Карова Юлия
Конспект занятия по теме «Дикие и домашние животные» в старшей группе
▼ Скачать
Познавательное занятие в старшей группе
по теме : «Дикие и домашние животные».
Воспитатель: Карова Ю. В.
Цель: закреплять и систематизировать знания детей о животных; воспитывать познавательный интерес к объектам природы, развивать у детей логическое мышление, память, обогатить словарный запас детей, вызвать любовь к природе, любовь к животным и заботу о животном мире.
Публикация «Конспект занятия по теме „Дикие и домашние животные“ в старшей группе» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
Задачи:
- Способствовать закреплению знаний о животных, об их внешнем виде;
- Развивать речь детей.
- Обогащать словарный запас.
- Тренировать память, внимание.
- Формировать дружеские отношения детей, совместное взаимодействие,
- Воспитывать доброе отношение к животным, любовь к ним и заботу о них.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».
Предварительная работа:
- Беседы о животных с использованием иллюстраций.
- Рассматривание альбома «Дикие животные».
- Рассматривание альбома «Домашние животные».
- Загадывание и отгадывание загадок о животных.
Ход занятия:
(На столе стоит пустая корзинка. Пока дети рассаживаются на свои места помощник воспитателя незаметно кладёт карточки с загадками в корзинку.)
Ребята, посмотрите, только что эта корзинка стояла нс столе пустая, а сейчас в ней появились вот эти карточки с загадками. Даяна, это ты их сюда положила? Нет? Может быть Казимир? Ребята, вы не ложили карточки в корзинку? Может быть эта корзинка волшебная? Давайте отгадаем с вами эти загадки!
Голодна - мычит,
Сыта - жует,
Малым ребяткам
Молочка дает. (Корова)
- Рассказ магистра (ребёнка) о корове.
Тело у коровы широкое, с округлыми раздутыми боками, ноги короткие, длинный и сильный хвост, напоминающий метелку, которым она отгоняет надоедливых мух и слепней. У коровы крупная голова с загнутыми вверх рогами, стоячие уши, которыми она хорошо слышит, и большие темно-карие бархатистые глаза. Имея прекрасное обоняние, они легко отличают съедобные травы от несъедобных.
Коровы медлительны и спокойны.
- Вопрос магистру: "Что дают нам коровы?". (Молоко, мясо).
Воспитатель: " Народ сложил немало пословиц и поговорок, посвящённых корове. А какие вы пословицы знаете о коровушке?
Дети:"Была бы коровушка, будет и молочко".
"Корова во дворе - так и еда на столе".
"Если есть на дворе корова - будешь и сыт, и одет".
Очень любит спорт и скачки,
Превосходная циркачка,
На селе помощница -
Пахарь и извозчица. (Лошадь)
- Рассказ магистра (ребёнка) о лошади.
Лошадь - прекрасное, благородное животное. У нее крупное тело, сильные стройные ноги, оканчивающиеся копытами, густые, пышные грива и хвост, стоячие уши и большие умные глаза. Лошадь - верный слуга и спутник человека.
Долгими летними днями трудятся деревенские лошади, а по ночам пасутся на зеленых лугах.
Вопрос к магистру: "Чем питаются лошади? (Летом - травой, зимой - сеном и овсом.)
Идет, идет, бородой трясет,
Травки просит:
А потом молочка приносит. (Коза)
- Рассказ магистра (ребёнка) о козе.
Коза - одно из первых диких животных, которое приручил человек. Коза - небольшое животное, тело ее покрыто густой шерстью. Ноги у козы высокие, стройные, хвост - короткий. У козы большие серо-зеленые глаза, стоячие уши, а голова украшена острыми рожками. Эти животные обладают хорошим зрением, слухом и обонянием, они грациозны и ловки, быстро бегают, отлично прыгают, могут лазать по крутым склонам гор.
Они щиплют травку на лугах и полях, объедают листья и молодые побеги деревьев и кустарников.
Воспитатель:
А что готовят из козьего молока? (Из него готовят сыр, творог и сметану.)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса)
Кто осенью холодной
Ходит хмурый и голодный? (Волк)
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи! (Собака)
Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком.
Мяу! Как мне часто снится
Блюдце с теплым молочком! (Кошка)
- Ребята, а как одним словом можно назвать волка, лису, собаку, кошку? (животные).
- Правильно ребята, это животные. ( прикрепляю на доску два плаката : 1 – дикие животные, 2 – домашние животные.). Посмотрите, внимательно и скажите, каких животных вы знаете? (дети называют животных)
- Какие животные на первом плакате? (Дикие животные)
- Какие животные на втором плакате? (Домашние животные).
- Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами будем повторять и закреплять тему «Дикие и домашние животные».
- Почему лису, волка, зайца называют дикими животными? (ответы детей)
- Почему кошку, собаку, корову называют домашними животными? (ответы детей)
- Правильно, ребята, домашние животные это те, кого приручили люди. А дикие животные живут независимо от человека.
