анна тарских
Конспект занятия в средней группе «Озеро Байкал»
▼ Скачать + Заказать документы
«Озеро Байкал»
Форма проведения: игра-путешествие.
Возрастная группа : средняя группа.
Цель: продолжать формировать знания детей среднего дошкольного возраста о Байкальских животных (нерпе, и о важности чистой воды в природе.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Озеро Байкал“» размещена в разделах
Образовательные:
1. Совершенствовать знания о свойствах воды: не имеет цвета, запаха, пресная, соленая
2. Формировать у детей целостное представление об уникальных животных озера Байкал
Развивающие:
1. Формирование активного словаря у детей: нерпа, белек.
2. Мотивировать познавательную деятельность детей средствами экспериментирования.
3. Развивать любознательность, мышление и речь детей; умение делать простейшие умозаключения.
Воспитательные:
1. Формировать умение работать в коллективе, группе; координировать свои действия с действиями других детей, принимать их точку зрения.
2. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, желание беречь и сохранять красоту природы и чистоту воды.
3. Воспитывать аккуратность в работе, настойчивость, терпение, умение доводить начатое дело до конца.
Образовательная область: познавательное развитие.
Основные виды детской деятельности: Познавательно – исследовательская деятельность, коммуникативная, двигательная.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята сегодня к нам в гости пришел гость. Его зовут Басик, и он очень хочет отправиться с нами в путешествие.
Итак, мы отправляемся в путешествие на берег самого большого озера нашего края, и самого большого источника пресной воды на планете. Это озеро Байкал! начинаем наше путешествие к озеру? Скорее отправляемся в путь. А отправимся мы, на чем мы отправимся, в путешествие вы поймете, отгадав загадку.
Воспитатель:
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет.
Что же это? (дети отвечают - самолет). Самолёт — это транспорт.
Воспитатель:
- Где передвигается самолёт? ( ответы детей: в небе, правильно, это воздушный вид транспорта. Самолет летит в небе. Давайте покажем, как летит и гудит.
Игра на развитие речевого дыхания:
«Самолёт летит, гудит. (Губы слегка вытянуты, на выдохе у-у-у, с движением рук вверх).
Воспитатель:
Дети, вставайте друг за другом, отправляемся в полет, (дети друг за другом бегут).
Пролетает самолёт, собираемся в полет
(смотрят на картинку самолёта)
Правое крыло отвел, посмотрел,
(отвели правую руку в сторону, посмотреть)
Левое крыло отвёл, посмотрел.
(отвели левую руку в сторону, посмотрели)
Я мотор завожу, поднимаюсь ввысь, лечу.
(руки согнуты в локтях перед грудью,
вращательные движения).
Воспитатель: И вот мы с вами на месте (макет озера).
Вы слышите, как шумят воды Байкала? закройте глаза, послушайте.
(Звучит шум воды).
Воспитатель: Соленая вода содержится в морях и океанах. Люди, животные и растения не могут, употребляют такую воду.
Воспитатель: Все люди, животные и растения употребляют пресную воду. Пресная вода находится– реках, ручьях, озерах, прудах.
Воспитатель: Байкал – самое большое природное хранилище пресной воды. Его запасов хватило бы напоить в 10 миллионов раз больше человек, чем живёт на Земле. То есть, озеро Байкал – это достояние всей России. И мы должны бережно относиться к нему.
Плещут волны, слышно, как они ударяются о камни, разбиваются на мелкие брызги и тихонько откатываются назад. Ярко светит солнышко, его теплые лучи ласкают наши лица, яркими бликами играют на воде.
Байкал озеро – священный дар природы. Я хочу рассказать вам о Байкале, чтобы вы могли гордиться, таким замечательным озером. Вода в озере настолько чиста, что можно разглядеть камушки на его дне и плавающих рыбок. Байкал – одно из древнейших озёр планеты. Часто Байкал в песнях и сказках называют «Батюшкой», и мы представляем себе озеро этаким старцем. И хотя его возраст 25 миллионов лет, он ещё молод. Со всех сторон озеро окружают горы и нагорья с многообразием растительности – тайгой. Тайгу населяют различные животные: медведи, волки, козы, соболь и так далее. И все эти животные утоляют жажду в Байкале или в ручьях, реках и речушках, впадающих в него».
Воспитатель: Послушайте «Легенду о Байкале и Ангаре».
В старые времена Байкал был весел и добр. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее её не было на земле. Шаловлива и капризна была красавица Ангара. Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Но, случилось так, что полюбила Ангара красавца Енисея и решила бежать она от отца своего к Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась буря. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил у неё скалу и бросил вслед убегающей дочери. Так и течёт Ангара из Байкала к своему Енисею, а камень, брошенный отцом вслед убегающей дочери, люди зовут Шаман-камнем».
Воспитатель: Да, так случилось, что всего одна река вытекает из Байкала, а впадает в него 336 рек.
