Надежда Григорьева
Конспект занятия для разновозрастной группы на тему «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие с детьми старшей и подготовительной группы (Григорьева Н. Э)
Интеграция образовательных областей: развитие речи-худ- эстет. развитие
Цель: развитие речи, воображения, творческих способностей детей.
Задачи: старшая группа
-развивать устную речь, учить самостоятельно намечать содержание, выбирать размер и цвет бумаги, краски или карандаши; воспитывать самостоятельность, активность.
Задачи: подготовительная группа
-продолжить работу над составлением описательного рассказа по картине;
Публикация «Конспект занятия для разновозрастной группы на тему „Зима“» размещена в разделах
-способствовать эстетическому восприятию картины;
-формировать представление детей о композиции пейзажа (на переднем плане, на заднем плане);
-помогать детям, используя поэзию, музыкуговорить содержательно, эмоционально, выразительно и интересно для слушающих сверстников;
-развивать самостоятельность мышления и умение излагать мысли в диалоге и монологе;
-закреплять приемы работы с красками, умение располагать изображение на листе бумаги.
Мотив к познанию:
1. Дидактические игры, упражнения познавательного содержания.
2. Использование худ. слова, музыки, беседа.
3. Проектная деятельность (прием двойного задания).
4. Методика исследовательского обучения (развитие умений задавать вопросы, говорить от какого-то лица, мозговой штурм).
5. Экспериментальная деятельность (мыслительный эксперимент).
6. Проблемный характер (умение принять задачу, самоконтроль).
-Ребята, давайте немного поиграем (П. игра «Снеговик»)
К нам сегодня пришли гости. Давайте улыбнемся и подарим им и себе хорошее настроение.
Снеговик предлагает Вам отправиться в сказочное путешествие.
Скажите, какое сейчас время года? Месяц? (первый месяц зимы -декабрь).
Значитпутешествие у нас будет какое? (зимнее).
Отправляясь в зимнее путешествие, какую цельмы можем поставить перед собой?
Поэты воспевают красоту зимы в своих стихах. Послушайте отрывок стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро».
Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка надо льдом блестит.
-Зима запомнится нам морозными, солнечными, радостными днями.
-А за что вы любите зиму?
Отправляясь в путешествие, разделимся на 2 команды. Дети, которым исполнилось 6 лет присаживаются на стульчики, а те, кому 5 лет пройдут с мл. воспитателем в наш зимний уголок. Снеговик приготовил для вас задания.
1. Дид. игра «Собери снежинку»
2. 2. Загадки
3. 3. Дид. игра «Звери нашего леса».
–Я думаю, что вы справитесь! Помните о цели нашего путешествия?
КАРТИНА НА ЭКРАНЕ
-Сегодня мы познакомимся с новым жанром живописи, который называется «пейзаж». Раньше мы рассматривали репродукции картин с изображением натюрмортов ипортретов.
(портрет-изображение человека во всю картину
Натюрморт-фрукты, овощи, цветы).
Пейзаж- природа: лес, река, моря.
-Сегодня мы рассмотрим картину известного русского пейзажиста Н. П. Крымова. Каждой картине художник дает название. Эту картину он назвал….
-Ребята, название картины представляет для нас некую загадку, маленькую тайну. Мы узнаем ее позже, а сейчас я бы хотела услышать от вас по 2 варианта названий этой картины. (1-как бы вы ее назвали, 2-как вы думаете, какое название ей дал сам художник).
Внимательно всмотритесь и попробуйте догадаться. (подсказка- художник жил в деревне).
-Дети, вы придумалихорошие названия пейзажу, но никто из вас не смог догадаться, как же сам художник назвалсвою картину. А чтобы приблизить разгадку этой тайны еще раз внимательно рассмотрите картину, слушая мелодию Ильи Чайковского.
И стихи и музыка, как будто написаны для этой картины. Они вам понравились?
-А теперь попробуйте описать в своем маленьком рассказе, что изображено на картине. Девочки нам расскажут, что на переднем плане изображено, а мальчики, что на заднем.
Дети, вы хорошо рассмотрели картину и красиво рассказали о ней. А сейчас кто-то один составит полный рассказ по плану:
1. Что мы видим на переднем плане.
2. 2. Что мы видим на заднем плане.
