Юлия Николаенко
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида №4 «Ромашка» г. Светлоград
Конспект занятие по развитию речи в подготовительной группе
Тема: «Путешествие в сказку»
Подготовил :
воспитатель МКДОУ
ДС№4 «Ромашка»
Николаенко Юлия Николаевна
г. Светлоград
Введение
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Путешествие в сказку“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость.
Духовно – нравственные понятия, ярко представленные в образе героев, закрепляются в реальной жизни детей и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Действенным средством в воспитании моральных и духовно-нравственных качеств личности дошкольников является народная сказка. Цель сказки - не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять «намек» сказки и правильно донести ее смысл до маленьких слушателей. Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.
Цель: воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников: доброты, взаимопомощи, сочувствия посредством сказок
Программные задачи:
Образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие»
- формировать представления о справедливости, добре, дружбе, сострадании, смелости
- развитие общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками
Образовательная область: «Познавательное развитие»
- совершенствовать познавательную активность
- развивать способность правильно оценивать позитивные и негативные поступки героев.
Образовательная область: «Речевое развитие»
- дать характеристику героям сказок; формировать художественно-речевые исполнительские способности;
- развивать речь детей в процессе беседы, умение употреблять в речи распространенные предложения; развивать воображение, память, внимание;
- совершенствовать диалогическую речь
- воспитывать интерес к чтению, любовь к художественной литературе.
Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие»
-развивать творческие способности детей, умение выразительно передавать образы сказочных героев в театрализованной и изобразительной деятельности
Образовательная область: «Физическое развитие»
- развивать двигательные навыки и умения
- совершенствовать умение правильно выполнять игровые действия
Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций к ним, просмотр мультфильмов, беседы на нравственные темы, заучивание стихов, поговорок о добре и дружбе.
Материал к занятию : интерактивная доска, презентация «Сказки», д/п «Лабиринт»фломастеры, элементы костюмов сказочных героев для детей, "волшебное письмо", мяч,набор овощей и фруктов.
1. Мотивация к деятельности
Воспитатель: Ребята, каждый день нужно начинать с улыбки и хорошего настроения. Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.
Собрались все дети в круг.
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
2. Основная часть
(стук в дверь, воспитатель заносит в группу письмо)
Воспитатель: Ребята, это письмо для нас.
Воспитатель: Как выдумаете от кого это письмо? (ответы детей)
Воспитатель: Вы хотите узнать? (читаю «Для детей подготовительной группы. От кого: От героев сказок!»)
Воспитатель: Дети, вы знаете,что такое сказки? (ответы детей выдуманные истории)
Воспитатель: Какие бывают сказки? (народные и авторские)
Воспитатель: Ребята,а про кого или про что бывают сказки? (людей,предметы,животных, выдуманных персонажей)
Воспитатель: Чему учат нас сказки? (что добро побеждает зло,взаимопомощи,дружбе,трудолюбию)
Воспитатель: Ребята, кто знает, что такое добро? (всем помогать, не огорчать маму, бытьвеселым)
Воспитатель: А что же такое зло? (всех обижать, отбирать игрушки,сердить маму)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы все правильно объяснили. Давайте же скорее прочитаем письмо.
«Дорогие мальчики и девочки. Внекотором царстве, втридевятом государстве жили, были сказки. Жили, они не тужили. И всё у них шло своим чередом. В домике «Добра» жили добрые герои сказок, в домике «Зла» - злые и коварные. Но однажды налетел сильный ураган, сверкнула молния,грянул гром, домики «Добра» и «Зла» разрушились, и во всех сказках зло стало очень сильным и оно стало побеждать добро. Ждем вашей помощи. Герои сказок». Подсказки к сказкам вы найдете в письме.
