Зимфира Загировна
Конспект занятия «Культура и быт башкирского народа»
Интеграция: познание, коммуникативная,
Цель: Продолжать знакомить детей с предметами быта, одеждой и музыкой башкирского народа.
Задачи: образовательные – продолжать расширять и уточнять представления детей о своей республике, о народе, его быте, культуре; познакомить с новыми названиями предметов; формировать умение составлять композиции из элементов башкирского орнамента.
Развивающие – развивать творчество, эстетическое восприятие, самостоятельность.
Воспитывающие – воспитывать аккуратность, желание рассказывать о своей работе.
Публикация «Конспект занятия „Культура и быт башкирского народа“» размещена в разделах
Материал и оборудование: макет юрты, иллюстрации…., кукла – джигит в башкирском костюме; музыкальный инструмент – кубыз, курай; предметы быта – пиала, медовница; вырезанные силуэты предметов: комзол, юрта, пиала, сапожок, фартук, медовница; вырезанные с детьми треугольники, квадраты, ромбы, полоски и другие элементы башкирского орнамента; клей, салфетка.
Виды деятельности: рассказ воспитателя, художественное слово, вопросы к детям, рассматривание иллюстраций,игровая, индивидуальная помощь, запись башкирских мелодий.
Ожидаемые результаты: умеет формулировать ответы на вопросы педагога, владеет диалогической формой речи; эмоционально реагирует на музыкальные произведения.
Ход занятия
Дети удобно располагаются на ковре. Воспитатель предлагает послушать запись мелодии.
- На каком музыкальном инструменте исполнялась эта мелодия? (ответы детей).
- Правильно, на кубызе. Показываю детям кубыз (рассматривание музыкального инструмента).
Затем предлагаю рассмотреть макет юрты.
- Как называется жилье башкир? (юрта).
- Для чего нужна юрта? (жить в нем)
- Из чего делали юрту? (из войлока….)
- Чем удобна юрта для башкир? (переносное жилище….)
- Чем украшали башкиры свои юрты? (разными узорами)
- Какие элементы использовали в узорах? (полоски, ромбы, треугольники, квадраты, завитки).
- Расскажите, пожалуйста что находиться внутри юрты? (посуда, одежда, ковры и т. д).
- Правильно, были посуда, одежда, ковры, сундук с разными вещами.
- Башкиры – очень гостеприимный народ, они любят угощать своих гостей кумысом, чай с медом.
- На этой иллюстрации вы видите посуду. Это чаша – для кумыса называется пиала, это ковш – для кумыса называется ижоу, а это медовница – для меда.
Появляется джигит – кукла в башкирском национальном костюме. Дети придумывают ему имя, рассматривают его, описывают одежду.
Салават одет в красивую рубашку, брюки черные, бархатный зеленый камзол, красные сапожки. На голове у него шапка.
Воспитатель хвалит детей за активное участие и обращает внимание детей на лежащие на столах вырезанные из бумаги предметы башкирской одежды и посуды : камзол, платок, фартук, пиала, ковшик, медовница, ложка для меда, юрта, сапоги. Предлагаю выбрать понравившийся предмет, обращаю внимание на образцы на стенде, отмечаю их красоту, расположение узора, симметричность.
Предлагаю украсить выбранный силуэт предмета элементами башкирского орнамента соответственно его форме и назначению. Напоминаю последовательность выполнения, оказываю индивидуальную помощь. Во время самостоятельной работы детей звучит спокойная башкирская мелодия.
По окончании работы дети рассказывают джигиту Салавату, что и какими элементами они украсили, рассматривают и оценивают свои работы и работы сверстников, выбираем наиболее интересные узоры.
Игра «Юрта».
Игра «Липкие пеньки».
Рефлексия:
• Что интересного вы узнали?
• Какие игры играли?
Обычаи и обряды башкирского народа
Цель:
Образовательные: Расширить представления воспитанников об обычаях и обрядах башкирского народа, культуре Башкортостана.
