Зимфира Нуфтиева
Конспект занятия по экологии «Водоем. Кто и как живет в водоеме»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Тузуклейская ООШ детский сад «Бережок»»
Конспект занятия по экологии на тему : «Водоем. Кто и как живет в водоеме»
Старший возраст
Нуфтиева Г. Г.
Воспитатель
с. Тузуклей 2016 год
Публикация «Конспект занятия по экологии „Водоем, Кто и как живет в водоеме“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2016
Программное содержание: ознакомить дошкольников с некоторыми обитателями водоемов (растительным и животным миром, его особенностями (среда обитания); сформировать представление о водном сообществе. Развивать навыки исследовательской деятельности. Учить детей бережно относиться к растительным сообществам; помочь детям увидеть, как прекрасна природа там, где есть вода; прививать детям культуру поведения у водоема.
Материалл: бинокль, компас, фотоаппараты, лупа, кепки (по количеству детей) обручи, игра «Собери картинку», плакаты с изображением участков водоема, игра «Правила поведения в природе»
Ход занятия.
- Сегодня у нас необычное занятие. Сегодня вы будите исследователями, а значит особенно внимательными. Все, что мы сегодня увидим на занятии, это и будут объекты нашего исследования. Каждый исследователь имеет особое снаряжение. Вашим сегодняшним снаряжением будут:
1) бинокль
2) фотоаппарат
3) кепки на голову
Итак, мы отправляемся в путь. Сегодня нам необходимо исследовать водоем, а именно, берег одной из речушек, протекающий по нашей местности. Мы должны будем доказать, что любая река живет своей жизнью и по своим законам.
(дети надевают снаряжение, под маршевую мелодию отправляются в путь).
ЗАРОСЛИ КАМЫША, СТОИТ ИВА БЕЛАЯ, ВДАЛИ УЧАСТОК ВОДОЕМА
-
-Вот и очутились мы с вами на берегу речки, где нас всегда встретят заросли ивы. Мы называем, ее Ива белая или ветла, что в переводе означает «близко вода». И уж конечно у каждой реки мы встречаем заросли тростника обыкновенного. Он всегда растет зарослями, потому что у него ползучее корневище. Он очень высокий (от 1 до 4 метров). А что это за красивое растение плавает на воде? Может быть кто то из вас знает как он называется (ответы детей).
-Это кувшинка белая. Очень редкое растение. Она занесена в красную книгу. Вы ребята всегда должны помнить, что водные растения рвать нельзя, так как они погибают сразу.
Не рвите водные цветы.
В воде растут волшебные цветы,
И нет вокруг нежнее красоты.
Вот лилия, как первый снег, бела,
На радость нам красиво расцвела.
А вот кувшинка желтая стоит И, головой кивая, говорит:
- Ребята, не пытайтесь нас срывать - Для всех мы будем землю украшать,
А без воды - завянем сей же час.
Не надо, люди, не губите нас!
- Как вы думаете, на что похожи листья кувшинок? (плавающий островок, блюдо, аэродром для стрекоз).
(слышаться звуки насекомых, жужжание комара)
- Ребята, а как вы думаете, кто это может быть? Вы узнаете об этом если отгадаете мою загадку.
На ромашку у ворот Опустился вертолет,
Золотистые глаза Кто же это?.
-3-
-Правильно, это стрекоза! Она добывает себе корм в воздухе, уничтожая различных насекомых.
А каких вы еще насекомых знаете. Послушайте еще одну загадку.
Кружится рядом, над ухом звенит Укусит - потом это место зудит.
Питается кровью зверей и людей.
Кто это, дети? Ответьте скорей.
-Правильно ребята. Это комар.
Ребята, представляете, что бы с нами было, если бы стрекозы не питались этими насекомыми. Их было бы очень много, и они бы нанесли природе большой вред. Но в природе всегда есть место равновесию - сколько насекомых появилось, столько должно исчезнуть.
- А вот и рыбье царство - гордость реки, пища для животных и людей. Чтобы в реке было много рыбы, надо реку охранять.
На берегу реки такая благодать!
Сюда скорей беги, купаться, загорать!
Но только разный сор в траве не оставляй,
Не зарывай в песок и в воду не бросай!
Не засоряй сейчас прекрасный водоем - И мы еще не раз, с тобой сюда придем!
- Ребята, а вы хотите посмотреть, какие красивые рыбы водятся в нашей реке?
Для этого нам надо спуститься на дно реки.
(звучит мелодия плеск воды)
-4-
-Слушаем команду погружения. (дети берутся за руки, руки вниз, а когда будет слышаться музыка погружения, руки плавно поднимают вверх, выполняя плавные движения руками)
Голос диктора: - Внимание! Глубина погружения - 10 метров.
У нас запас воздуха на 5 минут.
Погружение начинается!
- Посмотрите, что это за рыбы, кто знает, как они называются?
Щука опасный хищник, об этом можно догадаться по ее острым зубам. Но щука - это и ценная промысловая рыба, если в водоёме нет щуки или мало, то резко возрастает численность разной мелочи, а ещё щука истребляет больную рыбу, являясь, таким образом, подводным санитаром.
- А, что это за бревно лежит под корягой?
Спина тёмная, брюхо - светлое.
Вместо чешуи - кожа покрыта слизью,
А над верхней челюстью усы. (сом)
- Его усы напоминают червяка. Маленькие рыбы подплывают к нему, и он их ловит. Он так же, как щука питается падалью, поэтому сом тоже считается санитаром реки.
Голос диктора: - Внимание!
Воздух в баллонах заканчивается Пора всплывать Пора всплывать.
(всплывают так же, как погружались, те же движения)
В реке много разных рыб, давайте еще раз перечислим их.
Игра «Собери картинку»
-Ребята, понравилось вам в рыбьем царстве? Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить это рыбье царство? (не засорять реку, не бросать мусор, не мыть в реке машины, не срывать кувшинки, не ловить маленьких мальков и головастиков, не мучить лягушек)
-5-
-Лягушки приносят большую пользу в природе: поедают комаров, очищают воду, а еще лягушки украшают реку своим пением - кваканьем. Давайте попробуем спеть песню, как лягушки (дети квакают на разные голоса и прыгают по лягушачьи)
Игра «Лягушки в кадушке»
На старой кадушке, плясали лягушки,
Зеленые ушки, глаза на макушке.
Я к ним подошла, они в воду бултых!
И нечего больше сказать мне про них.
-Но есть и такие животные, которые питаются лягушками. Из рыб это сом, судак, щука. Любят лягушек и пушные звери - норка, выдра. Особенно любят их птицы - чайки, вороны, совы и цапли.
- Итак, я думаю, что сегодня мы узнали так много нового и интересного, что сразу осмыслить все очень сложно. Но и это мы попытаемся с вами сделать, ведь мы сегодня - ученые - исследователи.
- После каждого путешествия ученые - исследователи делают отчет о своей работе, такой отчет мы сейчас с вами и сделаем.
(дети подходят к планшету с изображением реки)
- Здесь, представлено место, где мы с вами побывали и увидели животных, которые живут сообща, вместе, как бы в одном сообществе.
- Давайте с вами вспомним их и разместим на этом планшете.
- Итак, мы не должны забывать о том, что все живое живет сообща в одном сообществе и, что жизнь одного животного или растения зависит от другого.
-6-