Воспитатель: Что же делать ребята (надо помочь сказкам)
Воспитатель: А как мы можем помочь героям сказок? (выстроить домики и заселить каждого героя в свой домик)
Воспитатель: Ну что, поможем? (да,но нам придется хорошенько потрудиться,ведь зло так просто сказки не отдаст. Нужно нам отправляться в путешествие в тридевятое государство и делать добрые дела. Закрываем глазки
Лукоморья нет на карте,
Значит в сказку, нет пути
Это присказка, не сказка-
Сказка будет впереди!
1.2,3,4,5,
В сказку мы идем играть!
Воспитатель:Открываем глазки. Ну, вот мы с вами и попали в сказку (слайд 1)
Воспитатель: Да,не очень весело встречает нас сказочная страна.
Какие же подсказки приготовили нам герои сказок?Ребята отгадайте загадку
Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал её кто-то
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей?
Ответы детей. Царевна-лягушка
(слайд2 к сказке «Царевна лягушка»)
Воспитатель: Ребята,как же мы можем помочь Ивану Царевичу спасти Василису Прекрасную (он должен сломать иголку)
Воспитатель:А кто помогал ему спасти Василису? (щука)
Воспитатель:Давайте и мы поможем Щуке быстрее доставить яйцо с иголкой к Ивану Царевичу.
Воспитатель:Нам нужно в лабиринте отыскать короткую дорогу (дети выполняют работу сидя за столами)
Воспитатель:Молодцы ребята, вот вы и справились с первым делом.
Воспитатель:А как вы думаете, вы сейчас совершили доброе дело?
Воспитатель: Почему вы так считаете? (ответы детей)
Воспитатель:Правильно, молодцы!
Воспитатель:Ну что, начнем строительство домиков «Зла» и «Добра»?
Воспитатель Мы свами выполнили первое задание, значит, можем построить стены (воспитатель вызывает двух детей дляк доске для прикрепления стен для домиков)
Воспитатель:А я достаю следующую подсказку
Бабушка девочку очень любила,
шапочку красную ей подарила.
Девочка эта по лесу идёт,
но впереди её опасность ждёт!
(Красная Шапочка (слайд3)
(в группу вбегает Красная Шапочка)
Красная Шапочка: Ребята,помогите,за мной гонится Серый волк.
(дети прячут девочку за спины)
Волк: Где она,куда вы ее спрятали? А ну отдайте ее мне.
Воспитатель:Как тебе не стыдно волк,почему ты обижаешь маленьких детей?
Волк:Потому что я злой и страшный, я должен так себя вести.
Воспитатель:Ребята,а давайте поможем волку стать добрым
Воспитатель: А как можно помочь волку стать добрым? (ответы детей
поиграем с ним в игру «Волшебный стул», дети берутся за руки и идут по кругу,после слов волк садится на стул)
Кто сегодня всех милее,
Кто сегодня всех добрее?
Поскорее появись,
На волшебный стул садись
(дети говорят волку, что он добрый, сильный,красивый, веселый,
ласковый, защитник)
Волк: Спасибо вам, ребята. Я понял,что добрым быть лучше. Прости меня Красная Шапочка.
Воспитатель: Ну, вот и еще одно дело мы с вами сделали ребята.
Воспитатель:А это дело вы сделали доброе или злое?
Воспитатель: Почему вы так считаете? (ответы детей)
Воспитатель:Правильно, молодцы!
Воспитатель: Ребята продолжаем наше строительство, ставим крышу на наши домики
Воспитатель:Пора доставать третью подсказку
Она у мачехи жила.
И в лес зимой пошла одна.
Дружных братьев повстречала
И подснежников набрала
(12 месяцев)слайд4
Воспитатель:Ребята,как вы думаете, почему же братья месяцы помогли бедной девочке набрать цветов (она трудолюбивая, добрая)
Воспитатель:А кто в этой сказке дружит со злом,жадностью и ленью (мачеха и ее дочка (слайд 5)
Воспитатель:Чтобы победить зло в этой сказке- нужно выполнить задание.
