г.
Методы и приемы реализации содержания занятия :
Наглядные (слайдовые фрагменты)
Словесные (дидактические игры, загадка, стихи)
Практические (игра, музыкально - ритмические движения)
Возрастная группа : средняя – 4-5 лет.
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и музыки.
Цель: Развивать познавательные интересы детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Задачи:
Обучающие: закрепление знаний детей о цвете, размере и форме предметов, счет в пределах 5 (количественный и порядковый, соотнесение количества предметов с цифрой, названия диких животных и их детенышей, перелетные птицы, обогащать и активизировать словарь детей по теме «весна»;
Развивающие : развитие двигательной активности, развивать мелкую моторику рук; развивать и совершенствовать коммуникативные навыки; развивать связную речь детей, умение рассуждать, воображение, мышление, логику.
Воспитывающие: воспитывать любовь к природе, любознательность.
Материалы и оборудование:
Письмо, солнышко, 5 лучиков, «Полянка» с божьими коровками и цветами, мусор. «ручеек», «камушки» (объемные геометрические фигуры, «пенёчки» (мягкие модули, магнитная доска, карточки с изображением диких животных и их детёнышей, маски животных, 2 гнезда (большое и маленькое, контейнеры от киндер-сюрпризов (большие и маленькие, корзина с цветами.
Персонажи: Почтальон, Весна – взрослые.
Презентация с иллюстрациями: весна, лес, птицы, солнышко.
Музыкальное сопровождение.
Ход занятия
Дети заходят в зал и встают перед гостями.
I. Организационный этап
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Как вы думаете, какое настроение у гостей? (ответы детей) Ребята, а как вы догадались, что у гостей хорошее (доброе, весёлое) настроение? (ответы) Да. Ребята. Улыбки на лицах, глаза блестят. Всё это говорит о том, что гости к нам доброжелательны. Ребята, представьте себе, что у вашего друга плохое настроение. Как можно поднять ему настроение? (ответы детей)
Воспитатель: Когда мы улыбаемся, то рядом с нами поселяется радость.
Радость побежала по дорожке
Радость распахнула все окошки
Радость разбудила всех детей
Радость пригласила к нам гостей
Воспитатель: Ребята, скажите какое сейчас время суток? (Утро) Самое время сделать какое-нибудь доброе дело и заодно поиграть.
II. Основной этап
Стук в дверь, входит почтальон.
Почтальон:
Здравствуйте ребята!
Воспитатель: Здравствуйте! Ребята, вы узнали, кто к нам пришел? (почтальон)
Почтальон:
У меня для вас письмо, очень странное оно.
Адрес есть, и сеть кому, а вот от кого оно никак не пойму.
Разбирайтесь сами. (вручает письмо и уходит)
Воспитатель: Конечно, мы сейчас разберемся с ребятами. Ребята послание секретное, поэтому, чтобы узнать от кого оно, надо отгадать загадку.
Зеленоглаза, весела,
Девица- красавица.
Нам в подарок принесла,
То что всем понравится:
Зелень – листьям,
Нам – тепло,
Волшебство
— Чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы
— Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица – …— весна —
Воспитатель:
Правильно ребята это письмо от весны. Давайте узнаем, что она нам пишет.
«Здравствуйте, ребята. Злая волшебница заколдовала солнышко, забрала все его лучики и спрятала по всему лесу. Солнышко без лучиков больше не греет. А без него я никак не могу разбудить лес от зимнего сна. Я прошу вас помочь мне найти лучики. Только помните, что лучиков всего пять и найти их смогут только те, кто умеет делать добрые дела».
Ребята, это задание как раз для нас. Мы же собирались сделать доброе дело? (да) Тогда мы с радостью поможем весне найти лучики и не забудем при этом поиграть! Отправляем в лес? (да)
Воспитатель:
Прежде чем мы туда отправимся, хочу напомнить вам, что лес живой, ему необходимо солнце, которое дарит тепло и свет; вода и почва для роста растений и жизни животных; чистый воздух. А еще покой и тишина. Люди часто не задумываются о том, как легко они могут нанести вред лесу и его обитателям. А как вы ведете себя в лесу, сейчас мы проверим. Если вы согласны с правилом поведения в лесу, то хлопаете руками, а если не согласны, то топаете ногами.
