Ольга Палий
Конспект занятия «Путешествие в страну эмоций»
Для детей старшего возраста.
Тема: «Путешествие в страну Эмоций»
Составитель :
воспитатель Палий О. В.
г. Ростов-на-Дону
Используемые технологии:
Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
Игровые технологии;
Здоровьесберегающие технологии;
Информационно-коммуникативные технологии
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в страну эмоций“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Название: Конспект НОД по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для детей старшего возраста «Путешествие в страну Эмоций»
Тема: «Путешествие в страну Эмоций».
Цель: Развитие эмоциональной сферы детей старшей группы (детей 5-6 лет)
Интегрированные образовательные области: социально-коммуникативное развитие, развитие речи, художественно- эстетическое развитие.
Задачи:
1. Образовательные:
- Закреплять знания детей об основных эмоциях : удивление, страх, злость, радость.
- Закреплять умение различать мимические особенности, характерные для эмоций
2. Воспитательные:
- Воспитывать интерес и внимание к собственным эмоциям и чувствам и эмоциям окружающих людей.
3. Развивающие:
- Продолжать развивать способность узнавать эмоции по их пиктограммам, сюжетным картинкам и отрывкам литературных произведений
- Продолжать развивать способность понимать собственное эмоциональное состояние
- Развивать мыслительные процессы обобщения и анализа
- расширять и активизировать словарь ( существительные: «эмоция», «мимика»; прилагательные: «удивлённый», «испуганный», «злой», «радостный»);
- развивать способность описывать картину;
-развивать навыки связного высказывания, свободного общения со взрослыми и детьми
Предварительная работа:
- Дидактические игры: «Путешествие в мир эмоций», «Театр настроения», «Эмоции», «Угадай, какая эмоция»
- Игры, беседы с детьми по дидактическим карточкам «Эмоции»
- Рассматривание пиктограмм, которые схематично отображают эмоции
- Чтение и заучивание пословиц о доброте, зле
- Прослушивание музыкальных произведений, вызывающих различные эмоции
- Рисунки, раскраски «Наши эмоции»
- Тематические занятия на тему «Эмоции»
- Знакомство детей с новой игрой «Пирог положительных эмоций»
- Чтение детских художественных произведений с последующей беседой о прочитанном:
«Эмоциональные сказки» Е. А. Алябьевой, русские народные сказки, детские стихотворения, выражающие разнообразные эмоции
Оборудование и материалы:
Волшебный сундучок с письмом из страны Эмоций, волшебными колпачками и картой путешествия по городам страны Эмоций.
Цветные иллюстрации, фотографии людей и собак с различными эмоциями
Картины с изображением разной погоды
Большие и маленькие пиктограммы эмоции злости, радости, грусти, удивления (смайлики)
Картинки сказочных героев, изображающие разные эмоции, разное настроение
Записи отрывков разных музыкальных произведений
Слайды на экране с изображением карты необычной страны Эмоций, жителей четырех городов этой страны : Удивлинки, Злинки, Грустинки, Веселинки и сюжетных картинок с изображениями радостных, грустных, злых, удивленных детей
Клей, листочки из цветной бумаги, заготовки смайликов, цветные карандаши, фломастеры
Мягкая радостная игрушка
Организация детей:
Используемые методы и приемы:
1. Приемы пространственной организации :
-круг знакомства;
- физкультминутки;
- мимическая и дыхательная гимнастика
2. Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности:
- создание ситуации занимательности (сюрпризные моменты)
- использование познавательных игр;
- релаксация;
- поощрение, похвала.
3. Методы организации учебно-познавательной деятельности:
- объяснение, беседа, рассказ, использование наглядных пособий, карточек, иллюстраций
Примерный ход совместной НОД :
Деятельность педагога Деятельность детей
Организационный момент Игра-упражнение “Передай улыбку по кругу”
Воспитатель:
-Доброе утро, ребята! У меня сегодня хорошее настроение, и я хочу передать своё настроение и улыбку вам! Давайте с вами познакомимся, а поможет нам в этом мой волшебный синий шар.
(Воспитатель передаёт шар рядом стоящему ребенку, улыбается ему, называем имя).
Дети передают мяч по кругу, улыбаются своему соседу, называют имя,приветствуют его, желают доброго утра.
Мотивация Стук!На экране появляется встревоженный Смайлик, приветствует ребят, передаёт им необычный сундучок и просит о помощи.
