Елена Махрова
Духовно-нравственное воспитание в ДОУ (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание в ДОУ (из опыта работы)
В наш век технического прогресса, кибернетики и компьютеризации, люди стали забывать о самом главном: ребенке, душе, человечности! Взрослые стараются вложить в малыша массу современных знаний, часто забывая о нравственных ценностях!
Одна из задач ФГОС ДО – объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных социокультурных ценностей и приятных в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи и общества. (п. 1.6. ФГОС ДО)
Публикация «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ (из опыта работы)» размещена в разделах
«Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут воспитывать знания как птицу, необходимую для дальнейшего духовного роста и становления личности». Ш. А. Амоношвили.
Тихон Задонский сказал: «Ребенок, как деревце, чтоб вырасти необходимо иметь опору. Так и дитя: научим добру – будет добрым, научим злу – получим зло».
В дошкольном возрасте формируется основа духовно-нравственной системы. В свою очередь, духовно-нравственное воспитание дошкольников формирует личность маленького человека, а общественный заказ современной России – возрождение и сохранение традиций.
Сохранить историческую преемственность поколений, бережное отношение к историческому наследию России, патриотизм, формировать толерантность, отношение к миру. Актуализируя духовное наследие ВОВ, мы создаем условия для изменения социально-политической, экономической и культурной ситуации в России - «Если мы войну забудем, вновь придёт она».
Получается, что мы – педагоги – будущее! Каким оно будет зависит от нас. Так с чего начать воспитание? Надо заявлять, проговаривать истинные ценности, чтобы дума ребенка услышала их, и он научился хранить и беречь то, что у него есть. Вот тогда сформируется важнейший мотив в его душе – волевая направленность на заботу, на переживания, на хранение, на оберегание, на благодарность.
Как же всё это сделать?
В своей работе я прежде всего приобщить ребенка к нашей истории – истории Руси, а уроки истории – это уроки нравственности.
Взаимодействие с родителями – одно из приоритетных направлений в моей работе :
• это всевозможные НОД и открытые показы
• обширно представлена совместная деятельность с семьей
• экскурсии выходного дня, под общим названием «Поездки семьей».
Мы посетили: - Поклонную гору (мемориальный комплекс)
- Музей ВОВ
- Александровский сад
- Манежная Площадь (памятник)
В этих поездках дети не только знакомятся с историей нашей страны, видя не просто картинки, а настоящие объекты, происходит единение поколений и возрождение ценностей. Родители вспоминают и охотно делятся тут же своими эмоциями об их детстве, рассказах более старшего поколения, что имеет особую ценность.
В своем родном городе, 9 МАЯ, традиционно наш ДОУ посещает Вечный огонь, по дороге поздравляем ветеранов.
Для более интересной и разнообразной работе с детьми, нашими сотрудниками был создан мини-музей. Одна из зон которого, посвящена ВОВ, экспонаты в эту зону собирают родители МБДОУ. Совместно с родителями, мы начали создавать «Книгу памяти».
В группах регулярно ведется работа в этом направлении : уголки Победы, книжные выставки, где особое внимание уделяется детским подвигам во время ВОВ, ну и конечно всевозможное конструирование моделей.
В помощь педагогам в работе по патриотизму, мы используем парциальную программу М. Ю. Новицкой «Наследие Патриотическое воспитание в д/с».
Наследовать – значит делать своими, то что было накоплено предыдущими поколениями.
«Мы-наследники Великой Победы, и мы не имеем право дать забыть нашим детям, то что было пережито и восстановлено нашими дедами».
Дети – наше будущее, наша копилка – что мы туда положим, то и возьмем. В книге Посмертных вещаний преподобного Нила Мироточивого, Афонского подвижника XVI ст говорится: «самое невинное и нежное – наши дети – в конце времени превзойдут своей злобой и лукавством не только взрослых, но и демонов!»
И мы обязаны хотя бы попытаться сделать детей – наше будущее – добрее и чище. Все начинается с детства – именно тогда закладывается характер, душа начинает медленно раскрываться навстречу добру, первые ростки любви позволяют ощущать незримое присутствие Бога.
Как важно, чтобы эти ростки не зачахли, а развилось в большое дерево, тогда всем живущим рядом будет просто и тепло. В наше время воспитать ребенка трудно, мир таит много соблазнов и задач педагога – показать истину!