Развивающие: Развивать познавательную активность детей,
диалогическую речь, активный и пассивный словарь. Развивать художественный вкус, чувство ритма, творческие способности детей.
Воспитательные цели: Формировать уважительное отношение к истории башкирского народа, воспитывать патриотические чувства у детей.
Оборудование:
1. Раздаточный материал (карточки).
2. Аудиозапись.
3. Научно-методическое пособие «Обряды и обычаи башкирского народа».
4. Видеофильм.
5. Экспонаты выставки: национальные вышивки, «Национальные сувениры фабрики «Агидель».
6. Образцы деревянной посуды с национальными башкирскими узорами.
7. Аудиозапись национальной музыки.
Игровой материал (платки, колечко, мелкие игрушки).
Включается башкирская национальная музыка.
Ведущий - Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с разнообразными обрядами и обычаями башкирского народа. Вы уже знаете, я думаю многие народные сказки, песни, легенды наших народов. И сегодня мы с вами подробнее познакомимся с Башкирским устным народным творчеством.
Ведущий - А что такое Устное народное творчество?
Ребенок 1 - Сказки, легенды.
Ребенок 2 - Песни, байты.
Ребенок 3 - Загадки, пословицы, поговорки.
Ведущий - Возникли они в глубокой древности. С годами имена авторов забывались, а то, что ими создано, продолжало жить в памяти народа.
• И мы с вами знаем народные приметы.
• Какие вы знаете народные приметы?
Ребенок 1 - Бесснежная зима - неурожайное лето (поля покрыты снегом, посевы вымерзнут).
Ребенок 2 - Если в начале октября выпадает снег, он будет лежать сорок дней.
Ребенок 3 - Если кот умываясь, гладит лапой за ухом - быть дождю.
Ребенок 4 - Если 1 сентября будет тепло, вся осень будет теплой.
• Если лошадь начнет землю копытами бить, дождь будет.
• Если дрова в печке горят со свистом, жди мороза.
• Если шум в ушах - к перемене погоды.
• Если журавли прилетают по одному, лето будет погожим.
Ведущий - А теперь ребята, поговорим о пословицах, поговорках,
созданных башкирским народом.
Ведущий - Кто знает пословицу о дружбе?
Ребенок 1 - В единстве - благополучие, в разобщенности - гибель.
Ребенок 2 - Люди сплотятся - озеро перенесут.
Ведущий - Кто знает пословицу об учении?
Ребёнок – Будешь много читать, будешь много знать.
Ведущий - о труде?
Ребенок - Человек познается в труде.
Ведущий - о здоровье?
Ребенок 1 - Любящий чистоту здоровым будет.
Ребенок 2 - В здоровом теле здоровый дух.
Ведущий - Какие пословицы знаете?
• Без знания - нет дела.
• Защита своей страны - слава, захват чужой земли - позор.
• Делая людям зло - ты делаешь зло себе.
• Доброе дело сверши и в море брось - оно все равно тебе вернется. Ведущий - А теперь догадайтесь, какие слова надо вставить в эти
поговорки.
Хороша. (шуба новая) – а друг старый.
2. Без труда – … (не выловишь рыбку из пруда).
3. (Добро). не забывай, а зла в душе не держи.
Ведущий - Башкирским народом было создано много загадок. Теперь мы с вами попробуем загадать.
1. Башы тарак, койрого урак (т с).
2. Йылыта, кейендер, кешел рзе й ндер (арык).
Ведущий - Мы на прошлом творческом вечере поговорили о легендах, посвященных нашему родному краю.
• Какую легенду вы помните?
Ребенок 1- 0 Каповой пещере.
Ребенок 2- 0 горе Ямантау.
Ребенок 3 - Об озере Шульган.
Ведущий - Сегодня мы познакомимся с новой легендой, рассказывающей о гостеприимстве башкирского народа.
Включается башкирская мелодия.
Старшеклассник рассказывает легенду о гостеприимстве.
