Алена Фирсова Сычевник
Конспект экскурсии в лес для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект экскурсии в лес
для детей подготовительной группы.
Подготовила : воспитатель МБДОУ «Зыковский детский сад» Сычевник А. В. 2014г.
Цели.
- Формировать обобщенное представление об осени как о времени года;
- углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений и животных осенью;
- учить различать деревья и кусты по форме, окраске ствола и листьев;
Публикация «Конспект экскурсии в лес для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
- закреплять представление детей о частях дерева (корень, ствол, ветки);
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края;
- научить детей поведению в лесу.
Материалы: рисунки с изображением листьев, грибов, ягод.
Предварительная работа: ознакомление с обитателями и растениями леса; рисование осенних деревьев, лепка грибов, чтение стихотворений об осени.
Подготовка к экскурсии.
- Ребята, завтра вас ожидает необыкновенное путешествие, интересная познавательная экскурсия, а куда именно, вы узнаете, отгадав загадку:
"Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает" (Лес)
- Конечно же, вы все догадались, что это загадка о лесе. Возьмите с собой корзинки или пакеты, чтобы собрать ягоды, шишки и сухие ветки для поделок, растения для гербария.
-Давайте вспомним правила поведения в лесу.
1. В лесу нельзя громко разговаривать и кричать, чтобы не распугать его жителей.
2. В лесу надо осторожно ходить по тропинкам, чтобы не повредить растения.
3. В лесу нельзя рвать цветы, ломать ветки, ловить насекомых.
4. В лесу нельзя разрушать муравейники и птичьи гнезда, нельзя мусорить и разводить костры.
Молодцы! Ребята, а давайте вдохнем поглубже сельский воздух, запомним, какой он, и сравним его с лесным, когда придем в лес.
Ход экскурсии
- Подошли к опушке леса. Ребята, посмотрите, какой лес красивый! Какие деревья, кустарники, травы вы увидели и узнали?
-А сейчас осторожно раздвиньте траву и понаблюдайте за насекомыми (можно посадить на листочек необычного жука, чтобы показать всем ребятам, а потом отпустить).
1. Воспитатель предлагает детям рассмотреть наблюдаемые объекты и послушать осенний лес.
-Какая сегодня погода? Какое небо? Как светит солнце? Теплее или холоднее сегодня, чем было летом?
%
2. Как изменилась окраска листьев на деревьях и кустарниках? Начали ли они опадать? Найди деревья и кустарники, листья которых не изменились по сравнению с летом.
3. Как называется участок леса, где растут ели? Берёзы? Дубы?
4. Как изменилась трава? Обрати внимание, цветут ли сейчас какие-нибудь растения? Так ли их много как летом? Как вы думаете, с чем связаны такие изменения в растениях осенью? (Меньше света, тепла.)
5. Понаблюдайте, так ли много сейчас насекомых, как было летом. Где их больше: на солнце или в тени? Почему осенью насекомых становится всё меньше и меньше? Для чего они прячутся под кору деревьев, в почву, под опавшие листья?
6. Что изменилось в поведении птиц по сравнению с летом? Как называются птицы, которые улетают от нас в тёплые края? (перелётные) Как вы думаете, почему перелётные птицы не зимуют у нас? (Холодно, нет корма - исчезают насекомые, убрали урожай на полях.)
Вот и осень наступила,
Листья пожелтели
И, скользя по воздуху,
На землю улетели!
Вот и лес стоит густой,
Качает нам всем головой,
Ветки ласково он тянет,
В гости нас зовет и манит.
Здравствуй, здравствуй, добрый лес,
Полный сказок и чудес!
Мы никого здесь не обидим
И чудеса твои увидим!
Предложить детям поздороваться с нашим хорошим, добрым приятелем – лесом.
Хорошо в лесу! Всегда помните, что лес – это дом для животных и растений. И в лес нужно приходить так же вежливо, как в гости к друзьям или родственникам.
Воспитатель задает детям вопросы.
Можно оставлять мусор на лесной полянке?
Что нужно делать с мусором?
Почему не нужно срезать и ломать ветки?
Как помочь раненому деревцу?
Можно ли срывать цветы? Что можно делать с цветами?
- Послушайте шум листвы, щебет птиц, как здесь светло, очень красиво! А теперь встаньте, поднимите головы вверх и понаблюдайте, что вы видите там?