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Дикие и домашние животные». У вас на столах лежат синие и зелёные карточки. Я буду называть животных. Если дикие животные – вы показываете зелёную карточку, а если домашние животные – вы показываете синюю карточку. (Лиса, коза, медведь, заяц, кролик, волк, лошадь, кошка, белка, свинья, ёж, баран, бык).
- Молодцы, хорошо знаете диких и домашних животных. А вы знаете, как называют детёнышей животных? У собаки маленький (щенок, а у кошки маленький (котенок, у коровы маленький. (теленок). Собака большая, а ее щенок какой? (маленький). Лошадка большая, а ее жеребенок какой? (маленький). Корова большая, а теленок какой? (маленький).
У лисы маленький (лисёнок, а у волчицы маленький (волчонок, у зайчихи маленький. (зайчонок).
Молодцы, справились с заданием. Давайте с вами встанем и немного отдохнём.
Физминутка.
Вышел зайчик погулять.
Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.)
Вот он скачет вниз по склону,
Забегает в лес зелёный.
И несётся меж стволов,
Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.)
Зайка маленький устал.
Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.)
Замер зайчик средь травы
А теперь замрем и мы! (Дети садятся.)
(Во время физминутка помощник воспитателя незаметно кладёт в корзинку плакат)
- Ребята, посмотрите, в нашей корзинке ещё что-то появилось. Инал, это ты сюда положил? Нет? Давайте посмотрим, что это. (Достаю с корзинки плакат, на нём следы животных).
- Давайте попробуем отгадать, чьи это следы. ( Называют знакомые следы: медведь, заяц, собака, кот).
- Ребята, скажите животных нужно любить, помогать им, ухаживать за ними? (Ответы детей).
- Чем питается медведь? (Волк, лиса, заяц, собака, кошка, кролик) (Ответы детей)
- У вас есть домашние животные? Какие? И как Вы за ними ухаживаете? (Дети рассказывают о своих домашних животных и о том, как они за ними ухаживают).
Воспитатель: - Сейчас мы с вами поиграем в игру «Найди домик животному». У меня на столике дикие и домашние животные. Вам нужно подойти взять любое животное и поставить там, где оно живет. Когда все фигуры животных будут расставлены можно попросить детей назвать, каких животных они отнесли к диким, а каких к домашним.
Воспитатель обращает внимание детей на мягкую игрушку Котенка, который лежит в уголке.
Воспитатель, взяв котенка на руки: Детки, посмотрите, кажется, этот малыш потерялся! Где же его мама…
Появляется Мама-Кошка: Ой, вот ты где, я повсюду тебя ищу уже битый час, если не два, а то и три! (Забирает котенка).
Воспитатель: А вы кем, простите, приходитесь этому малышу?
Мама-Кошка: Как кто? Я его мама. Разве вам неизвестно, что мама у котенка – кошка, а папа … (обращается к детям).
Дети отвечают: «Кот».
Воспитатель: Я, конечно, это знаю, но что-то все позабыла. А хотя нет – папа щенка — кот, а мама ягненка – лосиха, верно же?
Дети и Мама-Кошка поправляют воспитателя.
Мама-Кошка: Мы сейчас освежим твою память, а дети мне в это помогут, вы согласны, ребята?
Дети отвечают.
Мама-Кошка читает стихотворение А. Шибаевой «Кто кем становится», дети заканчивают предложения в стихотворении:
Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок,
Взрослая … (собака).
Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал … (конем).
Бык, могучий великан,
В детстве был … (теленком).
Этот важный кот Пушок –
Маленьким … (котенком).
А отважный петушок –
Кро-о-хотным … (цыпленком).
Мама-Кошка: Ну что, мы помогли тебе вспомнить?
Воспитатель: Помогли, спасибо! Ребята, о каких животных рассказала стихотворение Мама-Кошка?
Воспитатель: - Молодцы! А сейчас я предлагаю вам выполнить одно интересное упражнение.
Пальчиковая гимнастика «Дикие животные».
Это зайчонок. Это бельчонок.
Это лисенок. Это волчонок.
(Сгибают пальцы в кулак,начиная с мизинца)
А это спешит, ковыляет спросонок
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.
(Вращают большим пальцем)
Воспитатель: дети, о детенышах каких животных эта пальчиковая гимнастика?
- Ребятки давайте еще раз вспомним, чем домашние животные отличаются от диких животных? (Домашние животные дома живут, о них заботится человек, а дикие животные живут в лесу)
- Ребята, вот и наше занятие подходит к концу! Молодцы, вы многое знаете о животных. Что больше всего вам понравилось на занятии? (Ответы детей)
- Ой, ребята, посмотрите, в нашей корзинке ещё что – то появилось, она точно волшебная, что же это? Сейчас посмотрим. (В корзине яркая коробка. Воспитатель читает на ней надпись «Ребятам старшей группы за их старания на занятиях и любовь к животным». В коробке раскраски с дикими и домашними животными). Это же вам подарки. (В конце занятия воспитатель раздаёт детям раскраски).