И так:
Можно ломать ветки? (топают)
Разжигать костер? (топают)
Любоваться красотой природы? (хлопают)
Собирать грибы? (хлопают)
Разорять гнезда и муравейники? (топают)
Отдыхать на пне? (хлопают)
Уничтожать ядовитые грибы? (топают)
Собирать ягоды? (хлопают)
Оставлять после себя мусор? (топают)
Воспитатель: Молодцы! Ну, вот мы и готовы, отправляемся в дорогу.
Мы по лесу все пойдем (дети идут друг за другом)
В брод ручей мы перейдем (идем, высоко поднимая колени)
Небывалой высоты
У ручья растут цветы. (руки вверх, подняться на носочки)
Посмотри по сторонам,
Что же лес подарит нам? (повороты влево-вправо)
Наклонись, сорви малинку
И клади ее в корзинку. (наклоны)
Крепкий беленький грибок
Мы положим в кузовок. (приседания)
Воспитатель: Вот мы и на лесной полянке. Только что-то здесь не так. Кто-то оставил здесь мусор. Что же нужно сделать? (Надо его убрать.)
Да, мы соберем мусор в пакет и заберем его с собой на обратном пути, чтобы выкинуть в специальный контейнер для мусора.
(дети собирают мусор в пакет)
-Ребята, посмотрите, кто здесь притаился! Это же божьи коровки. Из-за мусора их не было видно, а теперь им хорошо. Ребята, а чем они отличаются друг от друга? (цветом) Какие здесь божьи коровки? (называют цвета) Давайте подарим им цветочки, чтобы они ожили после зимней спячки. Только цветочки нужно подобрать по цвету к каждой божьей коровке.
Игра «Подбери по цвету»
(дети берут цветочки с полянки, называют цвет и прикрепляют к божьим коровкам, соответственно цвету)
(Воспитатель находит первый лучик под божьей коровкой.)
Воспитатель: Смотрите, ребята, а вот и первый лучик для солнышка!
(прикрепляют лучик к солнышку)
Воспитатель: Пойдем дальше по дорожке, поднимайте выше ножки.
А вот ручей проснулся и журчит,
Ручей на камушки ворчит:
«Мешают камушки бежать,
Соседний ручеек догнать.
Мешают камушки спешить,
Соседа чтоб опередить».
Воспитатель: Ребята, ручеек просит помощи. У него на пути камушки, которые мешают ему бежать дальше. Как помочь ручейку? (убрать камушки) Возьмите по одному камешку, посмотрите все камушки имеют разную форму, назовите какой формы ваши камушки.
Д/и «Назови фигуру»
(Дети называют объемные геометрические фигуры)
- Ребята, чтобы камешки больше не мешали ручейку, давайте рядом с ручейком построим домик.
(дети все вместе строят дом)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как радуется ручеек!
Синей лентой ручеёк
Извивается,
Звонко песенку поёт,
Заливается!
- Ручеек говорит нам спасибо и дарит ещё один лучик для солнышка.
- Который по счету? (второй)
(прикрепляют лучик к солнышку)
Воспитатель: Ребята, давайте присядем на пенёчки и отдохнём.
Где же нам искать третий лучик? Может мы его найдем, отгадав загадки?
Комочек пуха,
Длинное ухо.
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц)
Обитает среди леса
Ярко-рыжая принцесса –
Превеликая хитрица,
И зовут ее (Лисица)
Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснётся, ну реветь,
Как зовут его? — (Медведь)
На спине иголки,
Длинные и колкие.
А свернётся он в клубок —
Нет ни головы, ни ног. (Ёж)
Воспитатель: О ком эти загадки? (о животных) Каких? (диких) Почему их так называют? (живут в лесу)
- Молодцы ребятки, отгадали все загадки. А вот и лучик сразу нашёлся. Который по счету? (третий)
Воспитатель: Ну что же, а нам пора отправляться дальше, ещё не все лучики мы нашли, значит еще кому-то нужна наша помощь! Ой, слышите, кто-то плачет! Посмотрите вокруг, нет никого?
