Юлия Устинова
Конспект экскурсии в музей детского сада «Коль ступа в доме, будешь сыт и доволен»
▼ Скачать + Заказать документы
«Коль ступа в доме, будешь сыт и доволен»
Цель: знакомство с особенностями крестьянского жилища на Руси и предметами быта.
Задачи:
1. Формировать представления у детей о жилище крестьян на Руси.
2. Познакомить с разнообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением (изба, ухват, чугунок, лопата, калач, ступа, пест).
Публикация «Конспект экскурсии в музей детского сада „Коль ступа в доме, будешь сыт и доволен“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
3. Развивать познавательный интерес, любознательность детей.
4. Воспитывать интерес и уважение к традиционной народной культуре.
5. Приобщать детей к истокам русской народной культуры.
6. Расширять словарный запас детей.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображениями предметов старинного быта, утвари; чтение русских народных сказок; отгадывание загадок о предметах для обработки зерна; просмотр презентации «Как колосок на стол хлебом пришёл»; проведение НОД на темы «История выращивания хлеба в старину», «Путешествие по сказкам», «Чтение р. н. с. «Жихарка».
Материалы и оборудование: макет печки, иллюстрации (чугунок, ухват, лопата, калач, ступа, пест, топор, изба), письмо, сарафаны для девочек, камни для перетирания зерна, колоски пшеницы, наряд для хозяйки и хозяина дома, предметы быта крестьян.
Ход образовательной деятельности:
Почтальон приносит письмо от ребят из другого детского сада. В письме иллюстрации с изображением избы, топора, ухвата, чугунка, ступы с пестом, лопаты.
Содержание письма: «Здравствуйте дорогие ребята, пишут вам дети из детского сада «Солнышко». Мы в группе рассматривали альбом и нашли эти картинки, а мы не знаем, что на них изображено. Может вы знаете и поможете нам разобраться.»
В-Ребята, мы можем им помочь! Ведь у нас в детском саду есть музей и там много старинных предметов. Я предлагаю вам сходить в музей, так сказать совершить путешествие в прошлое и посмотреть, а есть ли все эти предметы у нас и узнать, для чего они нужны. А потом мы можем пригласить в наш музей ребят из другого детского сада и им показать и рассказать. Согласны (да).
Дети вместе с воспитателем спускаются в музей. Перед входом в музей :
В- А в старину как одевались люди, мы с вами знаем. (В сарафаны и рубахи). Так как мы отправляемся в прошлое, предлагаю вам одеть сарафаны и рубахи. Произносит слова:
Подходи ко мне дружок
И вставай скорей в кружок.
Колесо скорей найди
И друг другу покажи,
А потом, а потом
Все покрутим колесом,
Вправо, влево повернём,
В старину мы попадём.
Воспитатель тоже одевает старинную одежду. В музее ждёт второй воспитатель переодетый в деда. В музее встречают детей Матрёна Савельевна и Тимофей Савельич (переодетые воспитатели).
В: – Здравствуйте гости дорогие, добро пожаловать. Гость в доме- хозяину радость, так у всегда говорят. Зовут меня Матрёна Савельевна. Вот с утра хлопочу, хлеб пеку, да кашу варю. Присаживайтесь гости дорогие. (дети садятся на лавки).
Вижу не просто так пришли.
Ребё нок показывает иллюстрации: - Мы хотим побольше узнать, как люди в старину жили и как раньше люди пользовались предметами, которые у нас нарисованы.
В : - А что вы знаете о том, как люди раньше жили. (ответы детей).
Люди раньше жили в домах, которые называются избы. Что же такое изба?
Изба - это крестьянский дом, построенный из бревен (это старинное название деревянного русского дома). Избы называли также срубами, потому что их рубили (строили) при помощи топора. Без этого простого плотницкого инструмента в крестьянском хозяйстве никак нельзя. Вот и уважил русский народ топор, сложив про него загадку:
«Кланяется, кланяется,
Придет домой – растянется».
Жилища строились из разных пород дерева: сосны, дуба, осины, липы, но чаще всего из дуба. Деревянная изба была не только прочной, но и красивой. Какими интересными узорами украшены окна, крыши домов. (Работа с фотографиями). Но эти узоры выполнялись не только для красоты, но еще и оберегали (защищали) дом и живущих в нем людей.
Сделайте глубокий вдох. Чем пахнет в избе?. (деревом).
Внутри избы важное место в доме у крестьян занимала печь.
«Дом без печки - нежилой дом», - говорили в народе. А для чего нужна была в доме печь? «Кормилицей», «матушкой» ласково называли печь крестьяне, ведь она и в самом деле кормила людей - в ней пекли хлеб и пироги, варили кашу, тушили мясо, рыбу, овощи. И все получалось изумительно вкусным и питательным. Кроме того, в печи сушили грибы, ягоды. От жарко натопленной печи в доме становилось тепло и уютно даже в самую лютую зимнюю стужу. Печь протапливали несколько часов, но, нагревшись, она держала тепло и обогревала помещение в течение целых суток.
У простого народа к печи было особое, почтительное отношение. Нельзя было, например, ссориться, ругаться в доме, «А то печь услышит
Рядом с печью в русском доме всегда стояли большие и маленькие чугуны и горшки. Почему чугун (чугунок) так называется? (Потому, что сделан из чугуна). В нем варили щи, картошку. А горшок изготавливали из глины. В горшках можно было хранить молоко, сметану, варить кашу.
Для того чтобы вытащить горячие горшки с кашей или чугунки со щами из раскаленной печи, люди использовали ухват (рогач).
Вот я сейчас с вами поиграю.
Кто смелый подходи.
Чугунок в печь мне посади.