3. 3. Какие испытываем чувства, глядя на нее.
Мы пытались угадать, как сам художник назвал свой пейзаж. Интересный вариант предложил…. Как вы думаете, почему он дал такое название?
Такие прекрасные произведения находятся в Москве, в Третьяковской галерее.
Ребята, подойдите к выставке иллюстраций.
-Какое время года мы видим? Назовите приметы зимы. Вспомните в какие игры мы играем на прогулке. В какие игры играете с родителями? Что можно сделать из снега?
Давайте вместе подумаем, почему дети любят играть? (мозговой штурм). Дети начинают ответы словами: возможно, допустим, может быть, а что если.).
Задание:Представьте, что вы на какое то время превратились в….
Опишите один день вашей жизни.
Задание: Задай вопрос тому, кто изображен на картине.
В прошлую зиму мы вылепили двух снеговиков. Один растаял через день, второй стоял до конца зимы. Как вы думаете, почему так произошло?
Физминутка
Возьмем снега мы немножко
Снежки слепим мы в ладошках
Дружно ими покидались
Наши ручки и размялись.
-Ребята, снеговик нас пригласил в настоящую снежную сказку- зимнее царство. Как вы считаете, можем ли мы отпустить Снеговика без подарка? А что вы предлагаете? (дети 5 лет рисуют то, что захотят, выбирая нужные материалы).
Вспомните, что интересного мы видели. Не забывайте, что это будет подарок.
(Дети 6 лет садятся за столы)
-Давайте вспомним, что такое пейзаж. (это жанр изобразительного искусства, первозданное преображение природы).
Загадка
Он шумит листвою летом
Осенью он желтым цветом
А зимой нарядный он-
В шубе белой видит сон.
-Я вам предлагаю подарить Снеговику не отдельные рисунки, а один большой пейзаж. Все ваши рисунки мы наклеим на ватман, т. е. работа каждого станет частью общего пейзажа.
-Каким будет наш чудесный лес? (какие деревья, лес, будут ли там жить птицы, звери, что еще)
-Как выглядят деревья зимой? (Словно надели на себя снежные шапки)
Загадка
У лесной красавицы
На пушистых ветках
Тонкие иголочки
Как маленькие детки.
-Почему ель называют лесной красавицей? (Ветки густые, мохнатые, на них пышная хвоя. Само дерево стройное с душистым, хвойным запахом).
-Какого цвета у ели хвоя? (У малышек елочек- светло зеленого, у деревьев постарше- темно зеленого).
-А выглядят стволы березок? (По- разному. У одних только один ствол, а у других раздваивается. Очень часто березы растут группой- в одном месте сразу несколько деревьев. Вы можете использовать этот прием в своей работе. Все деревья в зимнем лесу разные : одни стройные, другие кривые, одни толстые, другие тонкие. Снег везде).
-Каким цветом изобразите снег? (Снег темнее белого листа бумаги. Художники, рисуя акварелью, никогда не применяют белой краски. Роль белой краски выполняет белая бумага. Помните, что ствол дерева не доводят до низа листа).
Выполнять рисунки вы будете в технике сочетания восковых карандашей и акварельных красок. (Все линии изображения обводятся по контуру восковыми карандашами, а внутренняя часть закрашивается разной по цвету акварелью).
Правило: Если вы берете светлые карандаши, то вам понадобятся темные акварельные краски и наоборот.
-Когда работа будет выполнена, как вы украсите снежными шапками ветки? (дети работают самостоятельно).
Рефлексия со старшей группой
-Какую цель мы ставили перед путешествием?
-О чем говорили?
-Что изобразили на рисунках?
Рефлексия с подготовительной группой
(Рассматривание и анализ рисунков наклеенных на ватман)
-Какое название можно дать нашему пейзажу?
-Какое настроение у вас вызывает зимний лес?
-Какое дерево в этом лесу отличается от других?
-Как вы думаете, почему?
-Достигли ли мы нашей цели?
-Как вы считаете, о чем думает Снеговик, глядя на этот пейзаж?
(подписывают название общего пейзажа)
Стихотворение
Чародейкою зимою околдован лес стоит
И под снежной бахромою неподвижною немою,
Чудной жизнью он блестит
Тютчев
Стихотворение С Крылова «Зимняя сказка».