Янина Кириллова
Конспект экскурсии в краеведческий музей с детьми старшей группы «Игрушки наших предков»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект экскурсии в краеведческий музей
Программное содержание: Познакомить с народной игрушкой. Воспитывать интерес к народным промыслам и традициям. Содействовать освоению вещей, как предметов человеческой культуры.
Материал: выставка глиняных игрушек, тряпичных кукол, деревянных кукол, матрешек; аудиодиск классической музыки («Во поле береза стояла»).
Публикация «Конспект экскурсии в краеведческий музей с детьми старшей группы „Игрушки наших предков“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсии в краеведческий музей
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
Предварительная работа:
Беседа о любимых игрушках; знакомство детей с народными художественными промыслами, которые связаны с народной игрушкой (Дымковская, Филимоновская, Богородская, Каргопольская, Тверская, матрёшка, рассматривание фотографий и иллюстраций с изображениями различных игрушек народных промыслов, просмотр презентации «Старинные игры и игрушки»; дидактическая игра "Что - сейчас, а что - раньше". Рассматривание альбомов. Чтение книги Нуждиной «Мир вещей», загадывание загадок об игрушках.
Беседа с детьми о правилах поведения на дороге и в общественных местах (в музее)
Словарная работа: предки, игрушки-самоделки, подручные материалы, потешка (игрушка, умельцы-мастера.
Ход:
Воспитатель и дети входят в музей.
Воспитатель:
Пройдет и сто, и двести лет,
И триста лет пройдет,
Но каждый снимок и портрет
Любую вещь, любой предмет
В музее сохранит народ.
Мы находимся в Лысковском краеведческом музее. Здесь мы можем увидеть вещи наших предков, можем представить как жили люди много-много лет назад, какая была у них посуда, одежда, мебель.
- А как вы думаете, во что играли дети на Руси? (В игрушки)
-Откуда у вас, ребята, появляются игрушки? (из магазина, дарят как подарок)
-А в старину люди делали игрушки для своих детей сами, это были игрушки-самоделки. Как вы понимаете, что значит «игрушки-самоделки»? (ответы детей)
- Правильно, это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки в минуты отдыха на забаву своим маленьким детям. Дети постарше сами могли сделать такую потешку (игрушку) без помощи взрослого.
-Из чего сделаны ваши игрушки? (из пластмассы, резины, ткани)
-Как вы думаете, из чего делали игрушки много лет назад? (Из дерева, глины.
-Да, все, что вы перечислили : дерево, глина, шишки, желуди, мох, солома, береста, тряпочки - материал привычный для людей, он всегда был под рукой. И потому называют этот материал подручным (воспитатель показывает на столе эти материалы.)
Мы сейчас поиграем в игру «Из чего сделано». Я буду начинать говорить, а вы продолжайте:
деревянная игрушка сделана. (дети продолжают)из дерева,
глиняная. из глины,
соломенная. из соломы,
берестовая. из бересты,
желудевая. из желудей,
тряпочная. из тряпок.
Игрушки из глины и дерева становились известными и в других городах. Вспомните, мы с вами рассматривали в альбомах богородские, филимоновские, дымковские, каргопольские игрушки. Их создавали народные умельцы-мастера.
Воспитатель и дети переходят к залу с игрушками.
-В этом зале представлены игрушки, в которые ирали Лысковские дети много лет назад.
Это тряпичные куклы. Делали их из остатков ткани. Такие куклы были в каждой крестьянской семье.
Кукла эта хороша
Из тряпочек ее коса,
В русском доме она жила,
Деткам счастья принесла.
(Дети рассматривают несколько экспонатов) Раньше в каждом крестьянском доме было много таких кукол. Считалось, что эти куклы приносят здоровье, удачу и богатство.
Детки играли с куклой как с ребенком, носили на руках, укачивали, пели колыбельные. (Воспитатель предлагает детям подержать куклу, покачать ее. Ребята встают в круг и по очереди передают куклу и качают ее.) Давайте споем колыбельную.
А это глиняные Лысковские свистульки. Вертят, мнут мягкий кусочек глины умелые руки мастера. Появляются маленькие ножки, узкий хвостик, выразительная головка. И вот уже в руках мастера красуется любознательная птичка или важный козлик, горделивый конь или зайка трусишка. Остается небольшой палочкой ловко проколоть два отверстия – и игрушка подаст свой голос, зазвучит звонко, весело со своим настроением.
Давайте полюбуемся на игрушки, которые сделаны из дерева. (Рассматривание деревянных игрушек). Очень забавные старинные деревянные игрушки, сделанные из осины и сосны с помощью ножа и топора. Известна семья лысковских игрушечников Ягненковых. (Дети рассматривают фотогравию М. Ягненкова и игрушки, выполненные мастером)
- Каких животных изображают эти игрушки? (Коней, котиков, коров)
- Обратите внимание на то, что кони были разные: кони-«колесики», кони на двух колесиках, с круглым отверстием в центре игрушки, кони на четырех колесиках. В круглое отверстие вставляли палочку, за которую ребенок катал перед собой игрушку. Игрушки раскрашивали белым, малиновым, фиолетовым и желтым цветом с нанесением узоров в виде сегментов, кругов, полосок и точек черной и белой краской. Игрушки изготовляли всей семьей, отец был главным в этом деле, а остальные помогали ему. Эти игрушки были недорогими и их покупали как бедные так богатые люди для своих детей. (пока воспитатель рассказывает, дети рассматривают игрушки в витрине)
Игрушки, которые мы с вами сегодня рассматривали были очень любимы детьми того времени. Ребята дорожили ими, старались не ломать и передавали игрушки своим детям. И те игрушки, которые сохранились до наших времен, теперь выставлены в этом музее для вас.
- Ребята, вот и закончилась наша экскурсия. Вам понравилось? (ответы детей)
- Что нового вы сегодня узнали? Что больше всего запомнилось? Какие игрушки вам запомнились? О чем бы могли рассказать дома
маме, папе?
А хотите на некоторое время стать мастерами игрушек? (Да) Я предлагаю вам, когда вернемся в детский сад, придумать и сделать игрушки своими руками из подручных материалов.