Роговая Алеся Викторовна
Конспект экспериментальной деятельности «В гости к Архимеду»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
1. Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.
2. Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.
3. Закрепить знания детей о свойствах воды.
4. Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.
5. Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.
6. Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.
Коррекционно-образовательные:
1. Учить использовать в речи прилагательные, правильно согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже.
Публикация «Конспект экспериментальной деятельности „В гости к Архимеду“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
2. Совершенствовать грамматический строй речи (практическое усвоение падежных конструкций (Р. п. ед. ч.) «Что без чего?», практическое усвоение относительных прилагательных.).
3. Учить согласовывать числительные два, две с существительными.
Коррекционно-развивающие:
Развивать зрительное внимание и восприятие, общую, мелкую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.
Оборудование. На каждого ребё нка: бумажные цветы, 2 пластмассовые ёмкости с водой, 2 сырых яйца, ёмкость с солью, чайная ложка, листы бумаги, цветные карандаши.
Для воспитателя: 2 таза с водой, песок, опилки, соль, мелкие игрушечные насекомые, 2 стеклянные банки, 2 куска плёнки, 2 резинки, вода.
Ход:
Воспитатель: Здравствуйте, мои дорогие
И маленькие и большие!
Внимание! Внимание!
Дорогие гости,
Чудеса сейчас придут
Интересно будет тут!
Раздаётся стук в дверь, входит Архимед.
Архимед : Здравствуйте, ребята! Вы знаете кто я? (Ответы детей)
Ребята, зовут меня Архимед, я – учёный, математик, физик. Очень люблю делать разные опыты в своей лаборатории, хотите побывать у меня в гостях? (Ответы детей)
Дети и воспитатель идут в гости к Архимеду (в кабинет учителя-логопеда).
Архимед : Ребята, просто так я никому не разрешаю проводить опыты в моей лаборатории, для начала отгадайте загадку:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без … (Воды)
Архимед : Отлично, ребята! Молодцы! Давайте проведём первый опыт.
Опыт №1.
Воспитатель помогает в ходе опыта затрудняющимся детям по мере необходимости.
Цветы лотоса из бумаги опускаем в воду, попав в воду цветы распускаются.
Вывод: Бумага намокает и постепенно становится тяжелее- лепестки «раскрываются».
Воспитатель: Архимед, вот видишь какие у нас ребята! Сообразительные! Любознательные! Покажи нам ещё свои чудеса физики!
Архимед : Ребята, вы готовы провести следующий опыт? (Ответы детей) Хорошо! Тогда выполните моё задание.
Д/И «Семейка слов». Дети по цепочке называют родственные слова к слову «вода» (водный, водяной, водица)
Опыт №2.
На столе стоят у каждого ребёнка 2 пластмассовых ёмкости по пол литра с водой. На блюдце 2 сырых яйца, в стакане соль, ложка. Дети опускают яйцо в пресную воду, оно тонет. Когда опускают в солёную воду, оно не тонет. А если налить сначала солёную воду, затем пресную, то яйцо будет плавать по середине.
Воспитатель помогает детям в случае необходимости.
Вывод: в солёной воде яйцо не тонет, а держится на поверхности. В простой воде яйцо опустилось на дно ёмкости. Если смешать солёную воду и простую яйцо плавает посередине.
Архимед : Эврика! Ребята, вы настоящие юные физики! Давайте, скорее, проведём следующий опыт! Только нам нужно сначала немного размять наши руки! Готовы?
Пальчиковая гимнастика.
Водичка, вода
(руки вытянуты перед собой, движение вверх – вниз)
Закатали рукава
(одной рукой ведём по другой руке от кисти до локтя вверх, меняем ручки)
Будем руки мы мыть
(трём руки)
Мылом мылить
(круговые движения одной руки о другую)
И сушить
(встряхиваем руками)
Опыт №3.
На столе стоит таз с водой. Дети опускают по очереди вещества: песок, опилки, соль. Опилки всплывают, соль растворяется, песок тонет.
Воспитатель помогает затрудняющимся детям в случае необходимости.
Вывод: вода выталкивает дерево, растворяет соль, тяжёлые предметы в ней тонут.
Архимед : Ребята, какие вы молодцы! Как мне нравится с вами работать! За то, что вы такие любознательные я подарю Вам чудо-опыт! Самый-самый интересный! Называется он Естественная лупа. Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто. У меня в банке насекомое (игрушечное насекомое). Сверху горлышко затянуто пищевой пленкой, но не натянуто, а, наоборот, продавлено так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь я завяжу пленку веревкой или резинкой, а в углубление налью воды. У нас получилась чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали. Не верите -O-? (Ответы детей) Подойдите, пожалуйста, ко мне и посмотрите в Лупу. Кого вы видите в банке -O- (Ответы детей)
-Какого цвета у неё брюшко?
-А что у нее на лапках?
- Видите ли вы ее глазки?
- А вы сможете сделать такую лупу самостоятельно?
(Ответы детей)
Архимед : Попробуйте. Вот вам банка. Выберите насекомое, которое хотите рассмотреть получше, пленка, резинка, водичка. Приступайте.
Опыт №4
Дети приступают к опыту, воспитатель в случае необходимости оказывает помощь затрудняющимся детям.
Воспитатель: Ну, что ребята? Можно посмотреть, что у вас получилось? Действительно лупа. Можно рассмотреть самые маленькие детали нашего насекомого. Спасибо большое Архимед, за такой замечательный опыт. Но нам с ребятами пора возвращаться. Мы хотим пригласить тебя в наш детский сад. Придешь?
Архимед : Обязательно приду. Обещаю. До свидания ребята!
Воспитатель с детьми возвращается в группу.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие опыты и эксперименты мы с вами сегодня проводили?
В какой воде яйцо держится на воде, не тонет? Почему одни предметы тонут, другие нет? Кого мы видели на морском дне?
Что больше всего запомнилось?
Сегодня мы с вами много узнали ответов на вопросы, были настоящими исследователями. Давайте зарисуем те опыты, которые вам больше всего понравились, запомнились.