Воспитатель берё т в руки сундучок:
-Мне кажется, что он волшебный. Вам хочется узнать, что же там?
- Тогда давайте займём свои места и посмотрим в сундучок.
Воспитатель открывает сундучок, достаёт оттуда конверт с письмом, читает письмо:
«Дорогие дети! Пишут вам жители страны Эмоций. В нашей стране все эмоции перессорились друг с другом. Каждая эмоция считает, что она главная! Помогите, пожалуйста, нам разобраться, кто у нас самый главный! А чтобы вы смогли добраться до нас, мы посылаем вам волшебные колпачки».
Ответы детей
Дети стоят полукругом
Проблематизация Воспитатель:
- Ребята, что же нам делать?
Вы хотите помочь эмоциям? Хотите побывать в стране Эмоций?
Ответы детей, их предположения.
Целеполагание Воспитатель:
- Ну что же, если вы готовы помочь эмоциям и решить их проблему, давайте отправляться в путь! (Звучит музыка)
Закрывайте глазки. Надевайте волшебные колпачки. Путешествие начинается. Появляется карта путишествия.
Звучит музыка, на экране появляется изображение страны Эмоций (карта)
Ребята предлагают план своих действий.
Дети достают из сундучка волшебные колпачки, надевают на голову.
Дети оказываются в волшебной стране эмоций.
Планирование будущей деятельности Воспитатель:
- Ребята, посмотрите на карту волшебной страны Эмоций, на ней крупные города страны Эмоций. Вы готовы попутешествовать, побывать в этих городах? Готовы помочь их жителям?
- Дети обратите внимание на кару. Как по вашему мнению будет называться город который мы посетим?
Дети отвечают.
Дети фантазируют, выдвигают свои предложения.
.
Реализация плана
Рефлексия
Воспитатель:
- Вот мы с вами и попали в первый город. А как будут называть жителей этого города?
- Совершенно верно, молодцы.
- Как вы догадались, что здесь живут удивлённые люди? (обращает внимание детей на мимику)
На экране – изображение девочки Удивлинки в городе Удивление.
- А как зовут жительницу этого города? Верно: Удивлинка.
- Чему же так удивилась девочка Удивлинка? Ой, и она что-то выронила от удивления! Это же «кубик настроения»! Кажется, она тоже предлагает с ней поиграть!
- Правила игры такие: нужно бросить кубик и показать своей мимикой, жестами то настроение, какое выпало. А остальные дети угадывают, что вы изображаете.
- Что ж, с Удивлинкой поиграли. Нужна ли нам эмоция удивления? Когда она может нам пригодиться?Мы можем прожить без эмоции удивления? Покажите эту эмоцию у себя на лице!
- Молодцы! Но прежде чем отправиться в следующий город,давайте не много отдахнем.
Физкультминутка:
Быстро встали! Улыбнулись!
Выше, выше потянулись.
Быстро плечи распрямили,
Вверх подняли, опустили.
В лево, в право повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели- встали, сели- встали.
И на месте зашагали.
-Это то, что нам было нужно!
А теперь давайте обратимся к карте и посмотрим в как же город мы отправимся сейчас.
- Какие люди здесь живут?
- Как вы поняли, что эти люди грустные? (обращает внимание детей на мимику).
Звучит музыка, закрываем глаза, поворачиваемся на месте.
На экране – изображение смайлика грустинки.
- А вы уже догадались как называют жителей этого города.
- Представляете, ребята, все жители страны эмоций переругались между собой – каждая эмоция считает себя главной! Вот и Грустинка очень огорчилась, и предлагает поиграть нам в игру. Дело в том, что эмоции есть не только у людей, но и у музыки. Правила игры такие: я буду включать вам отрывок из музыкального произведения, а вы определите какое настроение оно у вас вызывает.
Отлично, вы прекрасно справились с этой игрой.
Нужна ли нам эмоция грусти? Когда она может нам пригодиться?Мы можем прожить без эмоции грусти? Покажите эту эмоцию у себя на лице!
Предлагаю вам отправиться отправиться в следующий город, но для этого обратим внимание на нашу карту.
Звучит музыка,закрываем глаза, поворачиваемся на месте, отправляемся в следующий город.
- Как вы думаете как называется этот город?
Правильно!
Город –Страх!