(И/У «Посади чугунок» - нужно взять ухватом чугунок и попробовать донести до печки. Несколько детей). Потом воспитатель продолжает свой рассказ.
В: - Рядом с ухватом у печи всегда стоял еще один важный предмет. Про него тоже загадка есть: «Черный конь скачет в огонь».
Это - кочерга. Она нужна была для того, чтобы переворачивать дрова или чистить печь от угля.
Здесь же вы видите деревянную лопату. С её помощью тесто для выпечки хлеба сажали в печь. Готовый каравай доставали из печи тоже при помощи лопаты.
Хлеб из чего делали? (из муки).
А муку из чего? (из зерна).
(Всё это время второй воспитатель стоит у ступы пытается толочь зерно).
- Ты что это Тимофей Савельич, как долго зерно толчёшь. Мне надо печь топить, гостей добрых пирогами, да кашей угостить. Расскажи ребяткам, каким делом ты занят. (дед рассказывает про ступу и пест).
В2 - Это ребятушки ступа и пест. Она предназначается для толчения, измельчения зерна. Зерно измельчается с помощью песта. У каждой хозяйки в старину в доме было несколько ступ с пестами и каждая использовалась по- своему, хотя все они предназначались для толчения, зерна, картофеля, соли, разных круп, холста. Раньше зёрна не мололись, а толклись.
Казалось бы, чего проще сварить кашу, залил крупу молоком, поставил в печь, вот и все дела, да не тут то было. Семь потов сойдёт, пока крупу к варке приготовишь. В начале зёрна нужно освободить от оболочки- лузги (твёрдой шелухи). В ступу помещали небольшое количество зерна, крупы начинали толочь. Толочь зерно в ступе процесс нудный, однообразный и требует терпения. Начинать нужно медленно, постепенно, чтобы не разбросать зерно вокруг ступы. Очень осторожно, легко, просто бережно опускали пест в ступу. Когда крупа, зерно скинули лузгу, пересыпали в ведро, затем толкли следующую порцию. После того, как крупы натолкли достаточное количество шли на двор, стелили ткань и веяли крупу или зерно на ветру. Чистую крупу собирали, промывали, засыпали в чугунок с молоком и варили. А зерно измельчали дальше. После работы ступу переворачивали вверх дном и с пестом ставили в угол, чтобы она не пачкалась. А вы знаете, как ещё перетирали зерно раньше. (перетирали с помощью камней древние люди).
В: - Хотите помочь дедушке.? (да).
Воспитатель раздаёт камни. дети пытаются растирать.
В: - ребята вспомните. Где ещё вы слышали про ступу. (ступа Бабы –Яги)
Во многих русских народных сказках упоминаются ступа и пест. Помните: «Баба Яга в ступе летает, пестом погоняет». В каких сказках упоминается про ступу. («Жихарка», «Бычок- чёрный бочок белые копытца», «Василиса Прекрасная», «Домовёнок Кузя»).
В: - Я предлагаю вам отдохнуть. (Собирает растёртое зерно со столов)
Физминутка «Баба-Яга»
Баба-Яга
Костяная нога, (идут по кругу)
Нос крючком, голова сучком. (показывают нос, пальцы над головой)
Не ходи за селом. (грозят пальцем)
Не мети помелом, (изображают подметание)
Не стучи ступкою, (стучат рука об руку)
Не тряси клюшкою. (трясут руками)
Дети ходят вокруг ступы и повторяют движения за воспитателем.
В: - Молодцы, ребятки, помогли дедушке. И я теперь быстро управлюсь.
Сейчас хочу предложить вам игру «Найди пару».
Детям раздаются картинки с изображением предметов, они должны посмотреть и на счёт – раз, два, три свою пару найди - встать рядом со своей парой.
Лопата – калач (каравай, хлеб)
Ступа – зерно
Топор – изба
Ухват – чугунок
В2: - А теперь отгадайте загадки, я хочу посмотреть, как вы поняли, какими предметами пользовались люди в старину.
Загадки :
1. Кланяется, кланяется,
Придёт домой- растянется (топор).
2. Из русской печи
Кашу из печи тащи.
Чугунок очень рад,
Что его схватил… (ухват).
3. Если работает она,
Не будет голодная семья. (печь)
4. Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля… (чугунок)
5. Как у бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный (ступа).
6. Он пустился в ступе вскачь.
Истолчёт зерно в крупинки,
В белую муку, в пылинки.
В ступе прыгает толкач.
В ступе не осталось мест,
Где бы не был крепкий … (пест)
В2: - Молодцы справились с загадками.
(Пока дети отгадывают загадки воспитатель ставит на стол угощение – калач, как –будто он испёкся пока они отгадывали загадки.)
В: - Вот гостьюшки и угощение готово.
Присаживайтесь к столу, угощайтесь.
Понравилось вам у нас. Что нового вы узнали, о чём мы сегодня вам рассказывали с Тимофеем Савельичем. (Дети отвечают).
Дети прощаются, возвращаются в группу.
В группе воспитатель спрашивает. Как же быть с письмом и предлагает пригласить детей из другого сада на экскурсию. Просит детей рассказать, о чём они расскажут другим детям, тем самым закрепляются полученные в музее знания о предметах старины.
1. Русская изба (Внутреннее пространство избы, мебель и убранство избы, домашняя и хозяйственная утварь) : Иллюстрированная энциклопедия. /Авт. -сост. : Д. А. Баранов, О. Г. Баранова, Е. Л. Мадлевская и др. – СПб. : «Искусство - СПБ», 2004. – 376 с. : ил.
2. Даль В. И. Пословицы русского народа: Сборник. В 2-х т. /Вступ. слово М. Шолохова – М. : Худож. лит., 1984 г.