Ведущий - С тех пор, приглашение в гости стало народным обычаем. Пришел гость - значит пришел в дом праздник. С тех самых времен укоренилось у башкир душевное гостеприимство.
К нам сегодня пришли гости - значит сегодня у нас праздник.
Ведущий - В старину долгими и зимними вечерами, когда заканчивали основные полевые работы, молодежь собирались на посиделки.
Вечер проходил в беседах, песнях, играх. Часто девушки приносили на посиделки вязание, занимались рукоделием, делали подарки, вышивали.
Ведущий - Вышивка - один из видов декоративного искусства. Башкирские женщины издавна были искусными вышивальщицами. Они умело превращали ткани (простые и дорогие) в подлинные произведения искусства.
В 18-20 веках вышивка популярна всюду: в семьях богатых, ремесленников и конечно же, в крестьянских избах.
Рассказы детей:
Ребенок 1 - Вышивкой занимались девушки в каждой крестьянской семье. В башкирских деревнях и селах девочку с пятилетнего возраста начинали обучать женскому ремеслу: прясть, ткать, вышивать.
Ребенок 2-К13-15 годам она должна была своими руками приготовить приданное к свадьбе (куда входило большое количество рубах, передников, полотенец, скатертей). Крестьяне бережно хранили традиции вышивки.
Ведущий - Посмотрите, что я сегодня принесла (показ скатерти и полотенец).
Эти вещи для меня очень дороги. Я храню ее как память о бабушке, прабабушке, реликвию.
Экспонаты изготовлены в очень давние времена: они украшали жилище моей прабабушки.
Мы представляем, как неутомимо трудились, тщательно выводя каждый узор женшины-мастерицы.
Рассматривая эти предметы, мы погружаемся в мир светлых, чистых, духовных идеалов народа. Каждая вещь становится поводом для путешествия по страницам истории.
Рассказ, демонстрация образцов экспонатов.
Ведущий - А сейчас посмотрим видеозапись
Вопросы: 1. Какие цвета ты заметил?
2. Назови какие орнаменты на одежде?
3. Назвать элементы костюма.
4. Отличия в башкирских костюмах.
5. Обобщи ответы.
Ответы детей. Просмотр видеофрагмента «Изделия производственного объединения Агидель».
Ответы детей.
ч
Ведущий - Эти экспонаты были созданы в наши дни народными умельцами, художниками, специалистами, мастерами, которые работают в производственном объединении «Агидель» в городе Уфа. Производят предметы башкирского быта, сувениры, подарки, предметы национальных костюмов, национальные костюмы.
Показ платочка и сувениров.
Ведущий - К сегодняшнему занятию мы подготовили небольшую выставку изделий, сделанных в объединении «Агидель».
Рассмотрим эти экспонаты.
Дети рассматривают изделия.
Включается башкирская мелодия.
Драматизация игры -
1. Подвижная игра «Юрта».
2. «У кого кольцо?»
а) Ребёнок — игра на гармошке;
б) Девочка — башкирский танец;
в) Ребёнок - песня, стихотворение.
Ведуший - К устному народному творчеству относится еще баит. Баит - это песня-сказ. Баит - забытый вид народного творчества. Мы сегодня сможем услышать бант в исполнении нашей гостьи. К нам на праздник пришла гостья, она расскажет кратко о содержании баита.
Исполнение,
Ребенок - Мы живем дружной семьей. Часто во время досуга занимаемся вместе рукоделием, рисуем, вышиваем, лепим, плетем.
Мы подготовили выставку наших работ. И хотим на память подарить вам эти поделки.
Ведущий - Посиделки, как правило, заканчивались дружным чаепитием. Хозяйка дома угощала гостей национальными блюдами.
Вопрос. Какие национальные блюда вы знаете?
Поможет вам отгадать вот этот рисунок. (Демонстрация рисунка).
Ведущий - Молодцы! Ребята все были активными, умелыми, успешными. Я хочу вас поблагодарить и вручить вам сувениры.
А теперь завершим посиделки чаепитием. Включается плясовая башкирская мелодия.