Иванова Татьяна Валентиновна
Конспект занятия №1 по речевому развитию детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие №1
Тема: «Одежда - две сестренки»
Образовательные задачи:
1. Продолжать учить детей самостоятельно употреблять в речи простые, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения в соответствии с содержанием своего высказывания;
2. Закреплять умение дифференцировать слова по наличию в них звуков ш – с, совершенствовать правильное произношение звуков родного языка (с; ш);
3. Учить детей определять и воспроизводить с помощью взрослого логику описательного рассказа: находить существенные признаки предметов;
Публикация «Конспект занятия №1 по речевому развитию детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
1. Развивать умение в описательных рассказах о предметах и объектах точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов;
2. Развивать и обогащать словарь за счет слов, обозначающих названия предметов одежды и их частей;
3. Развивать внимание, наблюдательность, умение различать признаки предметов (цвет, длина и т. д.);
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать культуру общения.
Словарная работа: одежда, головные уборы, платок, колпак, рубашка, сарафан, комбинезон, рукава, манжеты, воротник, помпон, подол, фартук, юбка, кофта, платье, безрукавка, пальто, куртка, шляпа, костюм и т. д.
Материал: коробка-посылка;
дидактическая игра «Угадай по описанию»;
дидактическая игра «Две сестренки»;
дидактическая игра «Кто быстрее соберет вещи»; конверт, лист бумаги, ручками. *
Предварительная работа: занятия по ознакомлению с окружающим, тема:
«Одежда» (Алешина Н. В., с. 44; Данилина Г. Н., с. 65.)- беседа, рассматривание иллюстраций и образцов одежды, художественное слово, загадки, задание: Разложи картинки»;
рисование и опликация на тему «Одежда» (Кукла в красивом платье, украсим рукавчики, девочка в нарядном платье); дидактические игры: «Назови одним словом»; «Продолжи цепочку».
Индивидуальная работа: дифференциация вопросов по уровню развития речи у детей :
(В) высокий уровень развития речи,
(Н) низкий уровень развития речи.
Методы и приемы:
Наглядные методы и приемы:
Рассматривание иллюстраций; показ движения (физкультминутка).
Словесные методы и приемы:
Рассказ педагога, беседа, словесный показ образца составления описательного рассказа, вопросы, объяснение, напоминание, совет, педагогическая оценка, поощрение, помощь, наводящие вопросы.
Практические методы и приемы:
Упражнение в составлении описательного рассказа, простых и сложных предложений, звуковом анализе и звукопроизношении.
Игровые методы и приемы:
Сюрпризный момент, игровая ситуация сюжет; дидактические игры: «Угадай по описанию», «Две сестренки», «Кто быстрее соберет вещи».
Ход занятия :
В - Ребята, кто-то стучит в дверь. Надо открыть.
(открывает дверь, получает посылку). Это был почтальон. Посмотрите, что он нам принес. Какая большая и красивая посылка.
Хотите посмотреть, что внутри7
Д - Да.
В - (Разворачивает посылку, достает альбом) Как интересно. Посмотрим, какие картинки есть в альбоме?
Д – Да.
В – Тогда садитесь на стулья, (открывает первую страницу, где нарисованы две девочки, оттуда выпадает письмо). Что это?
Д – Письмо.
В – Прочитаем Письмо?
Д – Да.
В – (Читает) «Здравствуйте, Ребята! Нас зовут Шура и Соня. Мы тоже ходим в детский сад. Нашу фотографию вы увидите в альбоме (показывает картинку). Недавно мы узнали, что в вашем детском саду все дети очень любят играть и решили вам прислать наш любимый альбом с картинками. В нем есть очень интересные загадки. Откройте следующую страницу и увидите». (Открывает следующую страницу).
Дидактическая игра «Угадай по описанию»
В – Перед вами шесть снеговиков. На первый взгляд они как будто одинаковы. Но если их внимательно рассмотреть, то можно заметить различия. Посмотрите на лица снеговиков.
Они одинаковые или разные? (Н)
Д – Одинаковые.
В – Почему? (В)
Д – Потому что у всех черные глаза и одинаковый нос - морковка.
В – Что у снеговиков на головах? Какие головные уборы?
Д – У одних снеговиков ведра, у других кастрюли.
В – Головные уборы одинаковые по цвету или разные? (Н)
Д – Головные уборы разные по цвету. Синие и голубые.
В – Что у снеговиков в руках? (Н)
Д – Метлы, лопатки, еловая веточка.
В – Какое количество пуговиц? (Н)
Д - Две или три.
В – Будьте внимательны. Не перепутайте снеговиков, когда я буду рассказывать об одном из них. Угадайте, о котором снеговике я расскажу (называет признак, общий для всех снеговиков - оранжевый нос; признак имеющийся только у трех снеговиков - синее ведро; признак только двух снеговиков - палка красного цвета; последний отличительный признак - две пуговицы) Угадали? (В)
Д – (показывают снеговика).
В – Вы тоже можете загадать такую загадку. В альбоме есть еще интересные картинки (открывает следующую страницу). Кто хочет загадать и описать матрешку? (выбирает одного ребенка – Егор Ж) Закройте глаза, мы с Егором выберем одну матрешку (советует матрешку) Егор, не показывай детям матрешку, которую выбрал, а только рассказывай о ней, опиши ее.
