наталья халтурина
Конспект занятия по лексической теме «Рыбы» в подготовительной группе с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы с ЗПР учителя-логопеда Халтуриной Н,Н.
Лексическая тема : «Рыбы».
Цель: обобщение и систематизация знаний и представлений детей о морских и речных рыб.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- расширять и активизировать словарь по теме «Рыбы»;
Публикация «Конспект занятия по лексической теме „Рыбы“ в подготовительной группе с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Темочки
-упражнять в подборе к существительному прилагательных, глаголов.
- упражнять детей в правильном употреблении предлогов «на», «под», «за»,
«около», «между», «перед в речи.
- закреплять умение чётко и правильно отвечать на поставленные вопросы
Коррекционно-развивающие:
- продолжать развивать артикуляционную моторику.
- продолжать развивать речевое дыхание.
-развивать умения подбирать слова – антонимы.
- развивать связную речь : составление предложений с опорой на схему.
-развитие умения изменять имена существительные по числам (ед. и мн. ч).
- развивать умения детей делить слова на слоги.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес.
- воспитывать чувства любви к природе, заботливое отношение к рыбам.
Оборудование: игрушка-рыбка, предметные картинки с изображением морских и речных рыб, макет камня, реки, водоросли, удочки, мяч.
Ход занятия:
I. Вводная часть:
Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята, сегодня к нам пришли гости. Поздороваемся.
И еще одна гостья хочет прийти к нам на занятие. А кто это, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Она плавает в реке,
В море, в океане,
Не рычит, не кричит, все молчит.
Вильнет хвостом туда – сюда
И нет ее, и нет следа.
(Рыбка.)
II. Основная часть:
Дети отгадывают, логопед достает рыбку и показывает детям.
Логопед: Поздороваемся с рыбкой коротким словом.
Дети: Привет.
Логопед: Ребята, сделаем с рыбкой дыхательную и артикуляционную гимнастику.
1. Покажем, как рыбка дышит в воде: вдох через нос, выдох через рот.
2. А теперь подышим так, как будто рыбка очутилась на берегу, без воды: вдох и выдох через рот.
3. Как у рыбки сложены губки? Губки вперед.
4. Как рыбка кушает червячков? Рот открыть – закрыть.
5. Показать зубы, как акула.
6. Как виляет своим хвостом? Язык вправо-влево.
7. Как рыбка отдыхает? Упражнение «Блинчик».
8. Как шлёпает своим хвостом по воде? Упражнение «Непослушный язычок».
Логопед: Рыбка привела своих друзей. Давайте посмотрим. (На доске вывешиваются картинки с изображением морских рыб).
Логопед: - Ваня, как называется эта рыба? (Это рыба камбала).
- Вера, как называется эта рыба? (Это рыба сельдь).
- Карина, как называется эта рыба? (Это рыба акула). И т. д.
Логопед: Эти рыбы, где живут?
Дети: В море.
Логопед: Как их называют?
Дети: Морские.
Логопед: Ой, ребята наша рыбка, куда-то спряталась. Решила в прятки поиграть. Пойдемте, поищем? Нашли! Где рыбка?
Дети : Рыбка на камне.
Игра с предлогами (под, между, за, около) «Спрячь рыбку?»
Логопед: Поиграем с рыбкой.
- Ваня, спрячь рыбку под камень. Где рыбка? (Рыбка под камнем).
- Саша, спрячь рыбку между камнем и водорослями. Где рыбка? (Рыбка между камнем и водорослями).
- Максим, спрячь рыбку за камень. Где рыбка? (Рыбка за камнем). И т. д
Логопед : Ребята, вы любите рыбачить?
Дети: Да.
Логопед: Тогда давайте ловить рыбу. Вот вам удочки. Игра «Рыболов». Ловим по одной рыбке, называем и выкладываем на стол.
- Стёпа, ты кого поймал? (Я поймал щуку).
- Стёпа, определи, сколько слогов в слове щука? (В слове щука два слога)
– Максим, ты кого поймал? (Я поймал сома).
- Максим, определи, сколько слогов в слове сом? (В слове сом один слог). И т. д.
Посмотрим ещё раз на рыбы, которых вы поймали.
Эти рыбы морские?
Дети: Нет.
Логопед: Как их называют?
Дети : Речные.
Логопед: Почему их называют речными?
Дети: Потому что живут в реке?
Логопед: Вот вы и познакомились ещё с друзьями нашей рыбки. Давайте посмотрим, что одинакового у всех рыб?
На доске вывешиваются картинки : морские и речные рыбы.
- Назовите части тело рыб? (Это голова, это хвост, это туловище, это плавники, это, это жабры, тело покрыто чешуёй).
Логопед: Для чего рыбам нужны хвост и плавники?
Дети : Чтобы рыбы могли плавать, передвигаться в воде.
Логопед: Для чего нужны жабры?
Дети : Чтобы рыбы могли дышать в воде.
Логопед: Обратите внимание на то, какой разной формы могут быть тело и голова рыбы, какие разные у рыб хвосты и плавники
- У сома большая голова. А у окуня?
Дети: У окуня маленькая голова.
Логопед: у ерша острые плавники. А у сома? Дети: у сома тупые плавники.
Логопед: Акула большая по размеру. А сельдь?
Дети: Сельдь маленькая.
Логопед: У щуки хвост длинный. А у леща?
Дети: У леща короткий хвост.
А ещё посмотрите, какой разной чешуёй покрыто тело рыб. У карася она крупная. А у щуки?
Дети: У щуки чешуя мелкая.
Логопед: Друзья нашей рыбки тоже приготовили для вас игру «Один – много» (с мячом).
Вы уже знаете, как каждый обитатель моря и рек называется отдельно. А знаете ли вы, как правильно их называть, если они плывут целой семьей, стаей?
Акула – акулы
Щука - Щуки
Ёрш-ерши и т. д.
Логопед: Ребята, наша рыбка хочет узнать у вас! А знаете ли вы, как появляются рыбы?
Дети: Да
Логопед: Так давайте, расскажем.
Игра «Что сначала, что потом» (по схеме дети рассказывают, как появляются рыбы).
Дети: рыба появляется из икринок, икринки – в мальков, а из мальков вырастает большая рыба.
III. Заключительная часть.
Подведение итогов.
Логопед: Молодцы, ребята. О ком сегодня на занятие говорили? (О рыбах).
Какие рыбы бывают (морские и речные). Что вам понравилось на занятии? Какие трудности испытывали?
Оценка деятельности детей.
- Вы все молодцы. Много успели сделать, хорошо занимались, отвечали, все старались. Гостья нашего занятия – рыбка, вами очень довольна, ей понравилось с вами играть. Но ей пора возвращаться к себе домой. Попрощаемся с рыбкой. До свидания.