Татьяна Забелина
Выступление на педсовете «Роль педагога в эмоциональном воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Педсовет на тему : «Роль педагога в эмоциональном воспитании детей дошкольного возраста»
Тема доклада: «Формирование дружелюбия к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ».
Дошкольный возраст является ответственным периодом в воспитании детей. Это возрастной период первоначального фактического складывания личности, интенсивного морально- нравственного развития ребёнка.
Публикация «Выступление на педсовете „Роль педагога в эмоциональном воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
В младенческом (0-1 год) возрасте ведущей деятельностью ребёнка является непосредственно – эмоциональное общение со взрослым, в раннем детстве (1-3 года) на первое место выходит предметно – манипулятивная деятельность со взрослым.
В социальной ситуации развития ребёнка в среднем и старшем дошкольном возрасте (3 - 7 лет, когда ведущей деятельностью становится игра, всё большее значение для ребёнка начинают приобретать общение и отношения с другими детьми.
Если ребёнку 2-4 лет гораздо важнее общаться со взрослым и манипулировать предметами, а потребность в общении со сверстниками занимает достаточно скромное место, то с 5-летнего возраста эта потребность выдвигается на первое место. Теперь уже дети начинают явно предпочитать общество сверстников или одиночной игре. (Е. О. Смирнова,304)
В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) у детей, особенно тех, кто посещает детский сад, сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать всё большее место в их жизни. Этот возраст является периодом расцвета игровой деятельность, которая обладает богатой эмоциональной насыщенностью, обилием нерегламентированных коммуникативных проявлений и действий.
В коллективной игре дети заняты общим делом, они приобретают умение контролировать свои эмоции и правильно их выражать, понимают необходимость согласовывать свои действия и учитывать потребности своих партнёров, т. е. устанавливать сотруднические доброжелательные отношения для достижения общего результата.
Взрослый (педагог) для ребёнка старшего дошкольного возраста выступает как источник новых знаний, как авторитет, способный разрешить любые конфликтные ситуации между детьми, помирить, установить справедливость, пояснить в форме, доступной пониманию детей, нравственность того или иного поступка, ответить на их вопросы. Поэтому именно взрослому (педагогу) необходимо целенаправленно способствовать формированию у детей дружелюбия к сверстникам как нравственно положительной ценности. Дружелюбие – это стремление к близким дружеским отношениям, основанных на взаимном доверии, привязанности, общности интересов и т. п.
Средствами формирования дружелюбия к сверстникам являются традиционные средства нравственного воспитания в отечественной дошкольной педагогике. Это художественные средства (литература, искусство и т. д., природные средства, а также собственная деятельность детей (игровая, трудовая, образовательная, художественная, а также общение со сверстниками и взрослыми). Из перечисленных средств, следует выделить игровую деятельность как ведущую для детей старшего дошкольного возраста и поэтому наиболее эффективную в формировании дружеских отношений в детском коллективе в условиях ДОУ.
Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру, организации, поэтому чёткая классификация их затруднительна. В основном, игры делятся на игры с открытыми правилами или творческие (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, режиссёрские, театрализованные, игры-драматизации, и др.) и игры с фиксированными правилами (дидактические, хороводные, подвижные, словесные, коммуникативные, забавы, развлечения, народные и др.).
Для формирования дружеских отношений целесообразно предлагать детям общие подвижные игры (коммуникативные, контактные, хороводные и т. п., такие как «Здравствуй, друг», «Выбирай пару», «Дружочки», «Кто тебя позвал», «Колечко» и др.
Во время игровой деятельности педагогу важно наблюдать за действиями детей, вовремя помогать ребёнку преодолевать ситуации эмоционального дискомфорта, способствовать осознанию детьми личной значимости поступков, необходимости справедливого поведения при ведении игры, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять доброжелательность, вежливое обращение, внимательность к другим детям и т. д. Уместны наводящие вопросы, советы, рекомендации.
К концу дошкольного возраста (6-7 лет) в группе возникают устойчивые избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки дружбы.
«Здравствуй, друг»
Дети стоят в кругу, повернувшись парами друг к другу, поднимают правую руку и кладут на плечо другу со словами:
-Здравствуй, друг!
Легонько поглаживают мочку уха друга со словами:
-Как ты тут?
Разводят руками:
-Где ты был?
Руки к груди:
-Я скучал!
Обнимают друг-друга:
-Ты пришёл, хорошо!
Поворачиваются в другую сторону, образуя другую пару и игра повторяется.
«Выбирай пару»
Дети шагают врассыпную со словами:
-Ты шагай своей дорогой, не зевай! Ты шагай, ты шагай, себе пару выбирай! (становятся парами)
-Поздоровайся ладошкой! (соединяют ладони правых рук)
-Поздоровайся и ножкой! (соединяют носки правых ног)
И далее по тексту:
-Пальчиком…и кулачком…и, конечно язычком: «Доброе утро, (имя!»
Снова идут врассыпную:
-Ты шагай своей дорогой, не зевай! Ты шагай, ты шагай, другую пару выбирай!
Становятся новые пары:
-Поздоровайся головкой!
-Как ты делаешь всё ловко! (обнимаются)
-Плечиком…и локотком…и, конечно, язычком: «Здравствуй, (имя!»
Снова идут врассыпную:
-Ты шагай своей дорогой, не зевай! Ты шагай, ты шагай, другую пару выбирай!
Становятся новые пары:
-Поздоровайся макушкой!
-И своим красивым ушком!
-Спинкой… тёпленьким бочком…и, конечно, язычком: «Привет, (имя!»
«Дружочки»
Дети идут хороводом по часовой стрелке, в середине ребёнок идёт вдоль детей против часовой стрелки. Дети говорят:
-Ходит Ваня, ходит, Ваня посреди кружочка, посреди кружочка! Ищет Ваня, ищет Ваня для себя дружочка, для себя дружочка!
Останавливаются, ребёнок выбирает «дружочка», берёт его за руку и ходит с ним по кругу, дети говорят:
-Нашёл Ваня, нашёл Ваня для себя дружочка, для себя дружочка!
«Дружочки» кружатся парой в середине хоровода, взявшись за руки «Лодочкой», дети продолжают:
- Нашёл Ваня, нашёл Ваня для себя дружочка, для себя дружочка!
Дети останавливаются, хлопают в ладоши, «Дружочки» танцуют друг напротив друга, улыбаясь, глядя в глаза друг-другу.
Затем выбранный «Дружочек» занимает место водящего в середине хоровода, а тот, кто выбирал, становится в круг. Игра продолжается.