- Небо, ветки деревьев, птиц. Посмотрите по сторонам, нас окружают высокие деревья, а рядом с ними деревья пониже, затем кустарники, травы, и, наконец, мхи.
На земле мы увидели насекомых, различные травы, ягодники. Прямо на земле, в траве, вьют гнезда некоторые птицы, например, соловьи. Строят жилище ящерицы, ежи, роют норы лисы. Под землей, если мы осторожно разворотим землю, то увидим корни трав, а еще глубже уходят корни деревьев и кустарников. Под землей находятся жилища мышей, кротов, разных насекомых. К жителям подземелья относятся и земляные черви. Они рыхлят почву.
В кустарниках селится много птиц, наверху в дуплах делают домики синицы, дятлы, белки, выше их - совы и другие хищные птицы. Деревья в лесу разной высоты и также образуют этажи: сосны, ели, кедры - это самые высокие деревья, затем более низкие, молодые деревья.
Игра малой подвижности – «Кто внимательней?»
Услышите название травы - присядьте, кустарника - встаньте, дерева - встаньте на носочки, руки вытяните вверх.
Дидактическая игра «Кто где живёт?»
Лес - большой дом. Кто в нём живёт? Назови всех обитателей леса и их жилища. А как назвать детёнышей разных зверей? У зайчихи - зайчонок; у лисицы-… У волчицы-… У медведицы- … и т. д.
Беседа о лесе.
• Ребята, что растёт в лесу? (Деревья, кустарники, ягоды, грибы) - Самые главные жители леса- деревья, их много, они высокие.
• Как вы узнали берёзу, дуб, рябину, клён, ель, сосну? (По строению листьев, по стволу и т. д.)
• Как нам узнать березу среди других деревьев?
• Какого цвета ствол у березы? (Белый с черными пятнами.)
• Какие части березы вы еще знаете? (Ствол, ветви, корень.)
• Зачем корень дереву?
• Сколько стволов у осины?
• Отгадайте загадку: «Сидит- зеленеет, лежит-пожелтеет, падает-почернеет» (Лист)
- Ребята, а вы знаете, что черные пятна на березе – это ее «рот», через который она дышит. А листья осины на высоких вершинах дрожат даже в самый тихий безветренный день, и кажется, что осинки переговариваются друг с другом.
- Леса бывают разные: смешанные, когда встречаются все эти деревья; хвойные; берёзовые рощи, где растут одни берёзы; в сосновом бору одни сосны, там приятно пахнет смолой. В смешанном лесу под деревьями растут кустарники - бузина, орешник, малина. Так же на земле растут травы, ягоды, грибы. В лесу живут звери, птицы, насекомые. Они находят здесь себе жильё : роют норы, вьют гнёзда. Лес кормит их. Лес - это замечательное природное богатство.
Исследовательская деятельность.
Собрать листья деревьев, кустарников, травы для гербария и изготовления поделок.
Дидактическая игра «Узнай дерево по листу»
Цель: учить отличать листья (по форме, размеру, длине черенка).
Воспитатель показывает листья различных деревьев.
• Посмотрите на листья. На каких деревьях растут эти листья? Приложите березовый лист к осиновому. Какой больше? (Осиновый.) У осиновых листьев горьковатый запах.
Пословицы о лесе. А в завершении давайте познакомимся с пословицами о лесе.
Растение - земли украшение.
Рощи да леса - всему свету краса.
По лесу ходи - под ноги гляди.
Лес не школа, а всех учит.
Лес и вода - брат и сестра.
Ну а вот это правило леса вы должны знать и соблюдать:
Много леса - не губи,
Мало леса - береги,
Нет леса - посади.
Итог занятия.
-Понравилось вам в лесу?
-Как можно назвать это время осени? (Ранняя)
А сейчас, ребята, погуляйте по лесу. Напомнить детям: "Посмотрите, не остался ли на поляне мусор, мы только в гостях в лесу, запомните самое красивое и интересное, чтобы сделать рисунки. Мы узнали много интересного и увидели. А главное, вы никому не причинили вреда.
-Ну вот, ребята, наша экскурсия подошла к концу, и нам пора с вами возвращаться в наш любимый детский сад. Но мы с вами обязательно ещё придём в лес. Вы - настоящие друзья природы. Делайте глубокий вдох лесного воздуха. Скажем лесу: "До свидания, до новых встреч! "
Последующая работа: беседа о проведенной экскурсии, изготовление поделок из природного материала.