Светлана Плохоцкая
Конспект НОД с презентацией по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Быт Древней Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила воспитатель МБ ДОУ д/с № 14 Плохоцкая С. В.
Программные задачи:
Образовательные: формирование первоначальных патриотических чувств. Запомнить новые слова и понятия.
Развивающие: развивать внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Заинтересовать детей происхождением своего собственного имени.
Воспитательные : воспитывать интерес к истории семейных традиций.
Публикация «Конспект НОД с презентацией по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе „Быт Древней Руси“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме НОД.
Рассматривание предметов старины.
Материалы и оборудование: иллюстрации по теме НОД, презентация «Быт в Древней Руси» ,кукла в русском народном костюме, кроватка для куклы, русский народный костюм детский, музыкальное сопровождение, коробочка для сюрприза, яблоко.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель : Ребята, давайте все дружно возьмемся за руки встанем в круг.
(Воспитатель задает вопрос). Ребята в какой стране мы живем? Как она называется? ( ответы детей: в России.)
Воспитатель : Правильно мы живем в России. Наша страна очень большая.
А вы знаете как называлась наша земля много-много лет назад? А я вам сейчас расскажу.
Воспитатель : Наша земля много-много лет назад называлась Русь. И мы с вами совершим маленькое путешествие в прошлое к нашим предкам.
Раздается плач ребенка. (Запись фонограммы)
Воспитатель : Ребята, кто-то плачет! Давайте посмотрим, плачь доносится из спальни. (Воспитатель берет несколько детей,заходит в спальню и выносят кроватку с малышом.)
(Воспитатель берет куклу в руки).Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет. Это кукла-малыш, она совсем маленькая, поэтому и плачет. Она хочет с вами познакомиться.
С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Вот этому ребеночку родители дали старинное русское имя Любава. Пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Любавушкой. Мы растем и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?
Предлагаю поиграть в игру «Назови имя». Ребята вставайте в круг, мы с Любавушкой будем ходить по кругу, к кому подойдем, тот ребенок называет свое имя ласково, а все дети называют его имя взрослое. Ответы детей. (Оля-Ольга, Гена-Геннадий и т. д.)
Молодцы. Вот мы и познакомились с Любавушкой и назвали ей свои имена. А вы знаете, что обозначает имя Любава?
Любава- Это имя обозначает –красавица.
Воспитатель : Любавушка приглашает нас в свой дом.
ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ : СЛАЙД 1: Изба.
Воспитатель : Ребята, посмотрите какой дом у Любавы.
Называется этот дом «Изба».
Как он выглядит и из чего сделан?
Ответы детей: дом сделан из дерева.
Воспитатель : На первый взгляд изба - самая обыкновенная постройка. Крестьянин, строя свое жилище, старался сделать его прочным, теплым, удобным для жизни. Однако в устройстве избы нельзя не увидеть свойственную русскому народу потребность в красоте.
Избы были очень красивыми. Как и дом Любавушки.
Дети, посмотрите, в доме Любавы есть интересные вещи, что же это?
СЛАЙД 2:Прялка.
Воспитатель :
В низенькой светелке
Огонек горит,
Молодая пряха
Под окном сидит.
Молода, красива,
Карие глаза,
По плечам развита
Русая коса.
Русая головка,
Думы без конца.
Ты о чем мечтаешь,
Девица-краса?
Прялка — предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.
Воспитатель : Давайте назовем вместе –прялка. Для чего нужна прялка.
Ответы детей: чтобы прясть нити.
Воспитатель : Мы с вами немного поработали, а теперь давайте отдохнем.
Пальчиковая гимнастика:
Пряли-пряли вечерком (ладошки трутся друг об друга)
Ниточки тянули (гладим пальчики)
Маме будет сарафан (сжимать-разжимать кулачки)
Бабушкам платочки. («змейка» пальчиками)
Дедушка — в жилете, (ручки в «замок»)
Братишка — в берете, («змейка» пальчиками)
Ну а я– в кафтане. (дети показывают на себя)
Воспитатель : Я вам загадаю загадки,а вы отгадаете,что за предметы есть в избе.
Загадки :
1)Есть у бабушки-старушки
Очень маленький секрет:
Платья, книжки и игрушки,
Занавески, погремушки,
Кукол и велосипед –
Всё она упрямо прячет,
Чтоб не смог добраться внук.
Есть у бабушки на даче
Ветхий старенький…
(Сундук)
2) Не конь игривый, а доска,
Но в самый раз для седока.
(Лавочка)
3)Один вход и три выхода
(Рубаха)
Воспитатель : А теперь давайте посмотрим,что есть у Любавушки в избе.
СЛАЙД 3:Сундук,лавка,рубаха.
Воспитатель : Молодцы, правильно отгадали! Мы с вами встанем вкруг и немного отдохнем.
Физкультминутка:
Мы красивые снежинки,
На ветках мы сидим. (присесть)
Дунул ветер — полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели. (присесть)
Ветер снова набежал
И снежинки все поднял. (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели. (присесть)
Воспитатель : Ребята,а вы знаете как одевались на Руси? Какую одежду носили?
Давайте посмотрим.
СЛАЙД 4:Одежда простолюдинов.
Воспитатель : Рубаха,сарафан, лапти.
Воспитатель : Давайте,с вами рассмотрим костюмы. (Дети подходят к стойке с детским русским костюмом и рассказывают сами,
как он выглядит,какого цвета, есть ли вышивка, тесьма.
СЛАЙД 5:Костюм.
Воспитатель : Ребята, посмотрите как выглядела рубаха на Руси. Какая интересная вышивка. Раньше одежду шили и украшали сами, своими руками. Собирались вечером девицы,песни пели и рукоделием занимались.
Воспитатель : Нам, Любавушка приготовила сюрприз. (воспитатель приносит коробочку и просит ребят помочь открыть). В коробке лежит яблоко и маленькое письмо. Ребята, как вы думаете зачем нам яблоко.
Ответы детей: Чтобы поиграть.
Воспитатель : А в коробке есть послание, давайте прочитаем.
Яблочко золотое, яблочко наливное
По рукам катилось и остановилось
Быстро с яблоком беги, и дружка себе найди!
Воспитатель : Правильно. Давайте поиграем. Встанем в круг.
Хороводная игра «Яблочко»
Ход игры: дети стоят в кругу, говорят слова и передают яблоко друг другу. На ком закончатся слова, тот и бежит внутри круга. Ищет себе дружка, кладет яблочко возле ног. После этого дети встают спиной друг к другу, и бегут по кругу в разные стороны. Кто первый прибежит, с того и начинается игра.
Яблочко золотое, яблочко наливное
По рукам катилось и остановилось
Быстро с яблоком беги, и дружка себе найди!
(Дети играют несколько раз)
Воспитатель : Молодцы, дружно поиграли.
(дети сели полукругом на стульчики)
Воспитатель :Любавушка очень устала и хочет отдохнуть. Куда мы с вами ее положим спать. Дети: В кроватку.
СЛАЙД 6:Колыбель
Воспитатель : В старину кроватка называлась колыбелькой. Вот и у нас есть колыбелька для Любавушки. Раньше,чтобы ребенок уснул мамочки качали колыбель и пели колыбельную своим деткам.
Воспитатель : Ну, вот и все, наша Любава уснула.
Рефлексия:
Что вам понравилось в нашем маленьком путешествии? Что нового вы узнали сегодня? Сегодня, ребята, вы совершили путешествие в прошлое. Теперь вы знаете какое значение в старину придавали имени ребенка. Вы были очень внимательными, и узнали много интересного.