В – Назови, чем похожа эта матрешка на всех других? Что на ней надето самое главное (В)
Р – Эта матрешка одета в сарафан.
В – У трех матрешек красный платок, а у одной зеленый. Какой платок на голове у твоей матрешки? Скажи, пожалуйста, полной фразой. (В)
Р – У нее на голове красный платок.
В – Значит, на матрешку в зеленом платке мы уже не смотрим. Две матрешки одеты в синие сарафаны, а две в красный и желтый сарафан. В какой сарафан одета твоя матрешка. Отвечать надо полной фразой, чтоб ребятам было понятно. (В)
Р – Моя матрешка одета в синий сарафан.
В – Чем отличаются матрешки в синих сарафанах? Посмотри на подол у сарафанов. (В)
Р – Подол сарафана украшен двумя полосками.
В – Теперь повтори свой рассказ полностью, самостоятельно.
Р – (повторяет)
В – Ребята, вы угадали, о какой матрешке рассказывал Егор?
Д – (показывают матрешку)
Другой ребенок (Вика Ж) также описывает клоуна
В – Вот мы и угадали загадки. Помогли нам в этом Вика и Егор. Они правильно описали картинки, и мы сразу догадались, кого они загадывали. А сейчас нам надо отдохнуть. Мы превратимся в клоунов и матрешек как на картинках. Вставайте в круг.
Физкультминутка:
Вышел клоун на арену,
Поклонился всем со сцены
Вправо, влево и вперед…
Поклонился всем как мог (поклоны).
Мы веселые матрешки – (руки согнуты в локтях)
Ладушки, ладушки (хлопают)
На ногах у нас сапожки (танцуют - пятка, носок)
Ладушки, ладушки (хлопают)
В сарафанах наших пестрых (кружатся)
Ладушки, ладушки,
Мы похожи словно сестры,
Ладушки, ладушки.
В – Молодцы ребята, все задания выполнили. Теперь пришло время познакомиться с этими двумя сестренками: Соней и Шурой. Это Шура. Она темноволосая. А это Соня. У нее светлые волосы. Я научу рассказывать о сестренках, а вы будете помогать – описывать одежду девочек, сравнивать ее. Рассказывать будете по очереди, на кого я покажу (по ходу рассказа воспитатель помогает детям, задает наводящие вопросы: о цвете, длине, деталях одежды).
Дидактическая игра «Две сестренки»
В – Каждое утро Соня и Шура делали зарядку. Они надевали (открывает первую страницу альбома и предлагает одному из детей продолжить рассказ – Света И) (В)
Р – Трусики и майки. У Шуры майка голубая, а у Сони синяя. У Шуры трусики синего цвета, а у Сони голубые.
В – После зарядки сестренки умывались и надевали… (открывает следующую страницу, продолжает другой ребенок – Алена Ж.) (В)
Р – Платья. У Шуры платье красное с розовым воротником, а у Сони розовое с красным воротником. У Шуры платье с короткими рукавами, а у Сони платье без рукавов, с пуговицами.
В – После завтрака Шура и Соня собирались на прогулку. Что они одели? (продолжает Рома Ж.)
Р – Шура надела юбку с кофтой, а Соня сарафан с кофтой. Кофта у Шуры зеленая, с длинными рукавами с монжетами, а у Сони – коричневая, тоже с длинными рукавами, но без манжет. Шурина кофта с воротником, а Сонина – без воротника, но с бантиком.
В – Посмотрела мама, как оделись ее дочки на прогулку, и велела одеться потеплее (продолжает Саша К.) (В)
Р – Шура надела серую безрукавку, а Соня желтый свитер. На безрукавке и на свитере черный узор.
В – Долго гуляли девочки, а потом пошли домой. У них много дел. Завтра наши девочки поедут в гости к бабушке. Мама попросила их собирать свои вещи вот в эти чемоданы (достает из посылки, но девочки забыли, куда какие вещи класть. Поможем им собрать вещи, правильные ответы запишем в письме, по почте.
(раскладывает картинки на ковре)
Дидактическая игра «Кто быстрее соберет вещи (Игра проходит в движении).
В – На какой звук начинается звук имя Шура (Соня? (Н)
Д – Ш (С)
В – На этом чемодане написана буква Ш (С, она обозначает звук Ш (С); чей это чемодан? (Н)
Угадайте!
Д – Шурин (Сонин)
В – Теперь нам понятно, куда какие вещи класть. В этот чемодан (показывает) мы положим все вещи, в названии которых есть звук Ш, а в этот – вещи со звуком С. Разделимся на две команды. Девочки соберут вещи для Шуры, а мальчики для Сони. Какая команда быстрее соберет вещи? А я запишу, какие вещи надо взять Шуре, а какие Соне. Один, два, три, начали! (проверяет правильное выполнение задания).
В – Вот мы и помогли сестренкам. Я все записала. Положим письмо в конверт (кладет, а вечером я отпущу его в почтовый ящик. Вам понравилось девочки-сестренки? (Н) Чему они нас научили? (В) В следующий раз мы получим ответное письмо от Шуры и Сони, или даже целую посылку.