(воспитатель находит карточки с изображением детенышей животных)
Воспитатель: Ребята, да это же детеныши потерялись, давайте их отнесем к мамам.
Д/и «Чей малыш?»
(дети прикрепляют карточки на магнитную доску к взрослым животным)
Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем. Превратимся в зайчиков, мишек и лисичек. А помогут нам маски. Выберите себе любую маску. Вам нужно, услышав свою мелодию, изобразить этих животных.
(Дети одевают маски, и под музыку имитируют животных)
Воспитатель: Смотрите, ребята, пока мы играли прибежал зайчик. Он благодарит нас за помощь в поисках мам для зверят, и принес нам ещё один лучик для солнышка. Это который по счету лучик? (четвертый)
(прикрепляют лучик к солнышку)
-Ну а нам, ребята, пора идти дальше по тропинке.
Воспитатель: Посмотрите, сколько разных птиц прилетает к нам весной.
(на экране плакат с перелетными птицами)
-Давайте их назовем и посчитаем.
Д/и «Назови птицу»
(дети называют птицу на экране, считают, сколько птиц и показывают соответствующую карточку с цифрой)
Воспитатель: Молодцы, всех птиц посчитали!
(на экране птичка в гнёздышке)
Воспитатель: Посмотрите, эти птички просят нас о помощи, кто-то разорил их гнёздышки.
Воспитатель: Ребята, вот перед вами гнезда. Сколько их (два) Чем они отличаются? (одно гнездо большое, другое маленькое) Нужно разложить яйца в гнезда в соответствии с размером.
Игра «Большой – маленький»
(дети раскладывают яйца по гнёздам)
Воспитатель: Давайте отнесем гнёзда поближе к птичкам, пусть проверят, все ли правильно мы сделали.
- Благодарят нас птички за помощь.
- А мы назовём какие ещё птицы прилетают к нам весной.
Пальчиковая игра «Птицы»
Тили-тили, тили-тили -скрещивают большие пальцы, машут
С юга птицы прилетели. ладошками
Прилетел к нам скворушка - поочередно сгибают пальцы на обеих руках, Серенькое пёрышко, начиная с мизинца левой руки
Жаворонок, соловей.
Торопились, кто быстрей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж.
Все вернулись, прилетели, - снова, скрестив большие пальцы, машут
Песни звонкие запели! ладошками
- указательным и большим пальцам делают
клюв.
(Слышится пение птиц)
Воспитатель: Дети, вы слышите, как весело поют птицы весной и дарят нам лучик для солнышка. Который по счёту? (пятый) А сколько лучиков просила найти Весна? (пять) Давайте проверим, все мы лучики нашли?
Считают количество лучиков (все нашли)
(Воспитатель прикрепляет последний лучик к солнышку и разворачивает его.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что изменилось? (оно улыбается) И мы все ему улыбнёмся!
Все встают в кружок.
Солнышко пускает лучик
К нам в оконное стекло
Выплывает из-за тучек –
И становится светло!
Солнышко ведь греет
Птичек, дерево, ручей
И нисколько не жалеет
Золотых своих лучей!
(Под музыку входит Весна, выполняют движения под музыку)
III. Заключительный этап.
Весна:
Спасибо вам ребята, что нашли все лучики и вернули их солнышку. Значит вы сделали много добрых дел. Теперь мы вместе с солнышком разбудим лес и его жителей ото сна. В благодарность я подарю вам эту корзину с цветами, там для вас сюрприз. А мне пора, у меня еще много дел. До свидания, ребята.
Воспитатель: Да, ребята, наша прогулка в весенний лес закончилась и нам пора возвращаться в детский сад. Не забудем забрать собранный мусор с собой.
Глазки закрой и повернись,
В детском саду ты окажись.
Воспитатель:
- Ребята вам, понравилось наше путешествие в весенний лес?
- Для чего мы с вами отправились в лес?
- Кого мы с вами встретили?
- Что было самое интересное?
- Какие вы молодцы! Я очень рада, что вы умеете делать добрые дела!
Давайте нашим гостям скажем до свидания!