Гончарова Валентина
Конспект НОД для детей младшего возраста «В мире звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «В мире звуков».
Цель: учить слушать и различать звуки дома, города, природы, речи.
Программное содержание: развивать фонематический слух, учить внятно и четко с естественной интонацией отвечать на вопросы, воспитывать культуру речевого общения.
Развивать мелкую моторику, используя пальчиковую гимнастику, пробуждать интерес к произведениям разных авторов.
Материал к занятию: магнитофон с звукозаписью звуков природы, города, музыки, ширма, гномик, предметные картинки с изображением жука, пилы, будильника, шапочки зверей для проведения физ. минутки.
Темочки:
Ход занятия.
Вводная часть.
1. Пальчиковая гимнастика «Моя семья». Дети проговаривают и зажимают пальцы.
«Этот пальчик-дедушка,
Этот пальчик-бабушка,
Этот пальчик-тетушка,
Этот пальчик-дядюшка,
Этот пальчик-мамочка,
Этот пальчик-папочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья».
Воспитатель обращается с просьбой перечислить их членов семьи, кого дети считают грамотными, считают ли грамотными себя. Подвести детей к пониманию того, что грамотный человек может и писать, и читать, и считать. У детей все впереди. Занятия по обучению грамоте помогут быстрее овладеть грамотой и всему научиться, только нужно быть очень внимательными и старательными.
2. Чтение стихотворения Бахдуренко «Уши и язык».
Вопросы по тексту: 1. Какой вопрос задали дедушке?
2. Правильно ли он ответил?
3. А зачем вам нужно знать язык?
3. Д. и. «Для чего это?» Учить употреблять глаголы.
(Уши для того, чтобы слушать ит. д.)
4. Логическое задание «Закончить портрет». Дети дорисовывают уши, глаза, рот – объясняют для чего они это делают.
Основная часть.
1. Воспитатель предлагает отгадать, что находиться в волшебном сундучке.
Нет ушей, а слышит,
Нет рук, а пишет. (магнитофон)
2. Д. и. «Знакомые звуки». Учить узнавать звуки, отвечать полными предложениями. Детям предлагаются фрагменты звукозаписи. Звуки природы : стук капели, раскаты грома, плеск воды; звуков города : автомобильные гудки, визг тормозов; звучание музыки инструментов: звон колокольчика, стук барабана.
3. Заучивание фрагмента стихотворения И. Лопухиной «Песенка про звуки и буквы».
Много звуков есть на свете;
Шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи
Мы их точно знать должны.
4. Физ. минутка. Разыгрывание сценки-звукоподражания.
-кошка мурлычет ласкаясь к хозяйке,
-котенок просит молока,
-собака лает на чужого,
-обиженный щенок скулит,
-кабанчик хрюкает и визжит,
-корова мычит, зовет хозяйку,
-индюк болбачет,
-петух кричит.
«Минута тишины». Дети принимают удобную позу, закрыв глаза, слушают звуки вокруг – учатся расслабляться, анализировать.
5. Игра – путешествие в Угадайку. По дорожке из маленьких следов дети перемещаются в другую часть группы, располагаются на коврике перед ширмой кукольного театра. Появляется гномик Угадайка, который дает задание детям: «Назвать звуки – помощники».
(см. Н. В. Новаторцева «Развитие речи детей» стр. 150).
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
Вопросы к детям: 1. Какой звук часто повторяется?
2. Он помог нам назвать того, о ком эта загадка. Это жук.
Аналогичная работа с загадками о пиле (звук з, будильнике (р).
Анализ занятия.
Гномик Угадайка предлагает детям вспомнить, какие звуки они могут назвать.