Татьяна Чайкина
Конспект выступления педагога-психолога на родительском собрании во второй младшей группе «Адаптация ребёнка в ДОУ»
Конспект выступления педагога-психолога на родительском собрании во второй младшей группе : "Адаптация ребёнка в ДОУ"
План:
1. Знакомство с родителями. Упражнение «Волшебный клубок»
2. Беседа в формате вопрос- ответ о том, как проходит процесс адаптации детей в группе.
- Упражнение «Ассоциации».
Публикация «Конспект выступления педагога-психолога на родительском собрании во второй младшей группе „Адаптация ребёнка в ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
3. Мини-лекция: уровни адаптации.
4. Упражнение «Рекомендации родителям».
5. Заполнение первичных анкет. Буклеты.
6. Упражнение «Все в наших руках»
1. Знакомство с родителями. Упражнение «Волшебный клубок».
Родителям предлагается представиться и коротко рассказать о своем ребенке.
Психолог передает клубок ниток родителям, оставив у себя начало клубка. Родители отматывают, говорят и передают дальше.
Психолог: Посмотрите, каждый из нас соединен ниточкой, не простой ниточкой, а нитью, которая будет связывать всех нас на протяжении нескольких лет. Эта нить должна быть настолько прочной, насколько это возможно ради здоровья и счастья ваших детей! Думаю, что вы с нами согласитесь!
Мы с вами познакомились и теперь с хорошим настроением переходим к серьезным вопросам.
вопрос адаптации ребенка к ДОУ. При поступлении в ДОУ ребенок попадает в новую социальную среду со своими правилами, нормами и требованиями. В новых условиях малышу приходится адаптироваться не только на социальном, психологическом, но и на физиологическом уровне.
- Беседа в формате вопрос- ответ о том, как проходит процесс адаптации детей в группе.
А какие ассоциации вызывает у вас слово «адаптация»?
- Упражнение «Ассоциации».
Родители называют, какие ассоциации вызывает у них слово «адаптация», как они его понимают.
2. Мини-лекция: уровни адаптации.
Психолог : Известно, что адаптация (от лат. «приспособляю») – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом. Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могу привести к эмоциональным нарушениям и замедлению темпа психофизического развития.
В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени адаптации ребенка к детскому саду:
1 – 16 дней - легкая адаптация
16 - 32 дней – адаптация средней тяжести
от 32 до 64 дней – тяжелая адаптация
1. Лёгкая адаптация
Поведение ребенка нормализуется в течение двух недель, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного.
Аппетит В первые дни может быть снижен, затем нормализуется. Отказа от еды не наблюдается.
Сон В первую неделю возможны проблемы с засыпанием, сон может быть непродолжительным. К 20 дню сон нормализуется.
Эмоциональный фон
Контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников, однако это состояние не стабильно. Любой новый раздражитель влечет за собой возврат, как к положительным, так и к отрицательным эмоциональным реакциям. Бодрое, заинтересованное настроение может сочетаться с утренним плачем.
Адаптация средней тяжести
Сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе. Восстановление происходит через 20-40 дней.
Аппетит снижается. В первые дни возникает отказ от еды. Аппетит восстанавливается через 20-40 дней.
Сон Ребенок плохо засыпает. Сон короткий. Вскрикивает во сне. Просыпается со слезами. Сон восстанавливается через 20-40 дней.
Психоэмоциональные критерии:
Эмоциональный фон
Эмоциональное состояние ребенка нестабильно в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Отношение к близким – эмоционально-возбужденное: плачь, крик при расставании и встрече. Постепенно, обычно к 20 дню, эмоциональное состояние нормализуется.
Поведение
Отсутствие активности. В дальнейшем активность избирательна. Возможен отказ от участия в деятельности, в игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная и кратковременная, речью может не пользоваться. Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкая к новой ситуации.