Пока мы шли с вами к озеру, по пути я нашла записку.
Игровая ситуация «Загадка»
В снежном логове родится,
Простудиться не боится,
Подрастут, начнут нырять,
Шубки белые менять.
Догадайтесь сами,
Что за зверь с усами? (нерпа)
- На берегах Байкала около воды, и действительно на каменных берегах острова находятся лежбища нерпы. Уникальность этого животного, что оно может жить и в воде, и на суше. Взрослые нерпы питаются рыбой. Своих детенышей - бельков они кормят молоком. А как вы думаете, может ли нерпа прожить без воды?
- И тут вы правы, без воды, не может прожить наша нерпа.
-Но вот какая должна быть вода для обитания этих животных? Это мы можем узнать после проведения опытов.
У нас на Байкале даже есть мини – лаборатория и тут мы можем провести опыты.
Воспитатель: Это макет озера Байкал. Теперь закройте глаза и представьте, что мы оказались все в большой лодке. На этой лодке поплывем по озеру Байкалу.
Дети встают и с воспитателем подходят к макету и, на котором в хаотичном порядке разбросан бытовой мусор.
2. Ориентировочный этап
Воспитатель: «Кто же оставил этот мусор? Что нам делать? Как нужно поступать с отходами, которые остаются после отдыха на природе? Кому или чему могут навредить мусорные отходы?»
Дети: «Мусор оставили люди. Нельзя оставлять мусор на отдыхе. Его нужно собрать и отнести до ближайшего мусорного контейнера. Отходы вредят рыбам, животным, природе».
(Воспитатель с детьми собирают мусор в мешок)
Воспитатель: «Мы собрали весь мусор. Заберем его с собой в город и сдадим на утилизацию. Стала ли река чище из-за того, что мы убрали мусор?»
Дети: «Да!»
Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, если бы мы оставили мусор в озере, что могло бы случиться?»
Дети: «Погибли бы обитатели реки и озера. Погибли бы деревья, птицы. Озеро Байкал превратилось бы в грязный водоем с водой, непригодной для питья».
3. Исполнительский этап
Воспитатель: Можно ли мыть руки этой водой или пить эту воду из озера? Почему?»
Дети: Этой водой руки мыть можно, а пить нельзя. Воду нужно очистить».
Воспитатель: «Дети, я предлагаю причалить к берегу. Здесь находится станция по очистке воды. Мы с вами можем попробовать, как настоящие ученые, очисть воду».
Воспитатель предлагает детям подойти к столам, на которых стоят емкости с чистой соленой и пресной водой, емкость с грязной водой, фильтры для очистки воды, емкости с песком, лежат камни, пластиковые ложки.
Воспитатель: «Чтобы пить воду из рек и озер, что нужно сделать?»
Дети: «Очистить ее»
Воспитатель: «Перед нами емкость с грязной водой. Как можно ее очистить от песка, камней, грязи? С помощью чего?»
Дети: «С помощью фильтра»
Воспитатель: «Действительно, дома практически у каждого есть фильтр для очистки воды. Сегодня я принесла кувшин с фильтром для очистки воды. Нальем в него грязную воду и через некоторое время посмотрим, что произойдет».
Воспитатель или ребенок наливают 1 литр грязной воды в кувшин с фильтром для очистки воды и убирают его на время в сторону.
Воспитатель: «А если мы отдыхаем на природе, забыли взять с собой воду, но поблизости есть озеро, как очистить воду, чтобы использовать ее для питья?» (ответы детей)
Воспитатель: «Предлагаю нам самим смастерить фильтр для воды. Возьмите пластиковый стаканчик, сверху поставьте воронку. В воронку положите ватный диск. Налейте грязной воды до края воронки. Теперь немного подождем».
Дети и воспитатель наблюдают, как чистая вода постепенно просачивается сквозь ватный диск, а на нем остается грязь.
Воспитатель: «Дети, обратите внимание, что в кувшине с фильтром для очистки воды и в ваших устройствах происходит один и тот же процесс – очистка воды от грязи. В походных условиях мы можем ее использовать для питья. А для того, чтобы в наши дома поступала чистая вода, существуют очистные станции, где работники не только удаляют грязь, но и специальными средствами уничтожают вредные микробы, которые живут в воде».
Воспитатель: «На станции мы тоже не будем оставлять мусор, выльем воду, а пластиковую посуду соберем в мусорный мешок для дальнейшей утилизации»
Воспитатель и дети освобождают стаканы от воды, собирают ложки, ватные диски, стаканы в мешок.
Воспитатель: «Ребята, сегодня мы говорили о Байкале, о том, что нужно беречь природу, не оставлять мусор, чтобы обитатели озера не погибли.
И, напоследок, Батюшка – Байкал за ваши добрые дела решил угостить вас своей чистой, прозрачной и полезной водицей, чтобы вы росли здоровыми, умными, бережливыми.