Елена Каштанова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Знакомство детей с поэзией -как одним из жанров детской литературы
Задачи:
- продолжать развивать интерес к художественной литературе;
- помогать почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово и картины о зиме;
- учить детей отвечать на вопросы полными предложениями;
- активизировать словарь по данной теме;
- развивать логическое мышление, внимание, память;
- упражнять в подборе однокоренных слов.
Темочки:
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Методические приё мы: отгадывание загадки, словесные игры: «Скажи правильно», «Закончи фразу», «Доскажи словечко», знакомство со стихотворениями о зиме И. Сурикова и А. Пушкина, рассматривание предметных картинок о зиме, чтение детьми знакомых стихотворений о зиме, повторение пословиц о зиме.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас не обычное занятие.
В нашей группе, кто-то побывал. Посмотрите ребята на окнах снежинки и они не простые, они с заданиями. Давайте будем снимать по одной снежинке и выполнять задания и может мы узнаем кто же хозяйничал в нашей группе.
Одна из них хочет нам о чем-то рассказать.
Воспитатель подходит к одной из снежинок, снимает ее, и читает, что на ней написано: «ЗИМНЯЯ СКАЗКА».
На этой снежинке написано стихотворение, давайте его прочитаем.
С. Маршак
Декабрь
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре
Нашу речку, словно в сказке
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Ёлку из лесу привёз.
Ёлка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.
Чуть дрожат её иголки,
На ветвях огни зажглись.
Как по лесенке, по ёлке
Огоньки взбегают ввысь.
Блещут золотом хлопушки.
Серебром звезду зажёг
Добежавший до верхушки
Самый смелый огонёк.
Год прошёл, как день вчерашний.
Над Москвою в этот час
Бьют часы Кремлёвской башни
Свой салют - двенадцать раз.
С. Маршак
Воспитатель: О чем это стихотворение?
(Дети отвечают.)
Молодцы ребята, давайте снимем еще одну снежинку.
Вот какие чудеса:
Стали белыми леса,
Берега озер и рек.
Что случилось? Выпал. (снег)
Наши окна — как картинки.
Кто художник-невидимка?
На стекле букеты роз
Нам нарисовал. (мороз)
Кружит снег она вдоль улиц,
Словно перья белых куриц.
Зимушки-зимы подруга,
Северная гостья. (вьюга)
Мы его слепили ловко.
Глазки есть и нос-морковка.
Чуть тепло — заплачет вмиг
И растает. (снеговик)
Белым пледом лес укрыт,
И медведь в берлоге спит.
Снег, как белая кайма.
Кто хозяйничал? (зима)
Воспитатель: Молодцы ребята конечно зима.
Ребята а кто назовет приметы зимы?
(Ответы детей).
- Хотите поиграть? У меня есть волшебный снежок, я буду задавать вопросы, а вы мне отвечайте.
Игра «Скажи правильно»
Воспитатель: какая бывает зима? (зима снежная, холодная, морозная)
- Что бывает зимой? (падает снег, воет ветер, замерзает река)
-Хорошо описали зиму, вспомнили все её признаки.
-Какие вы молодцы!
- Какая зимой погода? (погода зимой ветряная, морозная, снежная).
- Что можно сказать о снеге? Какой он?
(снег пушистый, легкий, мягкий, снег укрыл всю землю.)
- Молодцы, ребята много слов назвали.
Ребята давайте еще снежинку снимем.
Ой ребята здесь очень сложное задание, но вы думаю с ним легко справитесь.
Нужно составить рассказ по картине о зиме.
(Рассказ детей по картине).
Молодцы ребята очень интересные рассказы у вас получились.
Воспитатель: Ребята, зимушка хочет, чтобы мы помогли ей закончить фразу.
Игра «Закончи фразу»
Скрипит под ногами зимой….(снег,
морозный…. (день,
замерзла…. (река,
снежная…. (зима,
ударили (морозы,
дует ледяной …. (ветер,
хрустит…. (снег,
скользкая…. (дорога) ,
холодное….(утро) ,
метет (метель).
Воспитатель:- Какие вы молодцы!
Ребята, а сейчас мы покажем, как можно отдыхать зимой. Проходите на ковер. Физкультминутка.
Вот студеною зимой (Дети машут руками.)
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. (Дети выполняют круговые движения руками)
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах. (Дети садятся в глубокий присед на
Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают)
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит. (Дети машут руками)
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки в стороны)
Скачет по полю лиса. (Прыжки)
Ну а мы чуть-чуть пройдемся (Ходьба)
И домой к себе вернемся. (Дети садятся за столы)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, вот еще одно задание принесла нам снежинка. Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем и подскажем ей нужные слова.
Игра «Доскажи словечко»
Тихо, тихо как во сне падает на землю…. снег (картинка).
С неба все скользят пушинки серебристые…снежинки (картинка).
Вот веселье для ребят всё сильнее…. …снегопад (картинка).
Все бегут в перегонки,все хотят играть в…снежки (картинка).
Словно в белый пуховик нарядился… снеговик (картинка).
Рядом снежная фигурка это девочка….снегурка (картинка).
На снегу – то, посмотри – с красной грудкой…снегири (картинка).
Словно в сказке, как во сне землю всю украсил… снег (картинка).
-Ребята скажите какие слова вы добавляли? (ответы детей)
Снег, снежинки, снегопад, снежки, снеговик, снегурка, снегири.
-А чем они похожи и что общего? (ответы детей) все эти слова снежные или связанные со снегом.
- Молодцы ребята, все слова назвали правильно.
Воспитатель: Ребята, на следующей снежинке вы узнаете, кто же хозяйничал в нашей группе.
Вот уж осень улетела,
И примчалася зима.
Как на крыльях, прилетела
Невидимо вдруг она.
Вот морозы затрещали
И сковали все пруды.
И мальчишки закричали
Ей спасибо за труды.
Вот появились узоры
На стеклах дивной красоты.
Все устремили свои взоры,
Глядя на это. С высоты
Снег падает, мелькает, вьется,
Ложится белой пеленой.
Вот солнце в облаках мигает,
И иней на снегу сверкает.
Сергей Есенин
-Ребята кто же у нас хозяйничала в группе?
Правильно ребята это зима. В этом году зима к нам не спешит, давайте ей нарисуем рисунки о зиме. Она увидит их и непременно к нам придет.
-Рассказы детей о своих рисунках.
Воспитатель: Молодцы ребята, сегодня вы были активными и внимательными.
- О каком времени года мы говорили?
- Что нового и интересного узнали?