3. Тяжелая адаптация
Длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
Аппетит снижен. Стойкий отказ от еды. С трудом привыкает к новой пище. Может отказываться от самостоятельного приема пищи. Аппетит восстанавливается к 60 дню.
Сон Плохо засыпает, сон короткий, прерывистый. Во время сна наблюдаются всхлипывания, могут вскрикивать во сне.
Восстанавливается примерно к 60 дню.
Реакции ребенка, направлены на выход из ситуации: это либо активное эмоциональное состояние (плачь, негодующий крик, агрессивно-разрушительные реакции, двигательный протест). Либо активность отсутствует при выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).
Поведение
Пассивное поведение. Активность отсутствует. Часто отрицание любой деятельности. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Может иметь место задержка речевого развития.
Хорошим способом снять стресс является быстрое, механическое рисование с использованием ярких красок, а также крик-дайте на улице покричать ребенку. Старайтесь, чтобы ребенок хотя бы несколько часов в день проводил в тишине наедине с книгой или тихими традиционными играми. Чаще разговаривайте с ребенком, обнимайте.
Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к саду пугают родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли ребенок вообще адаптироваться к саду, закончится ли когда-нибудь этот «ужас»? С уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые очень беспокоят родителей, в основном являются типичными для всех детей, находящихся в процессе адаптации. В этот период почти все мамы думают, что именно их ребенок «несадовский», а остальные малыши якобы ведут и чувствуют себя лучше. Но это не так.
3. Упражнение «Рекомендации родителям»
Как вы думаете, какова ваша роль в том, чтобы помочь ребенку успешно адаптироваться к условиям детского сада?
Психолог предлагает в подгруппах составить рекомендации родителям : что могут сделать родители для того, чтобы помочь ребенку успешно адаптироваться к условиям детского сада.
Команды родителей по очереди предлагают свои варианты решения данной проблемы.
Теперь, когда вы знаете, что многие негативные проявления в поведении ребенка являются нормальным проявлением процесса адаптации, вам нужно понять: очень скоро они начнут уменьшаться, а потом и вовсе сойдут на «нет». Через некоторое время вы с удивлением, а потом и гордостью начнете отмечать, что малыш стал самостоятельным и с радостью ходит в детский сад.
4. Заполнение первичных анкет. Буклеты.
Психолог: Уважаемые родители! Чтобы вы могли вспомнить некоторые рекомендации, которые вы получили на нашей встрече, мы для вас приготовили памятки.
Заполнение первичных анкет. Информационные листовки.
5. Упражнение «Все в наших руках».
Родителям предлагается обвести на листе бумаги свою ладонь, и на каждом пальчике написать свои личные качества, которые помогают им быть хорошей мамой, папой.
Педагог-психолог : Дорогие родители! В вашей руке - ваши сильные стороны, которые помогут вам справиться со всеми трудностями адаптационного процесса и воспитания ваших детей. Я хочу, чтобы вы помнили о них, они в вас. Все в ваших руках!
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду?»
1. Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к детскому саду, он чувствует ваши переживания.
2. Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощания (чмокнуть в щечку, помахать рукой,а также ритуал встречи.
3. По возможности приводить малыша в сад должен кто-то один, будь то мама, папа или бабушка. Так он быстрее привыкнет расставаться.
4. Не обманывайте ребенка,забирайте домой во время,как пообещали.
5. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.
6. В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка.
7. Создайте спокойную,бесконфликтную обстановку в семье.
8. На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест, цирка, театра.
9. Будьте терпимее к его капризам, «не пугайте», не наказывайте детским садом.
10. Уделяйте ребенку больше своего времени,играйте вместе, каждый день читайте малышу.
11. Не скупитесь на похвалу.
12. Эмоционально поддерживайте малыша : чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.
РАДУЙТЕСЬ ПРЕКРАСНЫМ МИНУТАМ ОБЩЕНИЯ СО
СВОИМ МАЛЫШОМ!