Воспитатель:Я буду бросать вам мяч и называть слово,а вы мне говорите противоположное. (Игра с мячом)
Злой- (добрый) Грустный – (веселый)
Крикливый –(молчаливый)Трусливый –(смелый)
Грубый- (ласковый)Холодный- (теплый)
Обидеть – (защитить)Отнять – (подарить)
Ленивый –(трудолюбивый)Огорчить – (обрадовать)
Воспитатель:Молодцы,ребята. Мы правильно выполнили задание и победили зло.
Воспитатель: А теперь нам надо поставить в наши домики двери.
Воспитатель: Дети, у нас осталась последняя подсказка. Слушайте загадку.
Я на балу никогда не бывала,
Чистила, мыла, варила и пряла.
Когда же случилось попасть мне на бал,
То голову принц от любви потерял.
Туфельку я потеряла тогда же.
Кто я такая? Кто тут подскажет? (Золушка)Слайд6
ВоспитательРебята, мачеха приказала Золушке к их приезду сварить борщ и компот, но только из тех продуктов, в которых есть звук (Р) и (К).Поможем ей справиться с этой работой (да)
( дети собирают на 2 подноса овощи и фрукты с заданными звуками: картошка, капуста, кукуруза, морковь, лук, горох, свекла, яблоки, мандарин, слива, ежевика, груша, клубника)
Воспитатель: Дети,но у нас остались овощи и фрукты.
Воспитатель: Почему мы их не разложили по подносам (в них нет звука Ри К, а горох и кукурузу не кладут в борщ)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот сколько добрых дел мы сделали. Помогли героям сказок справиться со злом.
Воспитатель: Ребята,каких героев больше в сказках злых или добрых (добрых)
Воспитатель: А сейчас в построенные нами домики Добра и Зла, заселим героев сказок,и тогда все в тридевятом королевстве всё станет на свои места.
Воспитатель: Как вы думаете, в какой дом мы заселим злых героев, а в какой добрых? Почему?
( дети в по очереди прикрепляют героев в нужные домика:Баба Яга, Кощей, Змей Горыныч, злая мачеха, Леший, Василиса, Царевич, Красная Шапочка, Золушка, Царевна лягушка, Аленушка, Емеля)
3. Заключительная часть. Рефлексия
Воспитатель: Молодцы, ребята. Мы справились со всеми заданиями, делали добрые дела и теперь в тридевятом королевстве добро снова побеждает злоВоспитатель: Что понравилось вам в нашем путешествии?
Воспитатель: Трудно было бороться со злом? Почему?
Воспитатель: Давайте вспомним,в каких сказках мы побеждали зло своими добрыми делами (Красная шапочка, Царевна лягушка, Золушка, Двенадцать месяцев)
Воспитатель: Как вы думаете,на земле больше добра или зла (добра)
Воспитатель: А как победить зло (делать добрые дела, иметь доброе сердце,слушаться маму)
Сказка с нами прощается
Дети домой возвращаются (закрываем глаза)
1.2.3.4.5.
В детский сад идем опять!
Воспитатель: Ну, вот мы и вышли из сказки. Дети, есть очень хорошая пословица «Сказка ложь, да в ней намек –добрым молодцам урок».Сказка хоть и выдуманная история,но слушая или читая ее мы учимся различать добро и зло,совершать хорошие поступки и не делать плохих. Согласны ли вы со мной (да)
Воспитатель: Молодцы, спасибо за работу
Список литературы
Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Журнал «Дошкольное воспитание», №2, 1991, №4, 2019.
Журнал «Ребёнок в детском саду» №4, 2022.
Михайлова А. Я. «Современный ребёнок и сказка : проблемы диалога» -М., 2021 г.
Журнал «Дошкольное воспитание», №1, 2023.
https://infourok.ru/proekt-po-duhovnonravstvennomu-vospitaniyu-v-mire-skazok-dlya-starshey-gruppi-3431507.html