(появляется смайлик страха)
Как вы думаете, как называют жителей города Страх?
Злинка очень злится в своей стране, тоже считает себя главной. Адавайте с ней тоже поиграем? Присаживайтесь за желтый стол и рассмотрите изображение всех смайликов перед вами.
Вы уже знаете,что есть эмоции у людей и у музыки, но представьте себе, что настроение есть еще и у картин.
Правила игры такие, я показываю вам картину,а вы определите какие эмоции она у вас вызывает.
Вы большие молодцы, и отлично справились с правилами игры.
Что ж, со Злинкой поиграли. Нужна ли нам эмоция злости? Когда она может нам пригодиться? Мы можем прожить без эмоции злости? Покажите эту эмоцию у себя на лице!
А сейчас нам необходимо сделать зрительную гимнастику.
Зрительная гимнастика «Моргание»
Воспитатель просит детей принять устойчивую позу, быстро сжимать и разжимать веки (моргать). Упражнение выполняется 30- 60 сек. Затем необходимо расслабить глаза.
- Молодцы! Отправляемся в последний четвертый город.
Обратимся к нашей карте?
Какой же город буде следующий?
Правильно, город Радость!
(становимся в круг, закрываем глаза, звучит музыка)
Появляется смайлик радости.
А Радость нам приготовила очень веселую игру. Она предлагает нам танцевать. Но танец будет не простой, звучит музыка, но танцевать будет только та часть тела которая я назову.
Поехали…. Танцует только ноги, только губы, только руки, только голова. А теперь танцуют все части тела.
Я вами горжусь! Вы отлично справились.
Как вы думаете нам нужна эмоция радости? Изобразите ее на своем лице.
Друзья, как вы думаете нам удалось померить эмоции в их стране?
Так какая эмоция самая главная?
Нужны ли нам все эмоции?
А сейчас я предлагаю испечь пирог только с положительных эмоций и угостить наших гостей.
Упражнение «Пирог положительных эмоций» :
Взяли мы щепотку смеха,
И немножечко успеха,
Удивления на ложке,
Любопытства поварешку,
Много радости налили,
Тесто быстро замесили.
Испекли пирог мы в печке,
Остудили на крылечке.
А потом пирог делили
И гостей всех угостили.
Все ладошки подставляйте,
Угощенье получайте!
- Вкусный пирог получился?
А вы хотели бы поделиться своими эмоциями со своими друзьями или родными, может воспитателем?
Я предлагаю изготовить «цветок настроения».
Присаживайтесь за зеленый стол и приступим к работе.
- Вот такая радость у вас получилась! Вот так выглядит ваше хорошее настроение! Можете взять цветочки с собой и поделиться своим хорошим настроением со своими близкими, подарите им его!
Соберем в букет наши цветы?
А сейчас давайте станем в круг и вернемся в наш детский сад.
(звучит музыка. Дети поворачиваются вокруг себя)
-
-- Вот и подошло к концу наше приключение.
И все эмоции дают вам наставление:
Быть вам в добром настроении,
И ждать новых приключений!
Пора нам в группу возвращаться –
Осталось только попрощаться
Предположения, что здесь живут удивлённые люди; ответы детей.
Дети по очереди бросают кубик и показывают эмоцию. Остальные угадывают.
Предположения, ответы детей, мимические упражнения.
Дети повторяют элементы физкультминутки
Предположения, что это город страха и живут здесь испуганные люди.
Ответы детей.
Дети слушают отрывки из музыкальных произведений, отгадывают настроение, которое вызывает у них эта музыка и становятся рядом с соответствующей картинкой.
Предположения, ответы детей, мимические упражнения.
Предположения, ответы детей.
Дети выполняют задание (Предположения, ответы детей, мимические упражнения
Дети играют, выполняют движения, в том числе выполняют дыхательную гимнастику.
Дети выполняют гимнастику
Предположения, ответы детей.
Дети танцуют и веселятся
.
Предположения, ответы детей, мимические упражнения
Предположения, ответы детей.
Дети выполняют движения
по тексту.
«Угощают» гостей
Ответы детей. Дети предполагают, что все эмоции помирятся между собой.
Дети подходят к столам, на которых лежат заготовки смайликов, цветная бумага, карандаши, фломастеры, клей. Они рисуют радостный смайлик, приклеивают цветные лепестки к смайлику, составляют букет «Цветы радости».
.